Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Цели: рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).

Учащиеся слушают, могут подпевать.

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник свадьбы золотой.

«Горько, горько», — весело кричат

Десять правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Вместе поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

-Снова жених и невеста.

Почему мы запели о бабушках и дедушках?

Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

II. Проверка домашнего задания.

Беседа-повторение по вопросам:

Как в древности люди представляли возраст человека?

Почему детство называют счастливой порой?

Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?

— Слайд 1: (фотографии малышей)

Вы принесли свои альбомы с фотографиями.

Посмотрите, какими вы были маленькими.

Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.

Что необходимо для роста и развития человека?

Для чего ребенку необходимо общение с людьми?

Почему нужно хорошо учиться?

III. Формирование новых знаний.

Слайд 2: (фотографии бабушек и дедушек)

1.Введение в тему урока.

У кого из вас есть бабушки или дедушки?

Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?

Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?

2.Чтение стихотворений учащимися.

Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Много бабушке с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни.

***

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты…

Вижу я улыбку на лице твоем —

И морщинкам мелким нет числа на нем!

У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего — это не секрет —

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).

Когда человека считают старым?

Что происходит с человеком?

Какие изменения вы замечаете?

Почему так происходит?

4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).

Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

Какое время года изображено на картине?

Кто на ней изображен?

Как они одеты?

Какие у них с собой вещи?

Какие чувства вы испытываете к ним?

Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Физкультминутка

Игра «Запрещенное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель — в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая — «Дедушка и внук», третья — «День рождения бабушки».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100.

V. Итог урока.

Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:

Слайд 3:«Молодым — везде у нас дорога,

Старикам — везде у нас почет!»

Можете пояснить, почему так говорят?

Только ли в почете нуждаются старики?

(Работа в группах): Представьте себе, что вы — депутаты Государственной думы.

Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы

на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать

примерами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here