Конспект внеклассного занятия по теме «Осень»

Автор: Никишова Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№33» г. Рязани

Описание материала: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, руководителям кружков, воспитателям детских садов. Он пригодится для проведения внеклассного занятия по окружающему миру для учащихся 1-2 классов или для детей подготовительной группы детского сада в зависимости от предварительной подготовки.

Цель: формирование представления об осенних изменениях в неживой природе и в растительном мире

Задачи: способствовать закреплению знаний о деревьях, определять деревья по их листьям и плодам;

обогащать словарный запас и развивать речь детей;

воспитывать интерес и любовь к природе

Предварительная работа: чтение книг об осени, экскурсия в школьный сад, наблюдение за осенними изменениями в жизни живой и неживой природы, рассматривание осенних репродукций, рисование осенних букетов и осенних листьев.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

( Звучит аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»)

Учитель:

Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы будем сегодня говорить о … каком времени года?

Дети: Об осени.

Учитель: Верно. Что мы можем сказать о ней?

Дети: Это красивое время года. Всё вокруг одевается в золотой наряд.

Учитель:

Что приходит за зноем, за летом?

Золотая пора, столь любима поэтом.

Одевает всех, плачет дождём

Зажигает деревья разноцветным огнём.

У любого давайте же спросим

Всяк ответит – да это же …

Дети: осень.

  1. Вводная беседа

Учитель: Давайте вспомним, что мы видели на прогулке в нашем школьном саду?

Дети: Мы рассматривали деревья, как они изменились с приходом осени.

Мальчик1: Я запомнил, что на берёзах и липах листья жёлтые.

Девочка1: Я видела красные листья на рябине и очень красивые веточки с ягодами.

Девочка 2: Прямо под нашим окном растёт клён, листья на нём разноцветные: жёлтые, оранжевые , красные и похожи на ладошки с растопыренными пальчиками.

Учитель: Какие вы все молодцы. Очень наблюдательные и всё правильно запомнили.

  1. Основная часть

Учитель: А теперь давайте послушаем ваши заготовки, кто хочет рассказать стихотворение об осени?

Девочка3:

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет красивый соберём из них.

Мы букет поставим посреди стола.

Осень золотая в гости к нам пришла.

Мальчик 2:

ОСЕНЬ 

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый —

Кленовый.

В. Авдиенко

Мальчик 3:

В лес ходили за грибами,

Но найти их не смогли,

А зато букетик маме

Очень яркий принесли:

Листья жёлтые от клёна

И рябиновая гроздь,

Листик дуба – он зелёный –

Рвать на дереве пришлось.

От черёмухи листочки-

Ярко-красные, как мак,

И засохшие цветочки –

Без цветочков нам никак!

Мама спросит о грибочках,

Мы – букет без лишних слов,

Наше чудо из листочков

Лучше тысячи грибов!

Н. Родивилина

Учитель: Вы, молодцы. Хорошо потрудились.

  1. Первичная проверка понимания.

Учитель: Стихи приготовили, и я вижу на столах ещё кое-что. У некоторых ребят замечательные букеты из листьев разных деревьев, а у другой части детей что-то прячется в мешочках. Сейчас мы проведём небольшую игру «Угадай растение» . Разделим класс на две команды. Одна группа детей будет показывать осенний лист, а вторая группа угадывать какому растению он принадлежит. (проведение игры)

Молодцы, а теперь, проверим, все ли дети запомнили семена и плоды различных деревьев. Команды поменялись местами. Вторая группа демонстрирует свои находки из осеннего сада, а первая группа называет, какому растению они принадлежат. Проводится игра «Угадай дерево по плодам.»

Молодцы, ребята. Показали себя настоящими знатоками деревьев.

  1. Физкультминутка.

Учитель: Давайте вспомним, как мы гуляли по осеннему саду.

Мы шагали, мы шагали ходьба на месте

И по саду мы гуляли.

Ветер дунул с высоты махи руками слева направо

Полетели все листы. закружились на месте.

Ветер стих, вот так!

Переходим мы на шаг. ходьба на месте

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Осень – волшебница. Кто согласен со мной хлопните в ладоши. Почему мы так считаем?

Дети: Она меняет окраску листьев на деревьях.

Учитель:

На палитре осень

Смешивала краски:

Жёлтый цвет – для липы,

Для рябины – красный.

Краски всех оттенков

Для ольхи и ивы –

Все деревья будут

Выглядеть красиво.

Учитель: Здорово, что вы так хорошо подготовились. Все наши воспоминанья и рассказы о той поре осени, которая называется – золотая. Но осень — это не только пышное многоцветие, но и унылый пейзаж, и умирание природы и грусть по уходящему лету.

Осенней порой

На дороге, на тропинке

Растерял листочки лес.

Паучок на паутинке

Мне за шиворот залёз.

Уж темнее стали ночи,

И не слышен дятла стук,

Чаще дождик ветви мочит,

Не раздастся грома звук.

Поутру уже на луже

Появился первый лёд.

И снежок легонько кружит,

Знать, мороз в пути, идёт.

Л.Нелюбов

Учитель: В стихотворении Нелюбова встретились приметы осени.

Кто их услышал, хлопните в ладоши раз. Назовите эти приметы.

Дети: 1. Растерял листочки лес.

2. Темнее стали ночи.

3. Появились маленькие паучки.

4. Дождь без грома.

5. С утра на лужах лёд.

Учитель: Какие ещё осенние приметы мы знаем?

Дети:

  • Если на рябине много ягод, то зима будет холодная.

  • В сентябре и лист на дереве не держится.

  • Солнце греет меньше.

  • Без ветра и лист клёна не шелохнётся.

Учитель: Да, ещё в старину люди отмечали все изменения в природе и придумывали про это время года пословицы и поговорки. Про осень говорят Осень — погоды перемен восемь.

Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Дети: высказывают своё мнение.

Учитель: Давайте подведём итог. Какая же она осень?

Дети: золотая, дождливая, ветреная, тёплая, холодная, пасмурная.

Учитель: Да, вот такая она разная.

  1. Рефлексия.

Учитель: Какое задание вам больше всего понравилось?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here