Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №1
города Тутаева
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру
Ткачёва Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе представлен по направлению «Начальная школа». Тема урока: «Правила поведения на дорогах, дорожные знаки», УМК «Начальная школа XXI века». Учебник: Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», 1 класс; рабочая тетрадь № 1 к учебнику. Раздел: «Наша страна-Россия. Наш край».
Урок первичного предъявления новых знаний. Один из наиболее продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий. На данном уроке удалось успешно соединить несколько направлений: практическим применением знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности, но не меньшую значимость имеет направление по формированию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан — ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
При построении урока учитывались три вида мотивации:
Социальная: организация ситуации психологической безопасности, демонстрация уверенности в способностях учеников.
Прагматическая: повышение интереса к предмету.
Содержательная: конструирование проблемных ситуаций, знаний в нестандартной ситуацию
Правила поведения на дорогах, дорожные знаки | ||||||||||
Цель темы | Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах | |||||||||
Планируемый результат
|
Предметные умения |
Универсальные учебные действия | ||||||||
| формирование ценностных ориентиров, критического мышления, способности принятий самостоятельных решений личностные: формировать личное отношение к выполнению правил дорожного движения регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий познавательные: познакомить с правилами дорожного движения, сигналами светофора, дорожными знаками; коммуникативные: умение слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность Умение на практике применять правила дорожного движения, ориентируясь на полученные знания | |||||||||
Организация пространства | ||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Методы
| Ресурсы | |||||||
Обучение грамоте. Изобразительное искусство. Технология. История. Математика | Работа в парах, фронтальная, индивидуальная | Игровой метод Метод проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный метод | Учебник «Окружающий мир», 1ч, с.46-47;рабочая тетрадь №1, с.23. Интерактивная доска, компьютер, презентация раздаточный материал: цифры от1 до 5 | |||||||
Функция учителя: организатора и помощника При построении урока учитывались три вида мотивации:
Характеристика этапов урока
| ||||||||||
Этап урока
| Ход урока | Анализ этапа урока | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок | Вот прозвенел звонок, пора начинать урок. Постарайтесь всё понять, много нового узнать | Эмоциональный настрой на урок.
| Организация рабочего места учащихся, позитивного настроя, ситуации успешности в учебной деятельности. | |||||||
Целеполагание и мотивация
Актуализация имеющихся знаний
Введение в тему. Создание проблемной ситуации
| Тему урока вы определите, если из каждого слова выделите первый слог и составите слово в каждом столбике. пра-вил до-ро-га дви-га-тель ви-дел рож-де-ни- е же-ла-ние ла-па но-та ни-зи-на го-род я-корь Правила дорожного движения Кто является участником дорожного движения? (водители и пешеходы) Когда-то давно люди ходили пешком, но это было медленно и неудобно. Они сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие им мешали. Кто не успел увернуться, попадали под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русскому царю. Решил он издать указ, который стали считать первыми правилами дорожного движения.
Как же сделать, чтобы жизнь пешеходов и водителей стала безопасной? (Надо знать и соблюдать правила дорожного движения) Знаете ли вы, где можно переходить дорогу? (В специально отведённых местах: «зебрах», перекрёстках) Ребята! Сегодня я шла в школу и увидела следующую картину. Ученик перебегает дорогу перед идущим автомобилем. Да ещё дорога скользкая. Хорошо, что водитель успел затормозить и машина смогла резко остановиться. — Какую ошибку допустил ученик?
— Какие ёщё ошибки допускают дети? На картинках изображены ситуации, как дети переходят дорогу. Обсудите ситуации друг с другом и подготовьте обоснованный ответ на вопрос «Правильно ли поступают дети?» Вывод: В результате неправильного перехода дороги происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые, а иногда человек погибает. Как этого избежать? | Дети читают слова, выделяют первый слог и составляют слово из каждого столбика. Называют тему урока.
Отвечают на вопросы, используя свой жизненный опыт
Работа по учебнику:с.47 По картинкам из учебника учащиеся определяют, кто и как нарушает правила дорожного движения, отвечают на проблемный вопрос, как этого избежать
| Цель — актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания. Тему урока формулируют сами учащиеся
Определяются границы знания и незнания у учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока | |||||||
II. Учебно-познавательная деятельность | ||||||||||
1.Остановка «Светофор»
2.Релаксационная пауза .Разминка «Сигнал светофора»
3.Остановка «Дорожные знаки»
| -Чтобы повторить правила дорожного движения, мы отправимся в путешествие по дорогам и улицам города. Внимание, внимание С площадей и перекрёстков на вас глядит в упор С виду грозный и серьёзный….. светофор. Светофор в переводе с греческого означает « несущий свет». Назовите, цвета светофора, что обозначает каждый свет? Я могучий красный свет! Ярче в целом мире нет. Я — пожар, я свет — зари, Увидав меня — замри!
Я жёлтый свет. Перехода больше нет Не спешите, подождите, Посмотрите на меня. Не спешите, потерпите До зелёного огня Проходите — разрешаю. Не беда, что я один. Я надёжно защищаю от трамваев и машин.
Если показывают красный круг — дети хлопают в ладоши, жёлтый — приседают, зелёный — шагают. Когда по улицам помчались автобусы, автомобили, улицам надо было дать свой язык. На дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. У дорожного языка есть знаки. Один знак-это целая фраза, дорожный сигнал. Дорожные знаки должны быть заметны издалека, поэтому их окрашивают в яркие цвета. Предупреждающие: Белые треугольники с красной каймой . О чём они предупреждают? ( Они говорят о возможной опасности) Запрещающие: Белые или синие круги с красной каймой. (Запрещают движение транспорта, не разрешают въезд , запрещают стоянку) Предписывающие: синие круги с белым рисунком. Сообщают, кому и в какую сторону ехать, определяют скорость. Указательные и знаки сервиса— Синие прямоугольники с различными рисунками. Они что-либо подсказывают. О чём говорят знаки дорожного движения на рисунке с.47? |
Дети читают стихи о том, что обозначает каждый свет светофора
Учащиеся проводят релаксационную паузу
Ответы учащихся на вопросы учителя Работа по учебнику: с. 47-48
Дети работают по таблице «Дорожные знаки»
| Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы
Организация подвижной паузы в ходе аудиторного занятия
Усвоение знаков дорожного движения
| |||||||
Физкультминутка
|
| Под музыку выполняют физ.упражнения
| Формирование у учащихся практических умений сохранения здоровья | |||||||
III. Практическая деятельность | ||||||||||
Анализ образца и выполнение задания по образцу (репродуктивное задание) |
|
| ||||||||
Работа в парах:
| Задание 1. На парте цифры 1, 2,3,4. Определи, что обозначает каждый знак и покажи соответствующую цифру. -Движение на велосипедах запрещено 1 -Место остановки автобуса 3 -Велосипедная дорожка 2 — Подземный пешеходный переход 4 (Ученики работают парами и показывают нужную цифру)
Задание 2. Раскрась знаки дорожного движения
Взаимопроверка
| Учебник, с. 48 учебника. Рабочая тетрадь № 1, с.23 Дети работают в парах, анализируют свою деятельность
Работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, объясняют свой выбор
Учащиеся проверяют свою работу при помощи работы на интерактивной доске
| Цель — учить школьников самоорганизации при выполнении
Развитие умения у учащихся слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
Использование ИКТ на уроке помогает учителю вовлекать детей в творческую деятельность, формировать культурно значимые знания и умения, способствуют совершенствованию образовательного процесса. | |||||||
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||||||||||
Проверка уровня обученности . Бульвар «Внимания» Парная работа.
| Работа с фишками. Cогласны- зелёная фишка, не согласны- красная 1.Проезжую часть улицы перехожу на жёлтый свет, так как транспорт стоит. 2.Если горит красный свет светофора, машина далеко , то можно быстро перебежать дорогу. 3.Перекрёсток- наиболее опасное место для пешехода. 4.При переходе дороги разговаривать нельзя 5.Дорожная размётка нужна, чтобы украсить дорогу. | Работа в парах, самопроверка
| Организация учебно-предметной среды, позволяющей поддерживать нормальную самооценку деятельности учащихся | |||||||
Рефлексия | В заключении нашего урока , ответьте на проблемный вопрос: Я изучаю правила дорожного движения, чтобы……. (Учащиеся читают стихи) Как шофёр не тормозит, а машина всё скользит На колёсах как на лыжах, ближе, ближе, ближе.. Для спасенья есть возможность: Лучший тормоз-осторожность. Жизнь свою побереги: На дорогу не беги | Проговаривают способы «открытия» новых знаний. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
| Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке
|