Сценарий урока по технологии в 5 классе:
«Ремонт одежды. Заплата-аппликация»
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Сформировать у учащихся технологические знания и умения по ремонту одежды.
Задачи:
Образовательные:
-
Расширить знания учащихся о видах ремонта одежды.
-
Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации соблюдая технологическую последовательность.
-
Закрепить навыки выполнения косого, петельного стежка.
-
Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.
Коррекционно — развивающие:
-
Корригировать и развивать устную речь учащихся через использование словарных слов, терминологии.
-
Корригировать и развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук через выполнение упражнений пальчиковой гимнастики и в ходе выполнения практической работы.
-
Развивать глазомер, пространственное представление, аналитико-синтетические умения на основе работы с предметно – технологической, планом работы.
Воспитательные:
-
Формировать у учащихся навыки, способствующие развитию точности и аккуратности во время работы, умение осуществлять текущий контроль качества, выполняемой работы.
-
Воспитывать культуру труда, трудолюбие, эстетический вкус.
-
Воспитывать умение рационального ведения семейного бюджета, понимание того, что знания, полученные на уроках швейного дела, необходимы в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие:
-
Планировать объём материала с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
-
Соблюдать режим охраны здоровья, используя физкультминутки.
-
Способствовать созданию благоприятного психологического климата (музыкальная терапия).
-
Следить за правильной осанкой учащихся во время работы.
-
Формировать знания, умения, навыки культуры профессионального здоровья, навык безопасной работы.
Методы и приёмы работы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный показ учителя, практическая самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Наглядные пособия:
образцы «Виды заплат», ПТК на обработку заплаты-аппликации, плакаты по технике безопасности, коллекция материалов для выполнения заплаты, схема косого, петельного стежков, сигнальные опоры, ребус «Заплата»,
образцы ценников-этикеток одежды, иллюстрации одежды.
Технические средства обучения: компьютер, экран.
Мультимедийное обеспечение: физкультминутки, слайды к отдельным видам деятельности, аранжированная классическая музыка «В лесу».
Оборудование: швейные машины с электроприводом, утюг, утюжильная доска.
Инструменты: иглы, булавки, ножницы, карандаши, линейки.
Словарная работа:
заплата, аппликация, наметать, приутюжить, петельный стежок, косой стежок.
Индивидуальная работа:
-
помощь учащимся в процессе работы.
-
Клюшина К. – выполнение работы с помощью учителя.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
| Индивидуальная работа | |
I. Организационный этап. Настрой на работу | Взаимное приветствие.
Проверка отсутствующих.
|
Отчёт дежурного | Подготовить уч-ся к работе на уроке.
|
|
II. Сообщение темы и цели урока. | Учитель предлагает учащимся разгадать тему урока. Тема состоит из двух слов: первое слово разгадывается при помощи ребуса (заплата), второе слово, ответив на вопрос что это?: вырезанный из материала рисунок разной формы, прикрепленный на ткань. | Ответы учащихся:
— заплата
— аппликация
| Эмоциональный стимул. Создать благоприятный психологический климат. Развивать пространственное представление, аналитико-синтетические способности.
|
|
|
| Запись темы урока в дневник «Заплата-аппликация»
|
|
|
| Сегодня на уроке мы научимся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации.
|
|
|
|
III. Систематизация знаний учащихся.
| Фронтальный опрос класса по теме прошлого урока: «Ремонт одежды в месте разрыва ткани».
|
|
|
|
Фронтальный опрос | Вопросы:
1) Почему необходимо следить за своей одеждой, беречь ее и учиться ремонтировать?
| Ответы учащихся:
Для того, чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, удлинить срок ее носки надо бережно относиться к ней, ежедневно следить за ее состоянием, своевременно ремонтировать и тогда человек в такой одежде всегда будет выглядеть аккуратно и опрятно.
| Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить пробелы в знаниях.
Корригировать и развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
|
|
| 2) Что произойдет, если вовремя не сделать ремонт одежды?
| Если вовремя не сделать ремонт одежды она будет рваться дальше, и мы будем выглядеть неопрятно.
|
|
|
| 3) Какие виды мелкого ремонта одежды мы научились выполнять? | Мы научились пришивать пуговицы, ремонтировать одежду по распоровшемуся шву, зашивать одежду в месте разрыва ткани, изготавливать и пришивать вешалку.
|
|
|
| 4) Какой ремонт одежды мы научились выполнять на прошлом уроке? | Мы научились выполнять ремонт одежды в месте разрыва ткани.
|
|
|
| 5) Расскажите, пожалуйста, как выполняется ремонт одежды в месте разрыва ткани.
Учитель раздаёт карточки с планом работы к ПТК. | 1) Задание: определить последовательность выполнения ремонта одежды по образцам.
2) Задание: определить последовательность операций, составить план работы к ПТК.
3) Задание: используя сигнальные опоры, определить цвет ниток для ремонта одежды по распоровшемуся шву.
4)Фронтальная работа с классом. Задание: определить последовательность работы по ремонту одежды в месте разрыва ткани. | Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.
Развивать логическое мышление | 1) Индивидуальная работа с ПТК у доски (Настя М.)
2) Индивидуальная работа (Катя К., Настя М., Арина С.)
3) Индивидуальная работа (Катя К.) |
| Оценка ответов учащихся.
|
|
|
|
IV. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Рассказ учителя. Беседа. | Сегодня мы научимся выполнять сложный вид ремонта одежды – заплату-аппликацию. Во время носки одежды ткань изнашивается, протирается, становится тонкой или рвется, особенно на локтях, коленях. В таких случаях нельзя зашить аккуратно разорванную ткань, так как изношенное место велико по размеру, тогда ремонтируют одежду с помощью заплаты-аппликации. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вместе подумаем и решим, а стоит ли ремонтировать одежду, если на ней образовалась дырка или ткань на локтях протерлась? Может быть, стоит купить новую одежду?
Учитель раздает учащимся ярлыки-ценники от одежды.
Задание: определить название изделия и сколько оно стоит.
Посмотрите, как всё дорого стоит! Как вы думаете лучше отремонтировать одежду и сэкономить бюджет семьи или купить новую?
А теперь давайте посмотрим, что мы можем купить на сэкономленные деньги (на доске картинки по теме: «Одежда и аксессуары» с указанием цены). Вывод: Белье и одежду лучше ремонтировать – это сэкономит бюджет семьи, а сэкономленные деньги потратить на необходимые товары для семьи.
|
Ответы учащихся: Блузка – 300 руб., платье – 850 руб. и т.д.
Ответы учащихся: сэкономить
Учащиеся выбирают на сэкономленные деньги товар.
| Расширить знания учащихся о видах ремонта одежды.
Экономическое воспитание учащихся.
Вызвать интерес к изучению нового материала. Воспитывать умение рационального ведения семейного бюджета, понимание того, что знания, полученные на уроках швейного дела, необходимы в повседневной жизни.
|
|
V. Сообщение нового материала. Рассказ учителя. Беседа. Показ слайдов. Слайд № 1
Слайд № 2
Объяснение технологии обработки заплаты по ПТК.
Слайд № 3
| Порванное место на одежде можно отремонтировать с помощью заплаты-аппликации.
По форме заплата может быть в виде геометрических фигур (круглая, овальная, квадратная), растений, животных. Для заплаты выбирают любую плотную ткань, тонкую кожу или клеенку контрастного цвета или в цвет изделия. Аппликацию прикрепляют с лицевой стороны изделия ручными косыми, петельными стежками или машинной строчкой. Работу по наложению заплаты начинаем с ремонта поврежденного места (работа с ПТК):
— заплата раскроена точно по контуру, имеет ровный срез. — работа выполнена аккуратно, ручные стежки ровные, частые, одинакового размера, не стягивают деталь заплаты. — заплата хорошо приутюжена.
| Учащиеся слушают объяснение учителя. | Расширить кругозор, дать знания учащимся о видах ремонта одежды. |
|
VI. Демонстрация учителем приемов работы.
Слайд № 3
| Сегодня нам предстоит ответственная работа: мы с вами будем ремонтировать полотенца для школы и кабинета СБО. — Показ учителем приемов работы. — Качество работы. — Критерии оценки. — Объем работы.
| Учащиеся подходят к демонстрационному столу учителя. | Показать учащимся приёмы работы.
Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации.
Воспитывать культуру труда, трудолюбие, эстетический вкус. |
|
VII. Закрепление. Фронтальная работа. | Составление ПТК, плана работы на урок совместно с учащимися.
| Учащиеся составляют ПТК, план работы на урок. | Выявить, уточнить, систематизировать знания учащихся, формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.
Развивать пространственное представление, аналитико-синтетические способности.
Корригировать и развивать речь учащихся.
|
|
VIII. Правила техники безопасности.
Слайд № 4
Фронтальная работа. Опрос учащихся.
|
Повторить правила техники безопасности при работе с иглой, булавками, ножницами, утюгом.
|
Ответы учащихся. |
Вырабатывать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травматизма. |
|
VIII. Физкультминутка. | Упражнения на развитие гибкости, подвижности пальцев рук.
| Учащиеся выполняют совместно с учителем | Соблюдать режим охраны здоровья. Корригировать и развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук. |
|
IX. Практическая работа. Вводный инструктаж.
Текущий инструктаж. |
Задание:
Целевые обходы рабочих мест учащихся: выявление затруднений во время работы, организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил техники безопасности, правильность выполнения приёмов работы, качество работы.
|
Учащиеся выполняют работу, пользуясь ПТК.
Учащиеся выполняют работу под музыку.
| Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.
Закрепить навыки выполнения косого, петельного стежка.
Вырабатывать навыки, способствующие развитию точности и аккуратности во время работы, текущему контролю качества выполняемой работы.
Развивать внимание, наблюдательность, координацию движения рук, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, умение работать в коллективе.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
Катя К. — выполнение работы с помощью учителя.
Настя М.- контроль за выполнением работы на швейной машине.
Арина С.- контроль за организацией рабочего места.
|
Физкультминутка.
Слайд № 5
| Упражнения для профилактики нарушения осанки и зрения.
| Учащиеся выполняют упражнения под музыку «Танец маленьких утят».
| Соблюдать режим охраны здоровья. Предупреждение утомляемости глаз, снятие напряжения. |
|
X. Рефлексия.
Фронтальная работа. Опрос учащихся.
| Вопросы на понимание изученного материала.
| Ответы учащихся.
Мы выполняли ремонт одежды с помощью заплаты — аппликации. Размер заплаты должен быть в 2 раза больше изношенного места. Определить форму заплаты, раскроить по контуру. Выполнить ремонт поврежденного места с лицевой стороны изделия косыми стежками. Наложить заплату на лицевую сторону, прикрывая место ремонта. Приколоть, наметать и прикрепить косыми стежками. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся нам при уходе за одеждой.
| Закрепить и систематизировать знания учащихся. Корригировать и развивать устную речь учащихся, логическое мышление. |
|
| ||||
Самоанализ выполненной работы. Слайд № 3
Оценка работ учителем.
|
Комментарии учителя, выставление оценок в дневник. | Учащиеся оценивают свою работу по критериям оценки, выставляют оценки.
Уборка рабочих мест. | Развивать навык самоконтроля и самооценки. |
|
Итог: Пословицы: «Дело мастера боится», «Глаза боятся – руки делают».
|