Окружающий мир

Тема: «Чем богата природа России. Обобщение»

Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Кладовые богатства».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2 Подготовка к введению темы урока.

Слайд 1 (берёзы, матрёшки_)

-О какой стране говорится в четверостишии?

От Москвы до самых до окраин ,

С южных гор до северных морей.

Человек проходит как хозяин

Необъятной родины своей.

-Найдите на карте Россию.

-Чем богата природа России?

Предположите тему урока, прослушав предложение:

« Горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком».

-Объясните свою точку зрения.

3.Сообщение темы и целей урока.

Слайд 2. (Чем богата природа России).

-Тема нашего урока «Чем богата природа России».

Слайд 3.(Цели).

-Сегодня мы обобщим знания по теме «Полезные ископаемые» и попробуем ответить на вопрос : «Безграничны ли запасы полезных ископаемых ?»

-А поможет нам в этом разобраться заседание клуба «Любознательных» под руководством Всезнайки.

Слайд 4. (Клуб любознательных)

-Члены клуба — это мы , учащиеся 4 «Б» класса. Начинаем наше заседание.

4.Работа по теме урока.

  1. Проведём разминку. Отгадаем кроссворд.

Слайд 5.(Кроссворд).

-Каждой команде предложено по два вопроса. Дайте правильный ответ.

1 к.

-Горная порода, которая состоит из отдельных зёрен кварца, слюды и полевого шпата.

(гранит)

-Назовите жидкое полезное ископаемое чёрного цвета, которое хорошо горит. (нефть)

2 к.

-Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (соль).

-Какое твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета служит хорошим топливом? (уголь)

3 к.

-Сыпучее полезное ископаемое, используемое в строительстве (песок)

-Что означает знак (газ) ?

(По мере отгадывания кроссворда правильные ответы появляются на экране.)

2)-Прочитайте полученные слова.

-На какие группы можно разделить данные полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые относятся к твёрдым?

Назовите жидкие полезные ископаемые.

-А газ? Какое это полезное ископаемое?

Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

Проверим ваши ответы.

Слайд 6. (буровая скважина, шахта, карьер).

-Прочтите ключевое слово в кроссворде. (геолог)

Слайд 5.(Кроссворд)

-Кто такие геологи?

Слайд 7.

Итог: «Геологи — это люди, которые разведывают полезные ископаемые, занимаются поиском месторождений»

-Что используют в своей работе геологи, чтобы « заглянуть» в глубины Земли?

-Всезнайка советует нам запомнить. Прочитайте запись, которую вы видите на экране.

Слайд 8. (приборы, растения, нюх собак, буровые скважины).

-А мы полезные ископаемые будем находить на карте по условным знакам.

3). Работа по карте «Физическая карта России»

-Найдите на карте месторождения угля .

-Нефти.

-Железной руды.

-Газа.

Итог : Богаты недра нашей земли полезными ископаемыми.

4). Работа с энциклопедическими словарями.

-Что вы узнали о полезных ископаемых из других источников?

Слайд 9 .(марафон)

-Начинаем наш энциклопедический марафон. Побеждает та команда, которая сделает больше сообщений. (выступления обучающихся)

— Обратимся к сообщениям Всезнайки.

Слайд 10..

-Молодые сосны и пихты «открывают»следы более 30 металлов. В том числе и золота. Для этого учёные делают химический анализ хвои или ветвей.

-Ртуть — один из самых тяжёлых металлов. Литровую банку, наполненную ртутью ,одной рукой даже не всегда может поднять взрослый человек. Ведь она будет весить 13кг 600г .

-Как вы считаете, есть ли среди полезных ископаемых главные и второстепенные?

-Послушаем споры наших героев — полезных ископаемых. Всезнайка приглашает нас в радиотеатр.

5) . Сайд 11.

(Дети показывают инсценировки «Соль» и «Кто главнее»).

-Может вы ответите, кто главнее? Почему?

-А безграничны ли запасы полезных ископаемых? Приведите примеры.

-Вот какие прогнозы дают учёные.

Слайд 12.

Иссякнут запасы:

— золота к 2020 году

-нефти к 2025 году

-каменного угля к 2200 году

-железной руды к 2400 году

-Как же человечество предполагает решать эти проблемы?

6) Творческая работа.

-Заглянем в будущее.

Слайд 13.

-Для каждой команды дана проблема.

1к.

Если на земле исчезнет нефть, то…

2к.

Если на земле исчезнут полезные ископаемые, применяемые в строительстве: песок, глина, известняк и др., то…

3 к.

Если на Земле исчезнут все запасы питьевой воды, то…

-Составьте устный рассказ о том, как эта проблема повлияет на жизнь людей?

Что можно предпринять, чтобы предотвратить нежелательные последствия?

  1. Итог урока.

— Подведём итог нашей работы:

Что мы с вами можем делать ежедневно, чтобы хоть как-то сберечь то, что нам дарит планета?

-Предлагаю командам составить обращение к жителям планеты.

(Заслушиваются сообщения).

Прочтите вывод, данный в учебнике на странице104. Запомните его.

-Заседание клуба «Любознательных» окончено.

6.Домашнее задание.

-Подготовиться к проверочной работе. Выполнить задание в тетрадях на печатной основе с.40-41.

-Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here