Тема урока: «Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов».
Тип урока: закрепление изученного
Цель урока: формировать представление о признаках родственных слов.
Задачи урока:
-
образовательные: совершенствовать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова; актуализировать знания учащихся об однокоренных словах;
-
воспитательные: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения; воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, ответственности;
-развивающие: развивать познавательный интерес, познавательные и творческие способности учащихся, речь, память, внимание, восприятие.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Дети заходят в класс.
— Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня у Вас проведу я. Меня зовут Н.А. Наш урок будет не совсем обычный: во-первых, у нас на уроке гости — поздоровайтесь с ними; во-вторых, сегодня будем говорить на тему, которая всего лишь несколько десятилетий назад казалась фантастической.
— Вы будете выполнять много различных заданий. За каждое правильно выполненное задание Вы получите сюрприз. Займите свои рабочие места
II. Актуализация знаний.
-Положите перед собой карточку № 1, на ней элементы букв — выполнение этого упражнения нам поможет красиво писать. Но чтобы не просто красиво писать, но и красиво выглядеть, не сутулиться, не забудьте про посадку при письме!
— В этом узоре вы что-то заметили?
— Какое слово спряталось в этих элементах?
— Почему на минутке чистописания появилось слово «корень»? О чем будем сегодня говорить?
— А тему урока вам подскажут эти картинки.
На экране появляются картинки.
-Возьмите зеленый лист на ваших столах.
-Запишите в столбик с маленькой буквы слова, называющие эти предметы.
-Что видите на картинках?
(Сл. №2) — картинки: планеты, планетарий, инопланетянин.
Проверим: (Сл. №3) планеты, планетарий инопланетянин.
-
Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)
-
Докажите, что они однокоренные.( Имеют общую часть и сходны по смыслу)
-
Выделите корень в этих словах.
Проверим: (Сл. №3 по 2-у щелчку) планеты, планетарий инопланетянин.
-
Ребята, кого называют инопланетянином ? ( пришелец с другой(иной) планеты).
-
Верно, слово инопланетянин получилось путем сложения двух корней ин и планет, а соединила их гласная о. Такие слова называются сложными.
(Сл. №4) ин + о + планет (Сл. №5) пустой — черный!
III. Сообщение темы и целей:
-
Кто же может назвать тему урока? (Однокоренные слова).
-
Вы не только отлично справились с первым заданием, но и сами назвали тему сегодняшнего урока. Как я говорила — вы получаете первый необычный сюрприз! — вывешиваю звезду.
-
Сегодня на уроке мы с вами повторим, какие слова называют однокоренными (или родственными), как найти корень в слове, будем подбирать к словам родственные слова и находить однокоренные слова в тексте.
IV. Работа по теме урока.
-
Какие слова называют однокоренными (родственными)? (Однокоренные — это слова, у которых есть общая часть и они сходны по смыслу)
На доске таблички:
Однокоренные слова
имеют общую часть сходны по смыслу
-
О какой общей части идет речь? (О корне)
-
Приведите примеры однокоренных слов.
(Сл. №6)
-
ВНИМАНИЕ!!! Нам по электронной почте пришло письмо из Кремля! (Сл. №7)
-Прочитайте про себя…
(Сл. №8) Дорогие ребята из Москвы!
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ,
согласно которому в честь 50-летия первого полета Юрия Гагарина в космос
2011 год объявляется в нашей стране
Годом российской космонавтики
-Найдите в тексте письма однокоренные слова? (Космос и космонавтики — это однокоренные слова)
-
Докажите.
-
А мы с вами живем в Москве. Значит, мы кто? (Москвичи) -Какие это слова (однокоренные)
-
Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием! Вот и вторая звезда ! — вывешиваю еще одну звезду.
V. Физминутка.
-Я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.
лес –лесник стена – гвоздь сад – садовый гриб — грибной река – плот дом – домашний дом — дым кот-котик обед-стол поле-полевой
-
А кто знает в каком году полетел Юрий Гагарин в космос?
(Сл. №9) — портрет Ю. Гагарин.
-12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Раньше о космическом пространств рассказывалось лишь в научной фантастике, сегодня же в космосе находится около 800 спутников. Это космические тела, которые вращаются вокруг планеты или Луны.
-Космонавты перед полетом в космос проходят сложные тренировки. И нам с вами предстоит пройти непростые испытания. Вот одно из них.
(Сл. №10) — Составьте из слов предложение:
В, люди, космос, искусственные, запускают, спутники.
Выслушиваю ответы детей.
-
Проверим, на слайде наиболее удачный вариант:
(Сл. №11) Люди запускают в космос искусственные спутники.
-
Запишите, правильно оформляя предложение. Обратите внимание, что слово искусственный пишется с удв. согл.
-
Вы хорошо потрудились и получаете третью звезду!
(Слайд 12) Пустой — черный
VI. Продолжение работы по теме урока.
-
Возьмите у вас на столах карточки №2. Прочитайте текст про себя ….
Прочитайте текст.
Еще в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звездное небо. Они увидели в нем группы звезд, которые назвали созвездиями. Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, фигуры богов, за что и получили свои названия. Осенью на звездном небе можно наблюдать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.
(Слайд 13)
Фотографии (Кассиопея, Орион, Лебедь).
-
О чем этот текст?
-
За что созвездия получили в древности свои названия ?
-
Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.
-
Какие однокоренные слова вы нашли? Докажите, что они однокоренные.
(Слайд 14) Пустой — черный
-
Очень приятно учить таких умных детей!!! Вот и 4 звезда ( вывеш. 4-ю звезду)
-Любой космический полет не может совершить один человек. В космос отправляются экипажи космонавтов, состоящие из нескольких человек. А на Земле их поддерживают много разных специалистов.
— Но все они работают на свою команду — команду своей страны!
-
И вы сейчас поработаете в парах, которые объединяются в команду! Каждый ряд — это команда. Каждая команда выбирает капитана, который, будет объяснять, как его команда выполнила задание. А остальные участники команды готовятся помочь (в случае необходимости) своему товарищу в объяснении! От каждого ряда капитан будет читать однокоренные слова, называть корень, объяснять, почему эти слова однокоренные.
-Возьмите карточку, которую вы получите для вашей команды, на ней два задания — первое делаете обязательно все, а второе — делают те, кто быстрее других справится с первым.
Карточка № 1 для команды 1 ряда
1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
Луна, Лунтик, лунка, луноход.
2. Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.
Карточка № 2 для команды 2 ряда
1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
Спутник, перепутать, путешествие, путь
2. Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.
Карточка № 3 для команды 3 ряда
1. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Выделите корень.
Полет, самолет, летчик, лето.
-
Устно составьте предложение с одним из однокоренных слов.
— Займите свои места.
Проверка. От каждого ряда выходит капитан и читает однокоренные слова, называет корень, объясняет, почему эти слова однокоренные.
-
Вопрос для участников других команд: — Встретилось ли среди однокоренных слов первой команды сложное слово? (ходит по луне.)
( Слайд 15) Луна, Лунтик, луноход.
-
Почему не назвали слово « лунка»? Докажите, что оно не является однокоренным.
-
Аналогично проверяются два других варианта.
( Слайд 16)Спутник, путешествие, путь
Почему не назвали слово «перепутать»? Докажите, что оно не является однокоренным.
( Слайд 17) Полет, самолет, летчик.
-О сложных словах более подробно узнаете в старших классах, но я думаю, что уже сейчас вам полезно знать, что в русском языке есть такие слова.
-Все команды достойно прошли и это испытание — и каждая команда получает по одной звездочке — вывешиваю еще 3 звезды.( 4+3) 7
VII.Физ. Минутка. ( слайд 18-19 )
-
Ребята, вы можете спросить, почему мы называем звезды сюрпризами.
Посмотрите на них внимательно. Они связаны с космической тайной. (Сл. №20) Чтобы разгадать ее, надо расположить звезды в определенном порядке. ( Учитель располагает их в форме Большой медведицы )
Созвездие Большая Медведица одно из крупных созвездий северного полушария звездного неба. Они образуют всеми известный ковш из семи ярких звезд. Эта фигура известна с древних времен. Линия проведенная через две боковые звезды указывает, на Полярную звезду. Это самая яркая небесная звезда, которая во все времена служила ориентирам путешественникам. Диаметр Полярной звезды превосходит диаметр Солнца в 42 раза.
(Слайд 20)
-
Посмотрите, а наша Полярная звезда какого цвета? (Красного)
-
Подберите к слову «красный» однокоренные слова.
(Красный — краснеть, красивый, красота ).
-
Если вы сомневаетесь, правильно ли выделили корень в слове — вы можете себя проверить по «Словарю образования слов русского языка» — например, по такому — показываю «Школьный словарь образования слов русского языка».
VIII. Итог урока.
-Полет космонавтов завершается возвращением на Землю и подведением итогов. Пришло время и нам подвести итог нашего урока.
Предлагаю вам пройти небольшой тест-опрос.
Возьмите карточку № 3
Если вы согласны с утверждением, то справа напротив него поставьте знак“+”, если не согласны – знак “-”.
Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова. |
| |
2 | Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. |
|
3 | Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. |
|
4 | Слова ржаной ржаветь ржавчина – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть. |
|
5 | В сложных словах два корня. |
|
6 | Слова вода, водитель , водный, проводник, водичка, водить не являются однокоренными, т.к. имеют разное значение. |
|
(Слайд 21) Давайте проверим ваши ответы: 1) — 2) + 3) + 4) — 5) + 6) +
-
Что необходимо было знать, чтобы правильно выполнить задания сегодня на уроке?
-
Что было необычным на уроке?
-
Что вам показалось самым интересным?
-
Что больше всего понравилось, запомнилось?
-
Спасибо за урок! Вы все молодцы! (Сл. №22)