МБОУ «Знаменская СОШ»

Конспект

урока окружающего мира на тему:

«Правила взаимоотношений и дружбы»

Разработан учителем

первой квалификационной

категории Андреенковой Е. И.

с. Знаменка

2011год

Цели урока:

  • расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;

  • развивать речь и мышление учащихся;

  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование:

  • магнитофон;

  • фонограммы «Песенки кота Леопольда» и «Когда мои друзья со мной»

  • памятка «Основные законы дружбы»;

  • пословицы о дружбе;

  • выставка книг о дружбе;

  • плакат с нарисованным сердцем;

  • словарь Ожегова;

  • кроссворд.

План урока

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа с кроссвордом.

    4. Беседа «Что такое дружба?»

    5. Чтение стихов о дружбе.

    6. Игра «Найди конец пословицы».

    7. Викторина «Кто с кем дружит?».

    8. Работа с выставкой книг о дружбе.

    9. Работа с памяткой «Основные законы дружбы».

    10. Составление пожеланий друзьям.

    11. Подведение итога урока.

    12. Домашнее задание.

1. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы говорили о правилах культурного поведения в общественных местах. Дома вы должны были выучить правила поведения в театре. Кто хочет рассказать нам об этих правилах?

( Рассказы учащихся.)

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня у нас очень интересная тема урока, которую подскажет эта песенка. (Слушание «Песенки кота Леопольда».)

-Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

-Правильно, о дружбе. Мы поговорим о том, что означает слово «дружба», кто такой друг, что значит дружить?

3. Работа с кроссвордом.

— Сначала мы разгадаем кроссворд, в котором спрятаны слова, характеризующие некоторые качества настоящих друзей.

Вопросы:

  1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта.)

  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный.)

  3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость.)

  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность.)

  5. Так называют экономного человека. (Бережливый.)

  6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего все старательно и точно. (Аккуратный.)

4.Беседа «Что такое дружба?»

— А теперь прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (Дружба.) Какое прекрасное слово – «дружба»! Произнесем вместе это слово. Что вам вспоминается, когда вы произносите это слово? ( Ответы учащихся.)

— Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.

— Итак, дети, что же такое дружба? (Ответы детей.)

— Давайте прочитаем, какое объяснение дано слову «дружба» в словаре Ожегова. (Читают в словаре.)

5. Чтение стихов о дружбе.

— Давайте послушаем, какое стихотворение о дружбе написал ваш ровесник. (Ученик читает стихотворение. (См. Приложение.) )

— А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья». (Чтение стихотворения.)

— Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба, но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.

6. Игра «Найди конец пословицы».

-А теперь мы поиграем. На доске прикреплены части пословиц о дружбе. (Приложение.) Нужно их собрать, прочитать и объяснить их смысл. (Ученики выполняют задание.)

-Все эти пословицы созданы русским народом и поэтому нам понятны. А вот послушайте немецкую пословицу: дружба – это дерево, которое следует поливать. Как вы её понимаете? (Ответы детей.)

7. Викторина «Кто с кем дружит?».

— Самые первые представления о дружбе вы получили в детстве, когда мамы читали вам сказки и рассказы. Сейчас мы проведем викторину и вспомним сказочных друзей. (Приложение.)

8. Работа с выставкой книг о дружбе.

— Книг о дружбе и о друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретете себе настоящих друзей – литературных героев. (Обзор книг.)

9. Работа с памяткой «Основные законы дружбы».

— Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на партах лежат памятки с основными законами. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Дети читают правила по цепочке.) (Приложение.)

10. Составление пожеланий друзьям.

— Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы можете опустить пожелания себе, друзьям, классу. Через несколько лет мы их прочитаем и узнаем, что сбылось. ( Ученики составляют пожелания.)

11. Подведение итога урока.

— Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

— Вот и закончился наш урок. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте вместе исполним песню «Когда мои друзья со мной». (Исполнение песни.)

12. Домашнее задание.

— Дома вы постарайтесь запомнить основные законы дружбы, которые есть в памятках. Можно нарисовать своих друзей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные законы дружбы

1. Один за всех, и все за одного.

2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

4. Радуйтесь вместе с друзьями.

5. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

Игра «Найди конец пословицы»

Не имей сто рублей, а имей………………………………… сто друзей.

Человек без друзей, что дерево ………………………………без корней.

Друга ищи, а найдешь…………………………………………..береги.

Дерево живёт корнями, а человек……………………………….друзьями.

Дружба не гриб, в лесу………………………………………не найдёшь.

Друг лучше старый, а платье………………………………………новое.

Стихи о дружбе

Дружба

— Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

— Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

— Что такое дружба?

— Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девчонки:

— Дружба – что такое?

— Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Б. Заходер

Мы – друзья

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый

Я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоем.

Даже вместе…

Отстаём!

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

— Что–то, Вова,

Позабыл!

— И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

— Я как тресну!

— Он как даст!

— А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду-

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас свода ручьями льётся,

А она еще смеётся:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и ……(Чебурашка).

2. Доверчивый Буратино и …(Мальвина).

3. Смешной мишка Вини-Пух и …(Пятачок).

4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назлвите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, осёл и пёс).

5. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда).

6. В меру упитанный и в меру воспитанный мужчина в полном расцвете сил Карлсон и ….(Малыш).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here