МБОУ «Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова»

Занятие по внеурочной деятельности

«Моя первая экология»

2 класс

Тема: «О животных, которых не любят»

Занятие подготовила:

Учитель начальных классов

Горьковец А.Г.

Верхопенье 2014

Тема «О животных, которых не любят»

Цель занятия:
• Воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.

Задачи занятия:
• Пробудить интерес к нелюбимым животным, помочь преодолеть чувство неприязни к ним.
• Сформировать знания о роли этих животных в природе и в жизни человека.
• Воспитывать культуру общения с природой, умение не причинять вреда ничему живому.

Планируемые результаты занятия:

  • Предметные:.

  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

  • Соотносить группы животных и их существенные признаки.

  • Метапредметные:

  • Регулятивные:

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

  • Познавательные

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

  • Коммуникативные:

  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

  • Развивать умение принимать коллективное решение.

  • Личностные:

  • Осознание необходимости учения.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

  • Учиться выражать свое мнение.

Воспитательный результат: формирование представлений о роли лягушек и жаб в жизни природы и человека, о необходимости бережного отношения ко всему живому.

Воспитательный эффект: развитие любознательности, формирование положительной учебной мотивации, коррекция проблем воспитания.

Оборудование: персональный компьютер, мульти-медиа проектор, презентация «Животные, которых не любят», фигурки лягушек, маски лягушек, карточки для создания «Книги жалоб», картинки смайлики, картинки лягушек, карточки с народными приметами.

Участники: учитель, учащиеся.

Ход занятия

1. Мотивационный этап
— Ребята, я рада видеть вас на заседании нашего клуба. Вы стали настоящими друзьями природы, научились ценить и понимать красоту окружающего мира. Много нового и интересного вы узнали о жизни растений и животных. Сегодня нам предстоит решить очень важную проблему, ответить на важные и сложные вопросы. Вы готовы? Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Вместе мы сможем справиться с самыми сложными заданиями и решить любые проблемы.

2. Актуализация знаний. Слайд №1
— На нашей планете живёт много разных животных – свирепых и робких, пушистых и гладкокожих.
— Одинаково ли люди относятся к разным животным? Какие животные вам нравятся? Почему?
— Каких животных вы не любите? Почему? Что вы чувствовали при встрече с ними? Как вели себя?

3. Постановка учебной задачи. Составления плана работы.
— Как вы думаете, какой проблеме посвящено сегодня заседание нашего клуба? О чём мы будем говорить сегодня?

Слайд № 2 (О животных, которых не любят)
— Многих животных люди не любят: пауков, змей, мышей, крыс, ящериц. Но больше всего недоброжелателей у этих животных:

Слайд № 3 (Загадка про лягушку)
У болотной мягкой кочки,
Под зелёненьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая… (лягушка).

— Кто же будет сегодня главным героем заседания нашего клуба? (лягушки и жабы)
— Как вы думаете, на какие вопросы мы постараемся ответить?

Слайд №4 Составление плана урока.

-Почему люди не любят лягушек?

-Приносят ли лягушки пользу? Может ли природа обойтись без лягушек?

— Всё ли люди знают о лягушках?)
— Где живут лягушки?

-Приглашаю вас на берег озера, чтобы лучше познакомиться с нашими героями.

Слайд № 5 (Фотография водоёма)

4. Деление на группы

— А как вы относитесь к этим животным? Выразите своё отношение к ним с помощью сигналов настроения (если нравятся эти животные, нужно поднять весёлый смайлик, если нет –грустный).
— У нас получилось 2 группы – «Защитники лягушек» и «Обвинители лягушек». Пусть каждая группа выдвинет свои аргументы в пользу лягушек или по их обвинению.
(Дети работают в группах, обсуждают свои задания, затем один человек от каждой группы выступает со своими аргументами).
— У нас появилось два разных мнения. Попробуем разобраться – кто прав?

5. Проведение исследований, наблюдений.

— Многие люди считают лягушек и жаб некрасивыми, даже уродливыми. Их называют ядовитыми и вредными, их уничтожают. Почему же у людей появилось такое мнение об этих животных?

Слайд №6

Дети рассматривают картинки лягушек и жаб, описывают их внешний вид.

(неприятная внешность, мокрая скользкая кожа, бородавки у жаб, слизь на коже)

— Можно ли сказать, что люди не любят жаб и лягушек из-за их внешности? Справедливо ли это?
— Как вы думаете, почему жаб некоторые люди считают ядовитыми? Для чего жабы выделяют ядовитую жидкость?
(Дети выдвигают различные гипотезы, предположения.)
— Оказывается, с помощью этой ядовитой жидкости жабы защищаются от врагов. У них ведь нет острых зубов и когтей, быстрых ног. Жидкость имеет неприятный запах и очень едкая. Схватит хищник жабу – и сразу выплюнет.
— Какие вы знаете вредные приметы, связанные с жабами и лягушками?
(если взять жабу в руки, то появятся бородавки; если раздавить лягушку, то пойдёт дождь; если на дорогу перед человеком выскочит жаба, то случится несчастье).
— Так ли это на самом деле?
(Дети опровергают приметы)

6. Творческая работа в парах
— Как вы думаете, есть ли у лягушек и жаб причины обижаться на людей?
— Какие жалоба они могли бы высказать людям, если бы умели говорить?
— Давайте от их имени составим Книгу жалоб.
(Дети работают в парах. Каждая пара обсуждает и на листочках записывает жалобы лягушек. Затем жалобы озвучиваются и все листочки собираются в одну книгу – Книгу жалоб.)

Слайд №4 (Жалобная книга лягушек)
Вот, сколько причин у лягушек для обид на людей!

6. Составление плана «защиты» лягушек
-Попробуем защитить лягушек. Какие хорошие слова вы можете сказать о них?
-Лягушки –симпатичные, удивительные, необыкновенные, полезные и нужные животные. Попробуем вместе доказать, что это так.

7. Реализация плана

Слайды №7, (фотография лягушки крупным планом)
— Рассмотрим внимательно лягушку. Она ведь совсем не противная, даже, наоборот, в ней есть что-то
симпатичное. Обратите внимание на её глаза. Какие они? (большие, внимательные, грустные, печальные, задумчивые). А теперь посмотрите на её рот. Так и кажется, что сейчас лягушка улыбнётся. Настоящая лягушка-царевна! Кажется, вот-вот сбросит она кожу и станет большеглазой красавицей. Не случайно лягушка стала героиней сказок.

-Давайте вспомним названия этих сказок.
(«Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница, «Король-лягушонок»).

(Учитель показывает иллюстрации этих сказок.)
-А из каких сказок пришли эти лягушки?
(3 детей в масках лягушек рассказывают отрывки из сказок, остальные отгадывают)
-Вот какие
симпатичные лягушки!

Игра «Цапля и лягушки»

-А какими удивительными свойствами обладают лягушки! Знаете ли вы, что раньше, когда не было холодильника, люди опускали в кувшины с молоком лягушек? Молоко становилось прохладным и долго не закисало. Почему?
— А ещё лягушки умеют предсказывать погоду. Выберите среди примет такие, которые относятся к лягушкам.
(Дети работают по карточкам, отмечая и зачитывая нужные приметы)
Народные приметы «Как животные предсказывают погоду»
 Если паук сидит, забившись в середину паутины, и не выходит – жди дождя.
 Раки перед дождём выползают на берег.
 Если вечером разносится громкое кваканье, то на следующий день будет хорошая погода.
 Если муравьи прячутся в муравейник – скоро пойдёт дождь.
 Лягушки по суше прыгают – к дождю.
 Перед дождём пчёлы перестают летать за нектаром к цветам, сидят в ульях и гудят.
 Если лягушки глухо квакают, то скоро будет дождь.
 Ласточки низко летают – к дождю.
 Сильно стрекочут кузнечики – в ближайшие сутки будет хорошая погода.
 Если лягушки до этого громко квакали, а потом вдруг замолчали, надо ждать холодную погоду.

— У лягушек даже цвет кожи меняется: перед дождём она становится сероватого цвета.
— А какие громкие концерты устраивают лягушки! Хотите послушать?

(Дети слушают запись кваканья лягушек)
— Вот такими удивительными свойствами обладают лягушки.

— Летом я встретила в лесу необычную лягушку. Она очень ловко ползала по стеблям растений и перепрыгивала с листа на лист. А вы встречали такую лягушку?

— Я хочу познакомить вас с необыкновенными лягушками.

Слайд № 8 (фотография древесной лягушки квакши)

— Перед вами древесная лягушка квакша. Как вы думаете, почему она так называется?
— Оказывается, не все лягушки обитают в водоёмах. Некоторые живут на деревьях, например древесная лягушка квакша. Квакша красива. Она легко меняет свою окраску от зелёной до серой. Как вы думаете, почему?
(чтобы её не заметили и не поймали) Целое лето квакша держится на деревьях. Ни один жучок, ни одна гусеница не ускользнёт от этой лягушки.
— А почему лягушки не падают с деревьев? Что помогает им удерживаться на ветках?
(дети высказывают свои предположения)

Дидактическая игра «Расставь по порядку» Детям предлагается расставить картинки с изображением этапов роста квакш в правильной последовательности: икринка – головастик – детеныш – взрослая квакша. Поверьте себя.

Артикуляционная и зрительная гимнастика «Квакша охотится»

В углах классной комнаты под потолком размещены картинки с изображением мухи, бабочки, паука, гусеницы. Дети находят их глазами в соответствии с текстом, высовывают язык изо рта как можно дальше, затем резко прячут его и закрывают рот. Заканчивается упражнение морганием.

— А вы знаете, что некоторые лягушки являются природными санитарами? Например, жерлянка.

Слайд № 9 (фотография лягушки жерлянки)
— Вы видели когда-нибудь такую лягушку? Сверху она серая, а брюшко у неё тёмно-синее, с оранжевыми пятнами. Эту лягушку ещё называют
чистюлей. Она воду чистит – ест водоросли, поедает личинки комаров. А ещё жерлянка выделяет особый яд, который убивает вокруг неё в воде бактерии и микробы.
Вот какие
необыкновенные бывают лягушки.

А почему лягушек считают полезными животными? Какую пользу они приносят окружающему миру и людям? (ответы детей)
— Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек Основная пища лягушек и жаб – насекомые (мошки, комары, мухи, жуки) а также слизни,
улитки, пауки. За лето лягушки и жабы поедают больше насекомых, чем птицы. А некоторые люди специально собирают жаб и приносят их на свои огороды. Как вы думаете, зачем? (ответы детей)
Жабы поедают вредителей, которые уничтожают наш урожай – медведок, слизней, проволочников, долгоносиков, гусениц. Они – настоящие помощники людям и защитники наших садов и огородов!

— Представим себе, что вдруг исчезли все лягушки и жабы. Что произойдёт? (будет слишком много насекомых, комары и мошки сильно расплодятся) Значит, лягушки – хранители равновесия в природе. Они необходимы природе.

— А кто ещё не сможет обойтись без лягушек? Кому ещё они нужны?
— Многие животные питаются лягушками – цапли, аисты, а также ежи, барсуки, выдры, лисы. Если исчезнут лягушки, могут погибнуть аисты и цапли. Ведь лягушки – их основная пища.

— Большую помощь оказывают лягушки врачам и учёным. Их давно используют для научных целей. С их помощью учёные сделали много важных открытий и придумали лекарства для лечения людей.
В Париже, Токио и Бостоне лягушкам даже памятники поставили в знак благодарности.

Слайд № 10 (фотографии памятника лягушек)

Вы согласны, что лягушки – очень нужные животные?

8. Обобщающая беседа
-За что же мы можем сказать лягушкам «спасибо»?

(дети по очереди берут в руки игрушку лягушки и говорят ей добрые слова, благодарят)
Давайте все вместе поблагодарим лягушек и жаб. (Дети хором читают отрывок из стихотворения)

Слайд № 11 (стихотворение)
Спасибо лягушкам и жабам
За то, что в природе нужны.
В пупырышках все, некрасивы и рябы,
Они в равновесии очень важны.
— Изменилось ли ваше отношение к лягушкам? Покажите с помощью сигналов ваше отношение к этим животным. (Дети снова с помощью сигналов оценивают своё отношение к лягушкам и жабам)
— Я рада, что у наших сегодняшних героев появилось много новых друзей.
Я уверена, что вы никогда не будете обижать лягушек. Ведь всё в природе создано не случайно, и каждый имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять своё сердце, делать его холодным и чёрствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

9. Рефлексивно-оценочный этап
— Как вы думаете, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
— Что новое для себя вы узнали сегодня? Какие открытия для себя вы сделали?
— Оцените свою работу. Если вам было интересно, и вы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, поставьте свою картинку лягушки на самую высокую ступеньку лесенки знаний, если старались, но не всё получилось – на среднюю ступеньку. Если было трудно, неинтересно, то поставьте картинку на нижнюю ступеньку.

— Вы очень хорошо поработали сегодня. А на память о нашем занятии я хочу подарить вам маленькие сувениры – фигурки весёлых лягушат. (Учитель вручает детям игрушки).
Пусть эти симпатичные лягушата напоминают вам об удивительных, необыкновенных, полезных и очень нужных животных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here