МБОУ для детей
дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия «Радуга» города Курска
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе
Природа и мы
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Федосова Елена Николаевна
Курск 2015
Пояснительная записка
Федосова Елена Николаевна
| ||||
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель начальных классов
| |||
Образовательное учреждение | МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска | |||
Название материала | Урок по теме «Мы и природа» | |||
Класс (возраст) | 1 класс | |||
Учебный предмет | Окружающий мир | |||
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. УМК «Школа 2100». 1 класс. Ч. 2. – М:. БАЛЛАС, 2011.
| |||
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ, проектор, ноутбук, презентация (см. Приложения) | |||
Цели, задачи материала | Цели: — воспитание экологической культуры детей, — привлечение внимания обучающихся к бережному и правильному отношению к природе. Задачи: — обучать правильному поведению в природе; — развивать экологическое мышление у детей; — воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях. | |||
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). | Данный урок является вторым в изучении раздела «Живые обитатели планеты» в 1 классе. У обучающихся уже имеются определенные теоретические знания по изучаемой теме. В урок включена инсценировка экологической сказки. | |||
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет – источники.
|
5. http://pwpt.ru/presentation/obzh/pravila_povedeniya_v_lesu/ — ресурс посвящен презентациям, элементы презентации были использованы в проведении урока (слайды № 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 15).
| |||
Конспект урока
| ||||
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задачи этапа. УУД
| |
1.Организационное начало уроку. Эмоциональный настрой (1мин.) | 1- Улыбнитесь, ребята, друг другу, улыбнитесь гостям. Надеюсь, наш урок пройдет интересно и увлекательно. | 1.Встают из-за парт.
2.Улыбаются друг другу и гостям. | Способств-ует созданию состояния психо-эмоциональ-ной стабильнос-ти, внешней мотивации. УУД (личност-ные): внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. | |
2.Введение в тему урока и постановка проблемы (3-4мин.) | -Вы любите ходить в гости? -Надеюсь, придя в гости, вы соблюдаете правила этикета? -Какие правила этикета вы знаете? -Какие правила поведения в природе вы знаете? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься? | 1.Вести себя культурно за столом… 2.Не шуметь, не брать из леса диких животных… 3.Повторим правила поведения в природе.
| Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающих-ся в учебную деятель-ность. УУД (познавательные, регулятивные): — самостоя-тельное формирова-ние познаватель-ной цели; — сохранение учебной задачи. | |
3. Работа над темой урока. (15мин)
(1-2мин) | — Ребята, группа ваших одноклассников заинтересовались этой темой и подготовили к сегодняшнему уроку проект «Правила поведения в лесу».
— Ребята, выскажите свое мнение по поводу проекта, который представили ваши одноклассники. Я хочу отметить вашу дружную работу и поблагодарить вас и ваших родителей.
| — Мы представляем вам наш проект. Мы обращались за помощью к родителям, ходили в библиотеку к Светлане Сергеевне, искали информацию в интернете. А помогала нам наша учительница – Федосова Е.Н.
1 СЛАЙД Не разоряйте птичьи гнезда. 2 СЛАЙД Не разоряйте муравейники. (Доклад о муравьях). 3 СЛАЙД
4 СЛАЙД
5 СЛАЙД
6 СЛАЙД
7.СЛАЙД Знаете, что место под костром не зарастает 5-7 лет. Пожалуйста, не делайте новых кострищ.
Не оставляйте мусор в лесу. Знаете ли Вы, что брошенная вами бумага будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30-ти лет, полиэтиленовые пакеты – более 1000 лет. 9.СЛАЙД Не портите несъедобные грибы. Рассказ о мухоморах — А теперь мы вам предлагаем ответить на наши вопросы. — Что делать если ты нашел птенца?
2. Взять домой. 3.Посадить в гнездо.
— Что будет если разорить муравейник? 1. Ничего не будет, муравьи его опять построят. 2.Некому будет кусаться. 3.Деревьям и животным станет хуже.
— Куда деть пустую консервную банку в лесу? 1.Бросить в костер. 2.Бросить в кусты. 3. Обжечь в костре и закопать.
| Познавательные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу): — учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Коммуникативные, личностные УУД: — формирование умение решать учебную задачу опираясь на опыт и знания.
Коммуникативные УУД: — формирование умения давать оценку работе других обучающихся; — создание ситуации речевого Высказыва-ния; — участие в диалоге. | |
4. Физ. минутка: (2мин) | Мы немножко отдохнем? Встанем глубоко вздохнем. Дети по полю гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, Вниз на травку поглазели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем. Хорошо мы погуляли. Полетим скорее в лес, Помахали мы крылами, Покружились над горами. А теперь мы стали львами, Покачали головами Зарычали друг на друга, Замолчали от испуга |
| Коммуникативные УУД способству-ют снятию эмоциональ-ного и статического физического напряжения.
| |
5. Работа с информационным полем (2-3мин) | — Ребята, как называется наука о том, как животные и растения вообще все живые организмы и уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде?
Работа с учебником: — откройте учебник стр. 76
— Мало говорить о любви к природе. Нужно делами доказывать свою любовь. Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» говорил так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
|
Обучающиеся читают правило на странице 76.
|
УУД (познавательные, личностные): -активиза-ция имею- щихся знаний; — формиров-ание установки на бережное отношение к природе; — поддержание активной мыслитель-ной функции. | |
6. Физ. Минутка (3мин) | — Давайте поиграем в игру «Приведем планету в порядок». 1.Завяжем платок. 2.Наденьте фартук и перчатки. 3.Возьмите метлу. Подметем. Хорошо метем, чисто. 4. Посмотрите, кто – то уронил бумажку, поднимите слева, справа, впереди. 5.Перед вами ведро с водой. Намочите тряпку, полощем ее, отожмите. 6.Протрите небо, облака, солнышко. 7.Молодцы! Какая красота! Солнышко улыбается вам. Сразу в классе и на земле стало светлее и теплее от добрых улыбок. Садитесь.
|
Обучающиеся повторяют за учителем движения.
| Формирова-ние умения пользоваться средствами не вербального общения.
| |
7.Инсценировка экологической сказки (10 мин) |
| Группа обучающихся показывает сказку. | УУД (познавательные, регулятив-ные и личностные): — воспитание экологической культуры, чувства ответствен-ности за все живое на земле. | |
8. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин) | — Да ребята, земля наша общий дом. Ясное небо, чистый дождь, ветер, безбрежный океан, тихий ручеек, самая маленькая травинка, всякий зверь, птица, рыба, букашка – всё нуждается в любви и понимании. Мы должны помнить о своей ответственности за судьбу природы. А она за заботу о себе отблагодарит своими дарами. Будем же беречь наш общий дом – нашу землю, природу!
Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно Береги свою планету, Ведь другой на свете нету! (Я. Аким).
— Какую задачу решали на уроке? — Для чего нужно знать, как вести себя в природе? (Чтобы не навредить.) — Чтобы помнили как вести себя, мы дарим вам эти правила. (Учитель дарит детям текс правил поведения в лесу). — Кто был активен на уроке? — Оцените свою работу
|
Повторение правил поведения в природе.
Индивидуальное составление смайликов.
| Познавательные УУД: — умение формировать собственное мнение; — сохранение учебной задачи.
Познавательные УУД: — умение формировать собственное мнение; — сохранение учебной задачи.
Определение психоэмо-ционального состояния обучающих-ся к концу урока.
|
Приложение №1
Сценарий кукольного представления
«Наша такая планета »
Выходит Лесная Фея.
Лесная Фея:
Здравствуйте, я Лесная Фея.
В чаще я густой живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней:
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
По лесу весь день брожу, Охраняю тишину
И со всем лесным народом
Разговаривать могу.
Тем, кто слаб, даю советы,
Замечаю все приметы.
Выходят Муравьишка и Бабочка.
Лесная Фея: Что случилось, Муравьишка?
Муравьишка: Меня обидел злой мальчишка. Он разорил мой муравейник.
Лесная Фея: Бабочка-красавица, что в лесу случилось? Скажи, какое горе с тобою приключилось?
Бабочка:
Меня поймал злой мальчик и сломал мне крылышко. Теперь я не могу летать. Как же мне не горевать?
Лесная Фея: Редко я обращаюсь к волшебству, но сегодня, чем смогу вам помогу.
(Вращает посох)
Бабочка: Спасибо, добрая Лесная Фея.
Появляется медвежонок (кукла) с перевязанной лапкой
Лесная Фея: Что с тобой случилось, бедолага? Где ты так свою поранил лапу?
Медвежонок:
Шел я к речке, чтоб напиться,
На стекляшку наступил.
Мне она вонзилась в лапу
Так, что я заголосил!
Видно, злой человек отдыхал тут,
и бутылку здесь разбил.
Отдохнув, пошел он дальше,
а осколки острые убрать забыл.
Много крови потерял я!
Лапа сильно так болит! А теперь хожу, ищу я,
кто бы лапу полечил?
Муравьишка: Никуда тебе больше, Медвежонок, ходить не надо. Дам я тебе волшебную травку,
Сейчас приложим ее к ранке,
И сразу все пройдет!
Медвежонок: А что это за травка, Муравьишка?
Муравьишка: Среди зеленой травки
Растет и подорожник,
Которым очень просто лечить порезы можно.
В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растет с дорожкой рядом.
Приложишь подорожник,
Листочек каждый годен.
Под листиком зеленым любой порез проходит.
Медвежонок: Спасибо вам, друзья!
Лесная Фея: Ой, беда, беда, беда,
Кто еще идет сюда?
Появляется зайчик (кукла)
Зайчик:
Всего боюсь я, заяц,
И волка, и совы,
Хорька, и горностая,
И шороха травы.
Чуть что, и сразу тягу
Готов задать тотчас.
И даже сплю, бедняга,
Не закрывая глаз!
Да еще совсем недавно
Чуть в капкан я не попал к злому человеку.
Очень я перепугался,
Чуть без лапы не остался!
Бабочка: Не плачь, зайчик. Сейчас вылечим твою лапку.
Клевер скромен, невелик,
Но хранит он сладкий сок.
Пчелы ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.
И еще наш клевер может
Лечить нарывы и ожоги.
Надо только сделать клеверное тесто
И приложить к больному месту.
Сразу боль твоя пройдет,
И быстро лапка заживет.
Зайчик: Спасибо вам, друзья. Теперь я буду знать чудесную травку.
Лесная Фея: Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Муравьишка: Муравей и бабочка, попугай и лисица.
Бабочка: Зайка и мишка, стрекоза и куница.
Медвежонок: Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Зайчик: Синее море, лесной ручеек,
Все доверяют тебе, человек!
Лесная Фея: Ты — самый умный, а значит, в ответе
ВСЕ: ЗА ВСЕ ЖИВОЕ, ЧТО ЕСТЬ НА ПЛАНЕТЕ!
Список использованной литературы
-
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир. УМК «Школа 2100». 1 класс. Ч. 2. – М:. БАЛЛАС, 2011.
-
А.А. Плешаков. Окружающий мир. УМК «Школа России» 1 класс. – М:. Просвещение, 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://area7.ru/metodic-material.php?7105 — Экологический праздник Природа, мы – твои друзья
-
http://ru.wikipedia.org – интернет энциклопедия
-
http://pwpt.ru/presentation/obzh/pravila_povedeniya_v_lesu/ — ресурс посвящен презентациям, элементы презентации были использованы в проведении урока (слайды № 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 15).
-
http://festival.1september.ru/articles/510665/ — Экологический праздник «Природа, мы – твои друзья».