Урок № 53

Дата: 5.04.14 г.

Предмет: Познание мира

Класс: 3

Тема урока: Наша Родина.

Цели: Расширить знания и представления учеников о своей Родине, показать красоту природы Казахстана. Развивать чувство прекрасного; умение наблюдать, высказывать своё мнение, развивать творческие способности учащихся; умения работать с картой. Содействовать воспитанию патриотизма, побуждать беречь природу окружающей среды.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Ключевая идея: Исследовать умение сотрудничества учащихся в процессе выполнения заданий в группах.

Оборудование: «Дерево Казахстана», листочки, яблочки, видеоролик «Моя Родина — Казахстан», физическая карта Казахстана, паровозик, стикеры, кроссворд, цветы двух видов, рабочие листы, листы оценивания, запись спокойной мелодии, карточки, активная физминутка «Две половинки», ресурсы (тексты, презентация «Казахстан»),

Ход урока:

1. Психолого-педагогический настрой класса на работу.

Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку.

— Хорошо, что солнце светит! (поднимаем руки вверх) — Хорошо
— Хорошо, что дует ветер! (машем на себя) — Хорошо
— Хорошо в краю родном! (разводим руками) — Хорошо
— Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя) — Хорошо

2. Актуализация знаний учащихся.

Отгадывание кроссворда «Профессии».

 1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мастер по приготовлению пищи.

2.Рабочий, занимающийся покраской предметов.

3.Пашет поле.

4.Делает снимки.

5.Рабочий, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий.

6.Работник, который пасет скот.

7.Рабочий, занимающийся обработкой дерева.

8.Лицо, заведующее кассой, занимается выдачей и приемом денег.

9.Ухаживает за телятами.

Ключевое слово: _________________________

Ответы к кроссворду: (Повар, маляр, тракторист, фотограф, слесарь, пастух, столяр, кассир, телятница). Ключевое слово: профессия.

-Как нужно относиться к людям разных профессий?

3. Вводная часть.

В классе жду я вас всегда.

Вы готовы в путь, друзья?

Все преграды мы пройдем,

Знанья новые найдем.

— Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на паровозике Чух – Чух. (видеоролик).

И давайте все встанем, сядем в вагончики и отправимся в путешествие.

— Что изображено на слайде?

— Как называется?

— Что за точечки видны на карте?

— О чем будем говорить на уроке? (О Родине)

4.Сообщение темы, целей урока.

Тема нашего урока называется «Наша Родина».

— Какую цель поставим перед собой на уроке?

— Цель нашего урока расширить знания и представления о своей Родине, показать красоту природы Казахстана.

— А что для вас значит слово Родина? ……….

Упражнение » Ассоциации».

— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Наша Родина»? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами. (Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки – стикеры к «Дерево Казахстана»).

5.Объяснение нового материала.

Чтение стихотворения учителя «Родина моя».

Что значит «Родина моя?» — ты спросишь

Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

от края и до края,

Всё это Родина твоя,

Земля твоя родная!

— А какая она наша Родина? Что вы можете о ней рассказать?

— Большая или маленькая наша РК? (показать на карте).

6. Деление на группы, создание коллаборативной среды.

Игра «Бабочка».

Бабочка-красавица

Всем нам очень нравится!

Раз – росинкою умылась,

2 – к цветочку наклонилась,

3 – почистила сапожки,

4, 5 – махнула мошке,

6 – лапками подрыгала,

7 – быстренько попрыгала,

8 – платьице расправила,

9 – причёсочку поправила,

10 – полетела, на цветочек села.

(в конце игры ребята «садятся» на цветочки, которые расположены на полу).

-Ребята, каждый из вас выбрал себе цветок, а сейчас распределитесь на две группы и сядьте за те столы, на которых вы увидите свои цветы.

При работе вы будете оценивать себя, используя лист оценивания.

Критерии оценивания:

Имя ученика

Активность

Пересказ

Участие в обсуждении

Высказывание своего мнения

Участие при составлении кластера

Итоговая оценка

7.Работа в группах.

1.Работа по карточкам — диалог.

Группа №1.

1.Объясни, что такое Родина?

2.Как называется наша Родина?

3.Что ты знаешь о Казахстане?

4.Назови президента нашей республики.

5.Назови столицу Казахстана.

6.Назови достопримечательности Астаны.

Группа №2.

1.Родина – это место, где человек родился и живет.

2.Казахстан.

3.Казахстан — огромная страна. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы.

4.Нурсултан Абишевич Назарбаев.

5.Астана.

6.Байтерек, Пирамида, Хан Шатыр … .

2. Работа с пословицами.

— О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах . Вам необходимо соотнести пословицы казахского народа с пословицами русского народа. Задание одинаковое, но мы посмотрим кто его выполнит быстрее и правильно.

Отанды сүю – от басынан басталады.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается

Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл.
Человек без Родины, что соловей без леса.

Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің.
Родину предать – себя заживо схоронить

8. Слово учителя.

— Родина- это наш общий дом.
Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что — то подскажет так, как каждый понимает по- своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом, родной город»

— А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот)

— Какого человека мы можем называть патриотом? (Дети дополняют……)

— А вот какое определение патриота даётся в словаре……
Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины
(толковый словарь)
— Хотелось познакомить вас с устаревшими словами, которые обозначали то же самое, что и слово патриот (слова синонимы)
• Отечественник
• Отчизник
• Отчизнолюб
• Усердный защитник

— Давайте попробуем составить портрет патриота

-Вам необходимо в группах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (внимание на экран).
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________

(Звучит спокойная музыка)

— Расскажите, что у вас получилось….
— Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….

— Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

— А вы считаете себя патриотами?
— Как можно проявить свою любовь к Родине?

9.Активная физминутка «Две половинки».

10. Работа в группах по тексту (ресурсы, презентации).

Задание.

1.Прочитайте внимательно текст.

2.Перескажите напарнику.

3.Выберите лучший пересказ в группе.

4.Подготовьте выступающего.

5.Спикер выступает от группы.

1 группалесостепь Казахстана. Березовые колки

 Степь

Степи Казахстана занимают обширную часть республики и тянутся широкой полосой с запада на восток; это огромные территории, на которых произрастает большое количество разнотравья – ковыль, типчак, тимофеевка, эбелек, житняк. На увлажненных территориях, вблизи рек, встречаются тростник и осока. Встречается много и лекарственных представителей растительного мира, например, зверобой, шиповник, валериана, бессмертник.

Степь весной

Полупустыни пустыни

Растительность полупустынь – это типчак, ромашка, ковыль, иногда кохия, лебеда, эбелек.

Самым интересным представителем является черный саксаул, заросли которого называются саксаульниками..

Черный саксаул

Леса

Богат кедровыми и сосновыми лесами, много яблоневых и ясеневых лесов.

Из представителей цветковых можно назвать таволгоцвет, тюльпан, эдельвейс.

Увы, но далеко не все редкие представители растительного мира, занесенные в Красную Книгу, находятся на охраняемой территории.

2 группа — горы

 Сарыарка .Местные жители не без основания называют этот край «казахстанской Швейцарией», так как здесь в окружении красивейших гор Казахского мелкосопочника располагаются прозрачные голубые озера, являющиеся излюбленным местом отдыха туристов из стран СНГ.

 Мугоджары — невысокая каменная гряда, являющаяся южным отрогом Уральских гор.

Мангыстауские горы находятся на Мангыстауском полуострове Каспийского моря.

 

Алтай — часть самой крупной горной системы, называемой Алтай-Саянскиегоры, границы которой простираютсяот озера Зайсан до озера Байкал.

Саур-Тарбагатай вместе с соседними хребтами образует единую горную систему. Он является продолжением Сарыарки на востоке.

Тянь-Шаньская горная страна занимает юго-восток Казахстана.

Пик Хан-Тенгри (Повелитель духов), наивысшая точка Казахстана , считается одной из красивейших вершин Центрального Тянь-Шаня. Мраморная вершина в виде остроконечной пирамиды видна почти отовсюду.

Гора Белуха — высочайшая вершина Алтая и Сибири располагается на северо-востоке Восточного Казахстана на границе Казахстана и России. Белуха представляет собой интересный объект для альпинизма и горного туризма.

Тургеньское ущелье богато горячими источниками, водопадами, хвойными и смешанными лесами, альпийскими и субальпийскими лугами, озерами и родниками, лекарственными растениями и ягодами

11. Круг «От сердца к сердцу».
(Учитель предлагает учащимся по строке прочитать стихотворение).

— Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:
1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
10. Гордись тем, что ты – гражданин великого многонационального Казахстана!

12.Просмотр видеоролика «Моя Родина – Казахстан!».

13.Рефлексия в кругу:

Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.

Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.

Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.

Если вы уверены в своих силах, топните ногой.

Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.

Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.

Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.

Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки.

А теперь можете пройти на свои места.

14.Домашнее задание
— Быть патриотом — значит видеть свою страну процветающей, любить свою родину. Нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here