Тема урока: «Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов».

Тип урока: закрепление изученного

Цель урока: формировать представление о признаках родственных слов.

Задачи урока:

  • образовательные: совершенствовать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова; актуализировать знания учащихся об однокоренных словах;

  • воспитательные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, ответственности;

-развивающие: развивать познавательный интерес, познавательные и творческие способности учащихся, речь, память, внимание, восприятие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в класс.

— Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня у Вас проведу я. Меня зовут Н.А. Наш урок будет не совсем обычный: во-первых, у нас на уроке гости — поздоровайтесь с ними; во-вторых, сегодня будем говорить на тему, которая всего лишь несколько десятилетий назад казалась фантастической.

— Вы будете выполнять много различных заданий. За каждое правильно выполненное задание Вы получите сюрприз. Займите свои рабочие места

II. Актуализация знаний.

-Положите перед собой карточку № 1, на ней элементы букв — выполнение этого упражнения нам поможет красиво писать. Но чтобы не просто красиво писать, но и красиво выглядеть, не сутулиться, не забудьте про посадку при письме!

— В этом узоре вы что-то заметили?

— Какое слово спряталось в этих элементах?

— Почему на минутке чистописания появилось слово «корень»? О чем будем сегодня говорить?

— А тему урока вам подскажут эти картинки.

На экране появляются картинки.

-Возьмите зеленый лист на ваших столах.

-Запишите в столбик с маленькой буквы слова, называющие эти предметы.

-Что видите на картинках?

(Сл. №2) — картинки: планеты, планетарий, инопланетянин.

Проверим: (Сл. №3) планеты, планетарий инопланетянин.

  • Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)

  • Докажите, что они однокоренные.( Имеют общую часть и сходны по смыслу)

  • Выделите корень в этих словах.

Проверим: (Сл. №3 по 2-у щелчку) планеты, планетарий инопланетянин.

  • Ребята, кого называют инопланетянином ? ( пришелец с другой(иной) планеты).

  • Верно, слово инопланетянин получилось путем сложения двух корней ин и планет, а соединила их гласная о. Такие слова называются сложными.

(Сл. №4) ин + о + планет (Сл. №5) пустой — черный!

III. Сообщение темы и целей:

  • Кто же может назвать тему урока? (Однокоренные слова).

  • Вы не только отлично справились с первым заданием, но и сами назвали тему сегодняшнего урока. Как я говорила — вы получаете первый необычный сюрприз! — вывешиваю звезду.

  • Сегодня на уроке мы с вами повторим, какие слова называют однокоренными (или родственными), как найти корень в слове, будем подбирать к словам родственные слова и находить однокоренные слова в тексте.

IV. Работа по теме урока.

  • Какие слова называют однокоренными (родственными)? (Однокоренные — это слова, у которых есть общая часть и они сходны по смыслу)

На доске таблички:

Однокоренные слова

имеют общую часть сходны по смыслу

  • О какой общей части идет речь? (О корне)

  • Приведите примеры однокоренных слов.

(Сл. №6)

  • ВНИМАНИЕ!!! Нам по электронной почте пришло письмо из Кремля! (Сл. №7)

-Прочитайте про себя…

(Сл. №8) Дорогие ребята из Москвы!

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ,
согласно которому в честь 50-летия первого полета Юрия Гагарина в космос
2011 год объявляется в нашей стране

Годом российской космонавтики

-Найдите в тексте письма однокоренные слова? (Космос и космонавтики — это однокоренные слова)

  • Докажите.

  • А мы с вами живем в Москве. Значит, мы кто? (Москвичи) -Какие это слова (однокоренные)

  • Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием! Вот и вторая звезда ! — вывешиваю еще одну звезду.

V. Физминутка.

-Я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.

лес –лесник стена – гвоздь сад – садовый гриб — грибной река – плот дом – домашний дом — дым кот-котик обед-стол поле-полевой

  • А кто знает в каком году полетел Юрий Гагарин в космос?

(Сл. №9) — портрет Ю. Гагарин.

-12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Раньше о космическом пространств рассказывалось лишь в научной фантастике, сегодня же в космосе находится около 800 спутников. Это космические тела, которые вращаются вокруг планеты или Луны.
-Космонавты перед полетом в космос проходят сложные тренировки. И нам с вами предстоит пройти непростые испытания. Вот одно из них.

(Сл. №10) — Составьте из слов предложение:

В, люди, космос, искусственные, запускают, спутники.

Выслушиваю ответы детей.

  • Проверим, на слайде наиболее удачный вариант:

(Сл. №11) Люди запускают в космос искусственные спутники.

  • Запишите, правильно оформляя предложение. Обратите внимание, что слово искусственный пишется с удв. согл.

  • Вы хорошо потрудились и получаете третью звезду!

(Слайд 12) Пустой — черный

VI. Продолжение работы по теме урока.

  • Возьмите у вас на столах карточки №2. Прочитайте текст про себя ….

Прочитайте текст.

Еще в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звездное небо. Они увидели в нем группы звезд, которые назвали созвездиями. Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, фигуры богов, за что и получили свои названия. Осенью на звездном небе можно наблюдать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.

(Слайд 13)

Фотографии (Кассиопея, Орион, Лебедь).

  • О чем этот текст?

  • За что созвездия получили в древности свои названия ?

  • Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

  • Какие однокоренные слова вы нашли? Докажите, что они однокоренные.

(Слайд 14) Пустой — черный

  • Очень приятно учить таких умных детей!!! Вот и 4 звезда ( вывеш. 4-ю звезду)

юбой космический полет не может совершить один человек. В космос отправляются экипажи космонавтов, состоящие из нескольких человек. А на Земле их поддерживают много разных специалистов.

— Но все они работают на свою команду — команду своей страны!

  • И вы сейчас поработаете в парах, которые объединяются в команду! Каждый ряд — это команда. Каждая команда выбирает капитана, который, будет объяснять, как его команда выполнила задание. А остальные участники команды готовятся помочь (в случае необходимости) своему товарищу в объяснении! От каждого ряда капитан будет читать однокоренные слова, называть корень, объяснять, почему эти слова однокоренные.

-Возьмите карточку, которую вы получите для вашей команды, на ней два задания — первое делаете обязательно все, а второе — делают те, кто быстрее других справится с первым.

Карточка № 1 для команды 1 ряда

1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Луна, Лунтик, лунка, луноход.

2. Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.

Карточка № 2 для команды 2 ряда

1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Спутник, перепутать, путешествие, путь

2. Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.

Карточка № 3 для команды 3 ряда

1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

Полет, самолет, летчик, лето.

    1. Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.

— Займите свои места.

Проверка. От каждого ряда выходит капитан и читает однокоренные слова, называет корень, объясняет, почему эти слова однокоренные.

  • Вопрос для участников других команд: — Встретилось ли среди однокоренных слов первой команды сложное слово? (ходит по луне.)

( Слайд 15) Луна, Лунтик, луноход.

  • Почему не назвали слово « лунка»? Докажите, что оно не является однокоренным.

  • Аналогично проверяются два других варианта.

( Слайд 16)Спутник, путешествие, путь

Почему не назвали слово «перепутать»? Докажите, что оно не является однокоренным.

( Слайд 17) Полет, самолет, летчик.

-О сложных словах более подробно узнаете в старших классах, но я думаю, что уже сейчас вам полезно знать, что в русском языке есть такие слова.

-Все команды достойно прошли и это испытание — и каждая команда получает по одной звездочке — вывешиваю еще 3 звезды.( 4+3) 7

VII.Физ. Минутка. ( слайд 18-19 )

  • Ребята, вы можете спросить, почему мы называем звезды сюрпризами.

Посмотрите на них внимательно. Они связаны с космической тайной. (Сл. №20) Чтобы разгадать ее, надо расположить звезды в определенном порядке. ( Учитель располагает их в форме Большой медведицы )

Созвездие Большая Медведица одно из крупных созвездий северного полушария звездного неба. Они образуют всеми известный ковш из семи ярких звезд. Эта фигура известна с древних времен. Линия проведенная через две боковые звезды указывает, на Полярную звезду. Это самая яркая небесная звезда, которая во все времена служила ориентирам путешественникам. Диаметр Полярной звезды превосходит диаметр Солнца в 42 раза.

(Слайд 20)

  • Посмотрите, а наша Полярная звезда какого цвета? (Красного)

  • Подберите к слову «красный» однокоренные слова.

(Красный — краснеть, красивый, красота ).

  • Если вы сомневаетесь, правильно ли выделили корень в слове — вы можете себя проверить по «Словарю образования слов русского языка» — например, по такому — показываю «Школьный словарь образования слов русского языка».

VIII. Итог урока.

-Полет космонавтов завершается возвращением на Землю и подведением итогов. Пришло время и нам подвести итог нашего урока.

Предлагаю вам пройти небольшой тест-опрос.

Возьмите карточку № 3

Если вы согласны с утверждением, то справа напротив него поставьте знак“+”, если не согласны – знак “-”.

1

Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.

2

Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

3

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

4

Слова ржаной ржаветь ржавчина – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.

5

В сложных словах два корня.

6

Слова вода, водитель , водный, проводник, водичка, водить не являются однокоренными, т.к. имеют разное значение.

(Слайд 21) Давайте проверим ваши ответы: 1) — 2) + 3) + 4) — 5) + 6) +

  • Что необходимо было знать, чтобы правильно выполнить задания сегодня на уроке?

  • Что было необычным на уроке?

  • Что вам показалось самым интересным?

  • Что больше всего понравилось, запомнилось?

  • Спасибо за урок! Вы все молодцы! (Сл. №22)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here