МБОУ гимназия города Гурьевска

Кафедра начальных классов

СЦЕНАРИЙ

урока окружающего мира

в 1 классе.

Наша страна — Россия

Тема урока «Символы России».

Составила

учительница начальных классов

Мещерякова Л.П.

Гурьевск

2014 г

Тема раздела: «Наша страна — Россия»

Тема урока: «Символы России».

Цели урока.

Обучающие.

На эмоциональной основе формировать первоначальные представления и уточнить уже имеющиеся знания о гербе, флаге, гимне нашей страны.

Развивающие.

Развивать речь, мыслительную и познавательную активность учащихся, коммуникативные отношения.

Воспитывающие.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам России.

Ход урока.

Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1 )

  1. Речевая разминка. ( На слайде карта России .Слайд 2 )

-Посмотрите на изображение, задайте вопросы.

-Да, это карта нашей Родины.

1) -Расскажите , что вам известно о нашей Родине?

2) Составление коллективного рассказа.

Мы с вами вместе составим рассказ о нашей Родине, будете мне помогать ?

Наша страна называется ………… В нашей стране есть моря …………, большие реки ………..

Наша страна очень ………………

Главный город нашей страны …………… Мы знаем и другие города нашей Родины ……….

Мы живём в ……… . В нашем городе протекает река ……….. . В нашем городе много интересного :

……… .

2. Работа по учебнику.

Откройте учебник стр. 13. Прочитайте название раздела «Наша страна – Россия».

Прочитайте первых два предложения.

«Нет лучше родного дома, родного края.

Степи, озёра , леса и поля –

Всё это наша родная земля!

— Какие чувства, настроения вы испытываете?

-Мы с вами составили рассказ о нашей Родине. А теперь прочитаем, что авторы нам расскажут.

Стр. 13 , абзац 3.

-Посмотрите ещё раз на карту России, какое предложение подтверждает, что широки просторы нашей Родины?

3.Знакомство с символикой России.

У нашей страны, как у любой другой, а какие другие страны вы знаете, есть особые отличительные знаки- главные символы. Вы можете их назвать? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 13, последний абзац.

— Сегодня на уроке поговорим о гербе, флаге, гимне.

Работа с учебником. Стр. 13.

— Рассмотрите государственные символы России в учебнике. Перечислите их.

Флаг.

Рассматривание слайда с изображение флага России.

-Какие цвета на флаге нашей страны? ( Слайд 3)

2. «Пазлы». Работа в группах.

-Каждый цвет вызывает у человека определенные картины, чувства, настроения. А какие картины у вас вызывает белый, синий, красный цвет? Обсудите в течение минуты и поделитесь. (Каждой группе раздать полоски с изображением цвета.)

3.Моделирование.

После выполнения работы «Пазлы» предложить из полосок собрать модель Российского флага.

-А что же обозначают эти цвета на Российском флаге?

-Цвета на Российском флаге выбраны не случайно. Белый, синий, красный цвета встречаются в народных костюмах . Слайд 4.

.

Красный цвет видим на стенах Кремля, белый — на стенах храмов. Над Родиной бело- голубое небо. Слайд 5.

4.Чтение стихотворения В.А. Степанова «Флаг России».

« Белый цвет — березка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет».

Герб.

1.«Лови ошибку».

-Согласитесь вы со мной, что изображение герба я могу увидеть на фантиках конфет, на здании школы,

2.Рассказывание.

-Где вам приходилось видеть изображение герба? Расскажите.

3. «Этюд-описание».

— Рассмотрите изображение герба (слайд 6), опишите его. Составить 2-3 предложения.


4.Чтение стихотворения.

— В.А.Степанов написал следующие строки о гербе:

« Герб».

« У России величавой

На Гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный».

-Как автор стихов относится к Российскому гербу и к орлу, изображенному на нем? Какие слова помогли вам это понять?

5.Коллективное рассматривание и чтение герба.

1)Эвристическая беседа.

-Герб можно рассматривать, им можно любоваться, как произведением искусства, но главное — это правильно его прочесть. Есть специальная наука, которая занимается составлением и описание гербов – геральдика (словарь — на доску). Хоровое произношение слова.

— Мне очень хочется сейчас заняться чтением Российского герба, а вам, ребята, это интересно? Тогда слушайте внимательно и помогайте мне.

Сначала называют цвет фона или щита, какой фон? ( Красный.) На красном фоне изображен двуглавый золотой орел.

-А теперь посмотрите на левую лапу орла. Что вы заметили? Предмет напоминает полочку — золотой жезл, украшенный драгоценными камнями. Это скипетр. ( Хором).

— А теперь посмотрите, что находится в правой лапе орла? Золотой шар с крестом на верху — это держава. От слова…(держать).

— Над головами орла…(три золотые короны). Посмотрите на крылья орла, они напоминают лучи солнца, а сама золотая птица…(солнце).

— В давние времена скипетр, жезл и короны служили символами (знаками) царской власти, а сегодня они напоминают нам об историческом прошлом.

2)Логическая задача. Все ли элементы герба мы прочли?

-На груди у орла изображение Георгия Победоносца.

3)Рассматривание слайда с изображением Г.П.Слайд 7.

а) Речевая разминка. Спросите, если вас что-то заинтересовало.

Что вам уже известно о Георгие Победоносце? . (Ответы учеников).

Георгий Победоносец на белом коне. В руках у героя серебряное копье, которое помогло ему победить змея. А черный змей-это символ добра или зла?

б) Рассматривание герба Москвы .

— А вы знаете, ребята, что изображение Георгия Победоносца является гербом одного из городов нашей Родины? Можете назвать этот город? Конечно же — это город…(Москва).Слайд 8.

в) Активизация познавательной деятельности:

А как вы думаете, у нашего города Гурьевска есть герб? К следующему уроку постарайтесь подобрать интересный и важный материал о гербе нашего родного города. А кто вам в этом поможет?

4) Логическая задача.

— Что, по-вашему, символизирует герб России?

5) Коллективное чтение вывода. Слайд 9.

Гимн.

— Герб, флаг как символы государства, мы воспринимаем органами зрения, а вот органами слуха мы воспринимаем какой символ государства? ( Гимн).

1. «Логическая задача»

-Гимн – это веселая танцевальная музыка или шуточная песня? ( Гимн- это торжественная песня).

— Где вам приходилось слушать гимн России?

2. Работа с портретом С. Михалкова

— У гимна есть слова и музыка. Автор слов изображен на этом портрете (слайд 10). Вы узнали этого человека? Какие произведения Сергея Михалкова вы читали?

3.Работа с учебником. Стр. 14.

1)Первичное чтение учителем. ( Послушайте текст гимна, пользуясь «Словарем настроений и чувств», поделитесь своими настроениями и чувствами).

2)Чтение учащимися и работа над содержанием гимна.

1четверостишие. – Как автор называет нашу страну?

Припев. — Главная мысль слов припева?

2 четверостишие. – Какие слова подтверждают, что наша страна огромна?

3 четверостишие. (Грядущее — будущее).- Каким автор видит будущее нашей страны?

4.Слушание гимна России. Слайд11.

1) Активизация мыслительной деятельности. Установка перед слушанием.

— Какие советы вы бы дали человеку, который впервые будет слушать гимн?

2)Слушание гимна России.

3)Вывод.

— Каково же назначение гимна России? ( Хвалить, славить Родину — Россию).

5.Логическая задача.

— Собери пословицу: земля, и, Своя, в горсти, мила.

(Своя земля и в горсти мила).

5.Рефлексия.

Работа в тетради стр.32

Закончи( допиши) предложение

На флаге России три полосы:___________________________________

Проверка работы.

-Поделитесь своими впечатлениями, находками, пожеланиями.

Литература.

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Ч 2/ -: Вентана Граф, 2011.(Начальная школа 21 века)

2.Ильина М.В. Историческое краеведение. Региональный компонент в курсе «Окружающий мир»./Под редакцией Пироговой.- Калининград : КОИПК и ПРО,2007.

3.Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе, Методические рекомендации /Сост. М.К.Антошин.- М.:Айрис-пресс,2003.-80-(Методика).

4.В.А.Степанов Моя Родина-Россия. Стихи для младшего школьного возраста. ООО Издательство « Фламинго», 2004 г.

5Виноградова Окружающий мир. 2 класс: Методика обучения.- М-.: Вентана Граф, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here