Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»

Тема урока: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»

Автор: Холоименко Галина Александровна, учитель начальных классов МКОУ Солнцевская сош, Исилькульского муниципального района Омской области.

2012 г.

Цель деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения к понятию здорового образа жизни, умение систематизировать, обобщать знания об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках в совместной деятельности.

Планируемые результаты изучения темы: .

1. Личностные – осознают , что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни

2. Метапредметные.

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.

Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.

Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.

3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;

Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности;

оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;

владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между

предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев 4 класс, рабочая тетрадь 4 класс, толковые словари С. И. Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (« Работа систем органов человека», алгоритм работы по изучению темы урока).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы обучения

  1. Организация внимания учащихся

Здравствуйте ребята !

Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась?

Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и…

Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь.

— К уроку готовы? ( Слайд 1)

Ответы детей

Психологический тренинг.

  1. Актуализация знаний

Какие системы органов человека вы знаете?

— Вы будите работать в парах. Соедините систему органов с фразой которая ей соответствует.(Слайд 2)

Органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы чувств, нервная система, опорно-двигательная система

Работают по карточкам

Фронтальная, работа в парах.

Наглядный, практический метод контроля.

  1. Постановка темы урока и создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека?

А кого сегодня нет на уроке?

В чем может быть причина?

Иногда здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает наш организм. Какая это может быть опасность?

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Тема нашего урока (слайд3) «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»

В названии темы смысл всех слов вам понятен? (Слайд 4)

Найдите в словаре понятие этого слова

Что нам сегодня предстоит выяснить?

Ответы детей

-От слаженной работы всех систем нашего организма зависит наше здоровье.

— Ответы детей.

Болезнь

О заболеваниях

Что такое инфекция?

Инфекция-заражение

Что вызывает болезнь?

Причины заболевания.

Фронтальная. Побуждающий диалог

4.Открытие нового знания

А теперь поработаем в группах. Вы должны самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

В каких источниках будите добывать знания?

В трудном случае можно обратиться к учителю. И в помощь вам дается алгоритм работы:

  1. Что вызывает болезнь? (Слайд5)(стр. учебника 54-56)

  2. Что вы знаете о микробах (что такое микроб, найдите значение слова в словаре) (Слайд 6)

  3. Назовите причины заболевания.( Слайд 7)

  4. Как передается вирус (Слайд 8)

  5. Как ухаживать за больным и не заразиться самому?

В учебнике, толковом словаре, применять свои знания.

Возбудителями болезни являются микробы. Микробы – очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни – свой вредный микроб (от греческого слова «микрос» — маленький.) Причиной заболевания может послужить переохлаждение, общение с больным человеком, если организм ослаблен, человек продолжительное время находится в душном помещении. Вирус передается по воздуху. Ухаживая за больным нужно соблюдать меры предосторожности: надевать марлевую повязку, делать влажную уборку надевать перчатки. (Рассказ учеников сопровождается слайдами)

Групповая, фронтальная.

Частично-поисковый метод

  1. Физминутка

Прежде чем продолжить разговор об инфекциях, нам нужно отдохнуть. (Слайд 9)

Коллективная.

  1. Решение проблемы (продолжение).

Какие инфекции вам известны, передающиеся воздушно- капельным путем?

Этими болезнями человек может болеть только один раз?

Посмотрите на экран, где же нас еще подстерегают микробы? (Слайд10)

Каким образом они могут попасть к нам в организм?

Как будут называться такие заболевания? ( слайд 11)

Наиболее опасные и распространенные: гепатит, дизентерия, сальмонеллез.

Послушайте о том, как уберечься от кишечной инфекции. (Рассказывают заранее подготовленные ученики).

Ребята, как вы думаете, какие системы органов участвуют в защите нашего организма от микробов?

Если у нас есть защита, так почему мы все-таки болеем?

Почему у нас повышается температура?

Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.

Дети, а есть такие заболевание, которыми человек может болеть один раз в жизни? Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 56.

Так что же такое иммунитет, прививка, вакцина? (Слайд 12)

ОРВИ, грипп, ангина.

Нет. Человек может заболевать много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.

В воде, на грязных руках, на пище.

В рот, а затем в желудок.

Желудочно – кишечные заболевания

  1. При любой кишечной инфекции необходимо, чтобы окружающие соблюдали меры предосторожности.

  2. Чтобы избежать кишечной инфекции, нужно обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Эта группа заболеваний не зря носит название «болезни грязных рук». Кроме мытья рук важно ежедневно проводить влажную уборку квартиры. Для уборки ванной комнаты и туалета необходимо использовать дезинфицирующие средства.

  3. Все фрукты и овощи перед едой надо мыть проточной водой. Нельзя покупать фрукты на стихийных рынках. Если в доме уже есть больной, то он должен пользоваться индивидуальной посудой, которая также обрабатывается.

Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.

Если микробов очень много и организм сам не может справиться.

Так наш организм борется с возбудителями.

Да. Ветрянка, корь.

Дети читают .

Фронтальная. Словесные (рассказ)

  1. Применение новых знаний.

Выполните 3 задания на выбор в рабочей тетради на стр. 22

Дети работают самостоятельно

Самостоятельная работа

  1. Итог урока

Подводя итог урока давайте назовем правила здорового образа жизни

  1. Заниматься спортом.

  2. Есть больше овощей и фруктов.

  3. Отказаться от вредных привычек.

  4. Положительные эмоции.

  1. Рефлексия

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А теперь пожелайте всем. Здоровья.

Будьте здоровы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here