Урок окружающего мира в 1 классе УМК Школа России.

Учитель начальных классов: Бутенко Любовь Петровна

Тема: На что похожа наша планета.

Тип урока: открытие новых знаний.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить с формой и движением Земля, с глобусом.

  • Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.

  • Развивать наблюдательность.

  • Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта России, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Я вас рада видеть. Мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите соответствующий кружочек вашему настроению. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи.

III. Актуализация и пробное учебное действие.

( На доске карта мира, у учителя на столе глобус)

— Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар. (Земля)

— Что обозначает слово «земля»?

— Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. (работа в парах)

— Что вы знаете о планете Земля?

— Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли.

— Как представляли форму Земли древние мудрецы?

IV. Выявление места и причины затруднения.

— Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

— Какова тема урока?

— Каковы цели урока?

Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

VI. Работа по теме урока.

(учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения)

— Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

— Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

— Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

— Кто же прав?

— Если Земля плоская, значит, можно идти — идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

— Но пока никому из людей это не удалось…

— А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…

— Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

— В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.

— Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.

— Какое же изображение правильное?

— Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

-Это наблюдение люди сделали еще в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

— Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).

-В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.

Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей. (Ответы детей.)

В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.

Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. А ученый Платон расположил Землю на одной стороне куба, который окружил хрустальной сферой со звездами.

Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля — это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями.

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Глобус)

(Учитель показывает глобус.)

-Глобус — модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.

-А на что еще похожа наша планета? (Ответы детей.)

-Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (Ответы детей.)

-Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля.

(Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.)

-Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь.

Моделирование

(Учащиеся лепят модель Земли из пластилина. Работу выполняют в парах. Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, дети лепят шары из пластилина голубого цвета.)

А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на наших моделях? (Зеленого, желтого, коричневого.)

(Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 33).

-Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.

2 (с. 33).

-Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.)

-Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.

-Какие цвета вам понадобились для раскрашивания?

-Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки?

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.

-Как называется наша планета?

-Какую она имеет форму?

-Как это можно доказать?

-Как движется Земля?

-Что такое глобус?

-Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

X. Подведение итогов работы

-Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? (Земля имеет форму шара.)

-Как мы доказали свое предположение? (Фотография из космоса это подтверждает.)

Рекомендации для занятий дома

Узнать новую информацию о планете Земля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here