Место работы: МОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа»

Ф,И.О.: Рунова Татьяна Федоровна, учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир, 4 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ»

Выполнила: учитель 4 класса

Рунова Татьяна Федоровна

п. Радищев 2014 – 2015 учебный год

Дата: 06.10.14 год Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний. Виды деятельности учащихся: Самостоятельная работа. Планируемые результаты: Предметные: Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения, использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Личностные: Формирование принятия установки на здоровый образ жизни. Метапредметные: Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс /автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2009 г.; Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс, 2013 г.; таблицы: «Костно-мышечная система», «Позвоночник», «Череп», «Грудная клетка», «Живые рычаги», «Строение мышечной клетки»; бланки с тестом на каждого ученика; мультимедио по теме «Тело человека»; кроссворд с ключевым словом здоровье, Экспресс – опрос (вопросы); игра «Море волнуется», «Учебный словарь русского языка» В.В.Репкин.

Ход урока

1.Организационный момент

— Решим кроссворд. Я показываю кости скелета, а вы заполняете название костей. Если правильно разгадаете, получите ключевое слово, означающее, самое главное для человека, чего нельзя купить ни за какие деньги.

позвоночник

предплечье

бедро

ребро

лопатка

сустав

голень

плечо

— Что такое здоровье? (когда чувствуешь себя хорошо,…)

— Посмотрим в «Учебном словаре Русского языка» В.В.Репкина. 1. Нормальная деятельность организма, отсутствие болезни. (Здоровье дороже богатства. (пословица). 2. То или иное состояние организма. (На здоровье – пожалуйста (доброе пожелание).

— Что важнее, физическое или душевное здоровье? (дети отвечают)

— Важна гармония всего организма – и души, и тела.

2. Сообщение плана проведения урока

— Сегодня мы систематизируем и обобщаем тему «Тело человека» и я предлагаю, провести наш урок в семь этапов: первый этап – Экспресс — опрос, второй этап – Интересные факты, третий этап – Проверочная работа в форме теста по теме «Скелет. Мышцы», четвертый этап – Проверка самостоятельной работы в паре, пятый этап – Работа в группах: оформить полученные знания по теме «Тело человека» в виде таблицы, рисунка, схемы (по желанию), шестой этап – Рефлексия деятельности, седьмой этап – Домашнее задание.

— Есть какие-то предложения по плану работы на уроке?

3. Проверка усвоения темы «Тело человека»

1-й этап работы

Экспресс – опрос (фронтальная устная работа)

1.Каков вес скелета человека? (примерно 10 кг) 2. Сколько костей в организме человека? (около 200) 3. Тип соединения костей черепа (неподвижное) 4. Единственная подвижная кость черепа (нижняя челюсть) 5. Что расположено в позвоночном канале? (спинной мозг) 6. Что образуют грудина и ребра? (грудную клетку) 7. Название какой кости напоминает рабочий инструмент? (лопатка) 8. Когда человек выше – утром или вечером? (утром) 9. Как называются длинные кости? (трубчатые) 10. Что находится в полости трубчатой кости? (костный мозг) 11. Назовите функции скелета. (Скелет – опора тела, форма тела, защита внутренних органов) 12. Назовите самую большую мышцу. (ягодичная) 13. Из скольких мышц состоит тело человека? (из 639 мышц) 14. К какому возрасту мышцы набирают максимальную силу? (к 30 годам) 15. Почему у старых людей шаркающая походка? (слабеют мышцы, становятся дряблыми) 16. Как эмоции помогают лучше выполнять работу? ( хорошее настроение – лучше работает мозг) 17. Какие системы тела человека работают, когда вы пишете? )опорно- двигательная система) 18. Как нужно одеваться, когда занимаетесь спортом? (легко, не кутаться) 19. Зачем мы с вами делаем физминутку? (чтобы меньше уставали мышцы)

Физминутка: «Море волнуется» — Что позволило вам принять и держать различные позы? (наши мышцы)

1-й слайд: записано выражение «Ни один мускул не дрогнул на его лице» — Как вы это понимаете? Когда так следует себя вести?

— Почему у человека, который еще не знал огня, были развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа? (пища была грубой, поэтому была развита челюсть)

2-й слайд с выражением: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

— Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

— Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)

— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы? (заниматься физкультурой, тренироваться)

— Группа ребят подготовила интересные факты.

2-й этап работы

Интересные факты. (подготовленные дети дают информацию)

  • Обычно считается, что тело человека симметрично. Оказалось, что такой симметрии нет, а истинная красота человека в асимметрии. Мускулатура правой стороны обычно развита сильнее левой. Как вы думаете, почему? (функции правой и левой стороны неодинаковы)

  • Измерения показали, что в 22 случаях из ста у человека руки разной длины. Причем в 75 случаях из 100 правая рука на 1 – 2 см длиннее, чем левая. А левая нога чаще бывает на 1 – 2 см длиннее правой (как опорная). А голова не лежит строго посередине тела.

  • На Руси всегда было много сильных людей. Известен капитан Лукин (конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра (пуд 16 кг), одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок, вызвал сразу четырех боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

  • Известен капитан-лейтенант Тимашов, который завернул в шинель двенадцатипудовую гирю и незаметно пронес ее под мышкой мимо часового. 1 пуд = примерно 16 кг, сколько кг весит двенадцатипудовая гиря? (192 кг)

  • Русский атлет Иван Заикин (1880 – 1948 г.), выступавший на цирковой арене, мог с легкостью вскинуть на плечи морской якорь весом 25 пудов и прогуливаться с ним по манежу. Сколько это килограммов? (400). В одном из музеев Парижа хранится подарок от русского силача – рельс, согнутый им в кольцо.

  • А на Волге гремел бурлак Никита Ломовский, который в Астрахани один ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой (молот такой), которую едва поднимали 8 человек.

  • Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже почти загадка спортивного долголетия.

  • В наши дни известен силач Валентин Дикуль (родился он в 1947 году) за годы работы в цирке повторил все известные трюки русских богатырей прошлых лет и изобрел новые. Во время исполнения «пирамиды» он удерживал на себе 1000 кг – две стальные штанги и семерых человек. В другом номере на плечи ему ставили платформу с автомобилем «Волга» (это 1570 кг). А ведь в юности у этого атлета был перелом позвоночника, после чего он 7 лет не мог ходить.

— Как вы думаете, все эти люди родились такими сильными? (врожденные данные имеют определенное значение, однако сила приобретается в индивидуальном развитии)

3-й этап работы.

Проверочная работа по теме «Скелет. Мышцы» (самостоятельная работа)

Фамилия …

  1. Подчеркните лишнее понятие:

Плечо, голень, предплечье, кисть.

  1. Расскажите о позвоночнике по плану:

а) Какой орган защищает. … … .. .. б) Какое соединение между костями. … …. ….. в) Из скольких позвонков состоит. … …. …. …

3. Соедините стрелкой.

Типы соединения костей Название костей

неподвижное колено

череп

полуподвижное позвоночник

локоть

подвижное ребра и грудина

  1. Обведите правильный ответ. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:

а) подставить под горячую воду; б) подставить под холодную воду или положить холодный компресс; в) подставить под горячую воду и положить согревающий компресс.

5. Назовите орган, расположенный внутри черепа.

а) почки; б) головной мозг; в) спинной мозг.

6. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц; б) от связок и сухожилий; в)от хрящей и костей.

7. Распределите понятия на группы.

Плечо, голень, кисть, ребра, стопа, грудина, предплечье, бедро, лопатка.

4-й этап работы

Взаимопроверка в парах при помощи экрана.

  1. Подчеркните лишнее понятие:

Плечо, голень, предплечье, кисть.

2. Расскажите о позвоночнике по плану:

а) Какой орган защищает. (спинной мозг) б) Какое соединение между костями. (полуподвижное) в) Из скольких позвонков состоит. (33 – 34 позвонка)

3. Соедините стрелкой.

Типы соединения костей Название костей

неподвижное колено

череп

полуподвижное позвоночник

локоть

подвижное ребра и грудина

  1. Обведите правильный ответ. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:

а) подставить под горячую воду; б) подставить под холодную воду или положить холодный компресс; в) подставить под горячую воду и положить согревающий компресс.

5. Назовите орган, расположенный внутри черепа.

а) почки; б) головной мозг; в) спинной мозг.

6. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц; б) от связок и сухожилий; в)от хрящей и костей.

7. Распределите понятия на группы.

Плечо, голень, кисть, ребра, стопа, грудина, предплечье, бедро, лопатка.

5-й этап работы

Групповая работа Полученные знания представить в виде схемы, таблицы или рисунка

4. Рефлексия деятельности учащихся.

— Как вам работалось на уроке? — Что нового узнали о себе? — Что было самым удивительным? — Как себя можете оценить? — Ваше отношение к собственному здоровью?

5. Домашнее задание

1. Тетрадь с. 13 №21, 22.

*2. Вспомнить случай, когда вы смогли помочь другому в какой-то ситуации и рассказать на следующем уроке. (по желанию)

— Мне очень приятно было общаться с вами, пусть ваше здоровье всегда будет в порядке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here