МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Урок окружающего мира
Тема: «О молниях, змеях, собаках и прочем».
(для учащихся 4 класса)
Составила учитель начальных классов Н. С. Болдузева
Муром 2012 год
Тема: «О молниях, змеях, собаках и прочем».
Цель: изучать правила безопасности при общении с природой.
Задачи:
— научить защищаться от природы на практических примерах;
-развивать монологическую речь, воображение учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакат с изображением корабля, карточки с буквами, линейки, шерстяная ткань, кусочки бумаги, открытки грибов, фотография змеи, фотографии домашних животных, листы с текстом о змеях.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
— Какую тему изучали на прошлом уроке?
Ответ: опасные места
3.Постановка проблемы.
— Прочитайте тему урока.
-Подумайте, что может объединять такие разные по значению слова в одну тему?
-Для того, чтобы это выяснить мы с вами отправимся на корабле в путешествие на
остров.
4.Проверка домашнего задания.
-Что нужно знать, чтобы отправиться на остров?
Ответ: нужно знать название острова.
-Вы его узнаете, если ответите правильно на мои вопросы.
(За правильный ответ уч-ся получает карточку с буквой)
-Как нужно вести себя на балконе?
-Что делать, если вы застряли в лифте?
-Какие опасности подстерегают вас на стройплощадке?
-Чем опасна трансформаторная будка?
-Какие меры безопасности нужно соблюдать на льду?
-Прочитайте, что у нас получилось?
(На доске запись: остров новых знаний.)
5. Открытие новых знаний.
-Итак, мы отправляемся в путешествие на остров новых знаний. Мы плывем на большом корабле. Светит яркое солнце. Нужно ли опасаться солнца?
( Ответы и рассуждения детей)
Игра «День – ночь».
(На доске появляется картинка с изображением грозы)
-Посмотрите, что изменилось?
Ответ: началась гроза.
-Что такое гроза?
Рассказ учителя.
-В глубокой древности грозы боялись и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины.
Люди тогда думали, будто это страшный великан, разгневавшись, мечет на землю
огненные стрелы. Но больше, чем молний люди боялись раскатов грома.
-Как вы думаете, что опасней, гром или молния? Почему?
-Что такое молния?
(Рассуждения уч-ся)
Практическая работа.
-Возьмите линейки и потрите их о шерстяную ткань. А теперь дотроньтесь до кусочков
бумаги. Что вы видите? Почему это произошло?
Ответ: линейка наэлектролизовалась.
-Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Воздух на ее пути мгновенно раскаляется и его объем многократно увеличивается. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. Гроза – это действительно опасное явление природы.
Работа с учебником (стр.23)о
-Прочитайте и запомните правила поведения во время грозы.
Самостоятельная работа в печатных тетрадях (стр. 14)
Взаимопроверка.
5. Физкультминутка
6. Работа по теме урока.
-Мы продолжаем наше путешествие. Гроза стихла. Мы прибыли на прекрасный остров и немного проголодались.
(На доске открытки с грибами)
-Посмотрите, сколько грибов на нашем острове!
-Скажите, все ли грибы можно есть? Почему?
-Давайте послушаем сообщения о ядовитых грибах.
(Уч-ся выступают с сообщениями о ложном опенке, бледной поганке, мухоморе пантерном.)
-Понравились ли вам сообщения ваших товарищей? Оцените их работу.
Работа с учебником.
-Прочитайте, о каких еще ядовитых грибах вы узнали?
Игра «За грибами» .
Работа в парах. ( На парта х — карточки с названиями грибов. Нужно положить в конверт названия только съедобных грибов.)
Проверка:
-Какие грибы не взяли? Почему?
Работа с учебником.
-Ребята, посмотрите на стр.25. Что за растения здесь изображены? Какие из них вам знакомы?
Сообщения учащихся о ядовитых растениях: дурман, белена, вороний глаз.
Оценка работ учащимися.
-Какое основное правило безопасности нужно соблюдать при сборе грибов и растений?
(Ответы уч-ся)
-Проверьте себя по учебнику.
Чтение вывода на стр.25.
-Мы с вами идем по густой траве. Вдруг трава зашевелилась. Кто это может быть? Какие опасные животные могут скрываться в траве?
Ответ: змеи. ( На доске — фотография змеи)
-Что вы знаете о змеях? К какой группе животных они относятся? Чем они опасны?
Самостоятельная работа.
-Возьмите тексты, прочитайте.
-Подчеркните синим карандашом ту информацию, которая вас удивила, или была вам неизвестна.
-Зеленым — правила безопасного поведения.
Проверка сам. работы.
-Наше путешествие подходит к концу . Мы вернулись домой.
-Кто же нас встречает? Наши любимцы — собаки и кошки. (На доске фотографии домашних животных)
-Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с домашними животными?
-Проверьте себя по учебнику стр.26
Домашнее задание( по выбору)
Составить памятку безопасного общения с домашними животными.
Подготовить сообщение о своем питмце.
7. Итог урока.
-Что же объединило эти слова в одну тему?
Ответ: правила безопасности.
Рефлексия.
-Понравился ли вам урок?
-Что было легко? Что вызвало затруднения?-
-Кто из вас работал на уроке активно и заслужил хорошую оценку?