МБОУ «Знаменская СОШ»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ТЕМУ:

«ЖИВОТНЫЕ ЛУГА»

Разработан учителем

первой квалификационной

категории Андреенковой Е. И.

с. Знаменка

2011-2012учебный год

Цели урока:

1) Обобщить знания по теме: «Растения луга»

2) Познакомить с разнообразием обитателей лугов.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, книги о природе, плакат с изображением луга, картинки с обитателями луга.

Литература:

1) Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учеб. для 2 кл. – М.; Вентана-Граф, 2003.

2) Зотов В. Лесная мозаика. – М.; Просвещение, 1993.

3) Серова Е. Лужайка. – Ленинград, 1985.

4) Аракчеев Ю. Весёлое лето. — «Малыш», Москва, 1983.

5) Сборник загадок: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов».

4. Сообщение темы урока.

5. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

6. Физкультминутка.

7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

8. Выполнение заданий в рабочей тетради.

9. Охрана лугов.

10. Итог урока.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Сейчас у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

-Урок мы начинаем с «минутки поэзии».

Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова:

Зелёный луг, как чудный сад,

Пухуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

-С чем поэт сравнивает луг? Как описывает букеты луговых цветов?

2. Проверка домашнего задания.

— А теперь расскажите, о каких луговых цветах вы подготовили сообщения. (Сообщения учащихся.Приложение.)

3. Викторина «Лекарственные растения наших лугов»

— И ещё я просила вас узнать, какие растения наших лугов используют для лечения.

— Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)

— А какое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)

— Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)

— Какое растение помогает при лечении 99 болезней? (зверобой)

4. Сообщение темы урока.

— На прошлом уроке мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Подумайте, какие животные могут жить в таких условиях? (Предположения учащихся.)

— Сегодня мы поговорит о том, кто же живёт на лугу. Тема урока: «Животные луга». (Тема записана на доске.)

5. Знакомство с разнообразием обитателей луга. Насекомые.

-Крупные животные не могут жить на лугу, так как им негде прятаться. Зато мелких животных на лугу множество!

— Особенно много насекомых. А каких именно, вы узнаете, если разгадаете мои загадки. (Дети отгадывают и размещают изображения этих насекомых на лугу(таблица).)

1) Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Лечу – вою,

Сяду – землю рою. (Жук.)

2) Опустился вертолёт

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

3) Осенью в щель забьюсь,

А весной проснусь. (Муха.)

4) Сок из цветов я наберу

И в сотах сладкий мёд коплю. (Пчела.)

— Прочитайте в учебнике (с. 136) статью о пчёлах.

5) Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо! (Оса.)

5) Прыгает пружинка –

Зелёненькая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик.)

— Почитайте, что сообщается о кузнечике в учебнике (с. 136).

6) Спинка в веснушках,

Ах, как неловко,

И покраснела…… . (Божья коровка.)

— А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)

7) Над цветами я летаю,

То, как солнце, золотая,

То бела или пестра,

Лета ясного сестра.

Не умею петь я песен,

Но наряд мой так чудесен.

Одного боюсь, дружок,

Не попасть бы в твой сачок. (Бабочка.)

— А про это насекомое расскажет ваша одноклассница. (Сообщение ученицы.)

6. Физкультминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

На цветочек тихо села.

7. Знакомство с разнообразием обитателей луга.

-И ещё одна загадка:

Висит сетка на ветках.

Рыболов пришёл, муху нашёл. (Паук.)

— А что о пауке сказано в учебнике?

— Насекомые – основная пища для луговых птиц – перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель – громким скрипучим криком «дёрг-дёрг» (поэтому его ещё называют дергач). Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.

— Про перепёлку можно прочитать в учебнике (с. 136).

— На лугу живут полёвки и мыши, так как они питаются растительной пищей. Поохотиться на мышей прилетают совы.

— Так же на лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

— Как видите, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой. Поэтому луг называют природным сообществом.

8. Работа по рабочей тетради.

— Давайте выполним задания в рабочей тетради ( с. 35- 36, № 1 – 6).

9. Охрана лугов

-Прочитайте текст на странице 140 вашего учебника. (Чтение текста.)

— Ответьте на вопросы, данные после текста.

-Человек не имеет права вмешиваться в жизнь луга, так как луга – украшение нашей земли.

— Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Но есть такие участки лугов, где много редких растений и насекомых. Такие луга охраняются.

— И ещё одно стихотворение:

Давай пройдёмся медленно по лугу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(Самед Вургун)

10 . Итог урока.

Интересно ли вам было на этом уроке?

— Что запомнилось?

— Как вы будете вести себя на лугу?

11 . Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

Дома вы прочитайте тексты из разделов «Этот удивительный мир» и «Со-чи-нял-ки» (с.138). И ещё нарисуйте знак, посвящённый защите лугов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Божья коровка

Божьи коровки такие красивые! Внешне они очень мирные. Но они – хищники и очень прожорливые. Учёные подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Божью коровку боятся колорадские жуки. Люди давно поняли, что божья коровка – хороший помощник. А коровками их назвали потому, что они выделяют «молоко», правда не белое, а оранжевое. Это молоко является очень ядовитым для птиц. Поэтому птицы божью коровку не клюют.

Фиалка

Цветки фиалки имеют неправильную форму и разный цвет: бывают белые, жёлтые, синие и сиреневые.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

Лютик

Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот –

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Тысячелистник

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 54-55)

Тысяча листиков,

Столько же цветков,

Тысячелистник

Называем мы его.

Ромашка

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 53-54)

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие весёлые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети в пятнашки.

Одуванчик

В. Зотов «Лесная мозаика»: М. Просвещение, 1993.(с. 48-49)

Когда идёшь тропинкою,

Куда не глянь, в лугах

Белеют чудо-шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они как пух легки,

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

Колокольчик

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы?

Клевер

Здесь, у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки белой, кашки розовой,

Кашки алой – не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт,

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here