Место работы: МОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа»
Ф,И.О.: Рунова Татьяна Федоровна, учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир, 4 класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ»
Выполнила: учитель 4 класса
Рунова Татьяна Федоровна
п. Радищев 2014 – 2015 учебный год
Дата: 06.10.14 год Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний. Виды деятельности учащихся: Самостоятельная работа. Планируемые результаты: Предметные: Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения, использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Личностные: Формирование принятия установки на здоровый образ жизни. Метапредметные: Осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс /автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2009 г.; Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс, 2013 г.; таблицы: «Костно-мышечная система», «Позвоночник», «Череп», «Грудная клетка», «Живые рычаги», «Строение мышечной клетки»; бланки с тестом на каждого ученика; мультимедио по теме «Тело человека»; кроссворд с ключевым словом здоровье, Экспресс – опрос (вопросы); игра «Море волнуется», «Учебный словарь русского языка» В.В.Репкин.
Ход урока
1.Организационный момент
— Решим кроссворд. Я показываю кости скелета, а вы заполняете название костей. Если правильно разгадаете, получите ключевое слово, означающее, самое главное для человека, чего нельзя купить ни за какие деньги.
позвоночник
предплечье
бедро
ребро
лопатка
сустав
голень
плечо
— Что такое здоровье? (когда чувствуешь себя хорошо,…)
— Посмотрим в «Учебном словаре Русского языка» В.В.Репкина. 1. Нормальная деятельность организма, отсутствие болезни. (Здоровье дороже богатства. (пословица). 2. То или иное состояние организма. (На здоровье – пожалуйста (доброе пожелание).
— Что важнее, физическое или душевное здоровье? (дети отвечают)
— Важна гармония всего организма – и души, и тела.
2. Сообщение плана проведения урока
— Сегодня мы систематизируем и обобщаем тему «Тело человека» и я предлагаю, провести наш урок в семь этапов: первый этап – Экспресс — опрос, второй этап – Интересные факты, третий этап – Проверочная работа в форме теста по теме «Скелет. Мышцы», четвертый этап – Проверка самостоятельной работы в паре, пятый этап – Работа в группах: оформить полученные знания по теме «Тело человека» в виде таблицы, рисунка, схемы (по желанию), шестой этап – Рефлексия деятельности, седьмой этап – Домашнее задание.
— Есть какие-то предложения по плану работы на уроке?
3. Проверка усвоения темы «Тело человека»
1-й этап работы
Экспресс – опрос (фронтальная устная работа)
1.Каков вес скелета человека? (примерно 10 кг) 2. Сколько костей в организме человека? (около 200) 3. Тип соединения костей черепа (неподвижное) 4. Единственная подвижная кость черепа (нижняя челюсть) 5. Что расположено в позвоночном канале? (спинной мозг) 6. Что образуют грудина и ребра? (грудную клетку) 7. Название какой кости напоминает рабочий инструмент? (лопатка) 8. Когда человек выше – утром или вечером? (утром) 9. Как называются длинные кости? (трубчатые) 10. Что находится в полости трубчатой кости? (костный мозг) 11. Назовите функции скелета. (Скелет – опора тела, форма тела, защита внутренних органов) 12. Назовите самую большую мышцу. (ягодичная) 13. Из скольких мышц состоит тело человека? (из 639 мышц) 14. К какому возрасту мышцы набирают максимальную силу? (к 30 годам) 15. Почему у старых людей шаркающая походка? (слабеют мышцы, становятся дряблыми) 16. Как эмоции помогают лучше выполнять работу? ( хорошее настроение – лучше работает мозг) 17. Какие системы тела человека работают, когда вы пишете? )опорно- двигательная система) 18. Как нужно одеваться, когда занимаетесь спортом? (легко, не кутаться) 19. Зачем мы с вами делаем физминутку? (чтобы меньше уставали мышцы)
Физминутка: «Море волнуется» — Что позволило вам принять и держать различные позы? (наши мышцы)
— 1-й слайд: записано выражение «Ни один мускул не дрогнул на его лице» — Как вы это понимаете? Когда так следует себя вести?
— Почему у человека, который еще не знал огня, были развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа? (пища была грубой, поэтому была развита челюсть)
— 2-й слайд с выражением: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».
— Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?
— Сила и ловкость – это врожденные или приобретенные качества? (приобретенные)
— Что нужно делать, чтобы развить свои мышцы? (заниматься физкультурой, тренироваться)
— Группа ребят подготовила интересные факты.
2-й этап работы
Интересные факты. (подготовленные дети дают информацию)
-
Обычно считается, что тело человека симметрично. Оказалось, что такой симметрии нет, а истинная красота человека в асимметрии. Мускулатура правой стороны обычно развита сильнее левой. Как вы думаете, почему? (функции правой и левой стороны неодинаковы)
-
Измерения показали, что в 22 случаях из ста у человека руки разной длины. Причем в 75 случаях из 100 правая рука на 1 – 2 см длиннее, чем левая. А левая нога чаще бывает на 1 – 2 см длиннее правой (как опорная). А голова не лежит строго посередине тела.
-
На Руси всегда было много сильных людей. Известен капитан Лукин (конец 18 века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра (пуд 16 кг), одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок, вызвал сразу четырех боксеров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.
-
Известен капитан-лейтенант Тимашов, который завернул в шинель двенадцатипудовую гирю и незаметно пронес ее под мышкой мимо часового. 1 пуд = примерно 16 кг, сколько кг весит двенадцатипудовая гиря? (192 кг)
-
Русский атлет Иван Заикин (1880 – 1948 г.), выступавший на цирковой арене, мог с легкостью вскинуть на плечи морской якорь весом 25 пудов и прогуливаться с ним по манежу. Сколько это килограммов? (400). В одном из музеев Парижа хранится подарок от русского силача – рельс, согнутый им в кольцо.
-
А на Волге гремел бурлак Никита Ломовский, который в Астрахани один ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой (молот такой), которую едва поднимали 8 человек.
-
Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже почти загадка спортивного долголетия.
-
В наши дни известен силач Валентин Дикуль (родился он в 1947 году) за годы работы в цирке повторил все известные трюки русских богатырей прошлых лет и изобрел новые. Во время исполнения «пирамиды» он удерживал на себе 1000 кг – две стальные штанги и семерых человек. В другом номере на плечи ему ставили платформу с автомобилем «Волга» (это 1570 кг). А ведь в юности у этого атлета был перелом позвоночника, после чего он 7 лет не мог ходить.
— Как вы думаете, все эти люди родились такими сильными? (врожденные данные имеют определенное значение, однако сила приобретается в индивидуальном развитии)
3-й этап работы.
Проверочная работа по теме «Скелет. Мышцы» (самостоятельная работа)
Фамилия …
-
Подчеркните лишнее понятие:
Плечо, голень, предплечье, кисть.
-
Расскажите о позвоночнике по плану:
а) Какой орган защищает. … … .. .. б) Какое соединение между костями. … …. ….. в) Из скольких позвонков состоит. … …. …. …
3. Соедините стрелкой.
Типы соединения костей Название костей
неподвижное колено
череп
полуподвижное позвоночник
локоть
подвижное ребра и грудина
-
Обведите правильный ответ. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:
а) подставить под горячую воду; б) подставить под холодную воду или положить холодный компресс; в) подставить под горячую воду и положить согревающий компресс.
5. Назовите орган, расположенный внутри черепа.
а) почки; б) головной мозг; в) спинной мозг.
6. От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц; б) от связок и сухожилий; в)от хрящей и костей.
7. Распределите понятия на группы.
Плечо, голень, кисть, ребра, стопа, грудина, предплечье, бедро, лопатка.
4-й этап работы
Взаимопроверка в парах при помощи экрана.
-
Подчеркните лишнее понятие:
Плечо, голень, предплечье, кисть.
2. Расскажите о позвоночнике по плану:
а) Какой орган защищает. (спинной мозг) б) Какое соединение между костями. (полуподвижное) в) Из скольких позвонков состоит. (33 – 34 позвонка)
3. Соедините стрелкой.
Типы соединения костей Название костей
неподвижное колено
череп
полуподвижное позвоночник
локоть
подвижное ребра и грудина
-
Обведите правильный ответ. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:
а) подставить под горячую воду; б) подставить под холодную воду или положить холодный компресс; в) подставить под горячую воду и положить согревающий компресс.
5. Назовите орган, расположенный внутри черепа.
а) почки; б) головной мозг; в) спинной мозг.
6. От чего зависит осанка человека?
а) от скелета и мышц; б) от связок и сухожилий; в)от хрящей и костей.
7. Распределите понятия на группы.
Плечо, голень, кисть, ребра, стопа, грудина, предплечье, бедро, лопатка.
5-й этап работы
Групповая работа Полученные знания представить в виде схемы, таблицы или рисунка
4. Рефлексия деятельности учащихся.
— Как вам работалось на уроке? — Что нового узнали о себе? — Что было самым удивительным? — Как себя можете оценить? — Ваше отношение к собственному здоровью?
5. Домашнее задание
1. Тетрадь с. 13 №21, 22.
*2. Вспомнить случай, когда вы смогли помочь другому в какой-то ситуации и рассказать на следующем уроке. (по желанию)
— Мне очень приятно было общаться с вами, пусть ваше здоровье всегда будет в порядке.