Конспект внеклассного занятия по теме «Осень»
Автор: Никишова Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№33» г. Рязани
Описание материала: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, руководителям кружков, воспитателям детских садов. Он пригодится для проведения внеклассного занятия по окружающему миру для учащихся 1-2 классов или для детей подготовительной группы детского сада в зависимости от предварительной подготовки.
Цель: формирование представления об осенних изменениях в неживой природе и в растительном мире
Задачи: способствовать закреплению знаний о деревьях, определять деревья по их листьям и плодам;
обогащать словарный запас и развивать речь детей;
воспитывать интерес и любовь к природе
Предварительная работа: чтение книг об осени, экскурсия в школьный сад, наблюдение за осенними изменениями в жизни живой и неживой природы, рассматривание осенних репродукций, рисование осенних букетов и осенних листьев.
Ход занятия
-
Организационный этап.
( Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)
Учитель:
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы будем сегодня говорить о … каком времени года?
Дети: Об осени.
Учитель: Верно. Что мы можем сказать о ней?
Дети: Это красивое время года. Всё вокруг одевается в золотой наряд.
Учитель:
Что приходит за зноем, за летом?
Золотая пора, столь любима поэтом.
Одевает всех, плачет дождём
Зажигает деревья разноцветным огнём.
У любого давайте же спросим
Всяк ответит – да это же …
Дети: осень.
-
Вводная беседа
Учитель: Давайте вспомним, что мы видели на прогулке в нашем школьном саду?
Дети: Мы рассматривали деревья, как они изменились с приходом осени.
Мальчик1: Я запомнил, что на берёзах и липах листья жёлтые.
Девочка1: Я видела красные листья на рябине и очень красивые веточки с ягодами.
Девочка 2: Прямо под нашим окном растёт клён, листья на нём разноцветные: жёлтые, оранжевые , красные и похожи на ладошки с растопыренными пальчиками.
Учитель: Какие вы все молодцы. Очень наблюдательные и всё правильно запомнили.
-
Основная часть
Учитель: А теперь давайте послушаем ваши заготовки, кто хочет рассказать стихотворение об осени?
Девочка3:
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет красивый соберём из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.
Мальчик 2:
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый —
Кленовый.
В. Авдиенко
Мальчик 3:
В лес ходили за грибами,
Но найти их не смогли,
А зато букетик маме
Очень яркий принесли:
Листья жёлтые от клёна
И рябиновая гроздь,
Листик дуба – он зелёный –
Рвать на дереве пришлось.
От черёмухи листочки-
Ярко-красные, как мак,
И засохшие цветочки –
Без цветочков нам никак!
Мама спросит о грибочках,
Мы – букет без лишних слов,
Наше чудо из листочков
Лучше тысячи грибов!
Н. Родивилина
Учитель: Вы, молодцы. Хорошо потрудились.
-
Первичная проверка понимания.
Учитель: Стихи приготовили, и я вижу на столах ещё кое-что. У некоторых ребят замечательные букеты из листьев разных деревьев, а у другой части детей что-то прячется в мешочках. Сейчас мы проведём небольшую игру «Угадай растение» . Разделим класс на две команды. Одна группа детей будет показывать осенний лист, а вторая группа угадывать какому растению он принадлежит. (проведение игры)
Молодцы, а теперь, проверим, все ли дети запомнили семена и плоды различных деревьев. Команды поменялись местами. Вторая группа демонстрирует свои находки из осеннего сада, а первая группа называет, какому растению они принадлежат. Проводится игра «Угадай дерево по плодам.»
Молодцы, ребята. Показали себя настоящими знатоками деревьев.
-
Физкультминутка.
Учитель: Давайте вспомним, как мы гуляли по осеннему саду.
Мы шагали, мы шагали ходьба на месте
И по саду мы гуляли.
Ветер дунул с высоты махи руками слева направо
Полетели все листы. закружились на месте.
Ветер стих, вот так!
Переходим мы на шаг. ходьба на месте
-
Первичное закрепление.
Учитель: Осень – волшебница. Кто согласен со мной хлопните в ладоши. Почему мы так считаем?
Дети: Она меняет окраску листьев на деревьях.
Учитель:
На палитре осень
Смешивала краски:
Жёлтый цвет – для липы,
Для рябины – красный.
Краски всех оттенков
Для ольхи и ивы –
Все деревья будут
Выглядеть красиво.
Учитель: Здорово, что вы так хорошо подготовились. Все наши воспоминанья и рассказы о той поре осени, которая называется – золотая. Но осень — это не только пышное многоцветие, но и унылый пейзаж, и умирание природы и грусть по уходящему лету.
Осенней порой
На дороге, на тропинке
Растерял листочки лес.
Паучок на паутинке
Мне за шиворот залёз.
Уж темнее стали ночи,
И не слышен дятла стук,
Чаще дождик ветви мочит,
Не раздастся грома звук.
Поутру уже на луже
Появился первый лёд.
И снежок легонько кружит,
Знать, мороз в пути, идёт.
Л.Нелюбов
Учитель: В стихотворении Нелюбова встретились приметы осени.
Кто их услышал, хлопните в ладоши раз. Назовите эти приметы.
Дети: 1. Растерял листочки лес.
2. Темнее стали ночи.
3. Появились маленькие паучки.
4. Дождь без грома.
5. С утра на лужах лёд.
Учитель: Какие ещё осенние приметы мы знаем?
Дети:
-
Если на рябине много ягод, то зима будет холодная.
-
В сентябре и лист на дереве не держится.
-
Солнце греет меньше.
-
Без ветра и лист клёна не шелохнётся.
Учитель: Да, ещё в старину люди отмечали все изменения в природе и придумывали про это время года пословицы и поговорки. Про осень говорят Осень — погоды перемен восемь.
Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Дети: высказывают своё мнение.
Учитель: Давайте подведём итог. Какая же она осень?
Дети: золотая, дождливая, ветреная, тёплая, холодная, пасмурная.
Учитель: Да, вот такая она разная.
-
Рефлексия.
Учитель: Какое задание вам больше всего понравилось?