Урок окружающего мира, 4 класс, программа «Школа 2100»
Тема урока: «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией»
Автор: Холоименко Галина Александровна, учитель начальных классов МКОУ Солнцевская сош, Исилькульского муниципального района Омской области.
2012 г.
Цель деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения к понятию здорового образа жизни, умение систематизировать, обобщать знания об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках в совместной деятельности.
Планируемые результаты изучения темы: .
1. Личностные – осознают , что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни
2. Метапредметные.
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;
Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности;
оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;
владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между
предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев 4 класс, рабочая тетрадь 4 класс, толковые словари С. И. Ожегова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (« Работа систем органов человека», алгоритм работы по изучению темы урока).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы и методы обучения | |
| Здравствуйте ребята ! Вы удивились, что я вновь с вами поздоровалась? Здороваясь, мы не только приветствуем друг друга, но ещё и… Так повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поздоровайтесь. — К уроку готовы? ( Слайд 1)
| Ответы детей | Психологический тренинг. |
| Какие системы органов человека вы знаете?
— Вы будите работать в парах. Соедините систему органов с фразой которая ей соответствует.(Слайд 2) | Органы выделения, размножения, пищеварения, дыхания, кровообращения, органы чувств, нервная система, опорно-двигательная система
Работают по карточкам | Фронтальная, работа в парах. Наглядный, практический метод контроля. |
Как вы думаете, какая система отвечает за здоровье человека?
А кого сегодня нет на уроке? В чем может быть причина? Иногда здоровью человека может угрожать опасность независимо от того, как работает наш организм. Какая это может быть опасность? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Тема нашего урока (слайд3) «Отчего мы иногда болеем или как справиться с инфекцией» В названии темы смысл всех слов вам понятен? (Слайд 4) Найдите в словаре понятие этого слова Что нам сегодня предстоит выяснить? | Ответы детей -От слаженной работы всех систем нашего организма зависит наше здоровье.
— Ответы детей.
Болезнь
О заболеваниях
Что такое инфекция? Инфекция-заражение Что вызывает болезнь? Причины заболевания.
| Фронтальная. Побуждающий диалог | |
4.Открытие нового знания
| А теперь поработаем в группах. Вы должны самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. В каких источниках будите добывать знания?
В трудном случае можно обратиться к учителю. И в помощь вам дается алгоритм работы:
|
В учебнике, толковом словаре, применять свои знания.
Возбудителями болезни являются микробы. Микробы – очень маленькие существа, которые можно увидеть только с помощью микроскопа. У каждой болезни – свой вредный микроб (от греческого слова «микрос» — маленький.) Причиной заболевания может послужить переохлаждение, общение с больным человеком, если организм ослаблен, человек продолжительное время находится в душном помещении. Вирус передается по воздуху. Ухаживая за больным нужно соблюдать меры предосторожности: надевать марлевую повязку, делать влажную уборку надевать перчатки. (Рассказ учеников сопровождается слайдами) | Групповая, фронтальная. Частично-поисковый метод |
| Прежде чем продолжить разговор об инфекциях, нам нужно отдохнуть. (Слайд 9) |
| Коллективная. |
| Какие инфекции вам известны, передающиеся воздушно- капельным путем? Этими болезнями человек может болеть только один раз?
Посмотрите на экран, где же нас еще подстерегают микробы? (Слайд10) Каким образом они могут попасть к нам в организм? Как будут называться такие заболевания? ( слайд 11) Наиболее опасные и распространенные: гепатит, дизентерия, сальмонеллез. Послушайте о том, как уберечься от кишечной инфекции. (Рассказывают заранее подготовленные ученики).
Ребята, как вы думаете, какие системы органов участвуют в защите нашего организма от микробов?
Если у нас есть защита, так почему мы все-таки болеем? Почему у нас повышается температура?
Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.
Дети, а есть такие заболевание, которыми человек может болеть один раз в жизни? Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 56. Так что же такое иммунитет, прививка, вакцина? (Слайд 12) | ОРВИ, грипп, ангина.
Нет. Человек может заболевать много раз, если не будет соблюдать правила личной гигиены.
В воде, на грязных руках, на пище.
В рот, а затем в желудок.
Желудочно – кишечные заболевания
Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.
Если микробов очень много и организм сам не может справиться. Так наш организм борется с возбудителями.
Да. Ветрянка, корь.
Дети читают .
| Фронтальная. Словесные (рассказ)
|
| Выполните 3 задания на выбор в рабочей тетради на стр. 22 | Дети работают самостоятельно | Самостоятельная работа |
| Подводя итог урока давайте назовем правила здорового образа жизни |
|
|
| Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. А теперь пожелайте всем. Здоровья. | Будьте здоровы! |
|