Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.
Учитель: Рябкова Ирина Валериевна, БОУ ВО «ООШ Созвучие».
Тема учебного занятия: Растения. Группы растений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие растения как части живой природы.
Ожидаемый результат: на основе имеющихся и новых знаний у обучающихся сформируется представление о Царстве растений как об уникальной, разнообразной части живой природы, находящейся во взаимодействии с другими объектами природы.
Задачи:
1. Актуализировать имеющиеся у детей знания по теме.
2. Установить взаимосвязи между растениями и объектами живой и неживой природы.
3. Познакомить с группами растений в зависимости от их строения.
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 2 класс 2012 года (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков), схема «Царства живой природы», таблица «Строение растения», Лист знаний.(см ниже), видеофрагмент или слайд «Разнообразие растений».
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД | |
1. Актуализация знаний учащихся. | -Вспомните название науки, занимающейся изучением живой природы. -На какие царства делят учёные живую природу? Схема «Царства Живой природы».
| -Биология
-Растения, животные, грибы, бактерии.
| Познавательные
Коммуникативные |
2. Целеполагание. | А с какого царства авторы учебников предлагают нам начать знакомство? А почему? Обсудите в парах ответ на вопрос?
Значит , какому царству живой природы будет посвящён наш урок? Какая цель нашего урока?
-А что бы вы хотели узнать по этой теме? Записывает вопросы на доске. Чем отличается царство растений от других царств? Чем питаются растения? Взаимосвязь растений с объектами неживой и живой природы? На какие группы делятся растения? и др. | -С царства растений
Ребята обсуждают в парах и высказывают мнения о важности растений для человека и животных или о количестве и уникальности растений.
-Сегодня на уроке мы будем изучать царство живой природы –Растения. Ученики формулируют. -Подробнее узнать о Царстве живой природы –Растениях.
Ученики могут задавать вопросы близкие к теме урока, а также расширяющие знания по теме. Например: -Что общего… -Как… -Самое высокое, маленькое…т.д. | Познавательные Работа с информацией учебника . Коммуникативные (Работа в парах)
Регулятивные
Личностные (интерес к учению)
Коммуникативные (Задаёт учебные вопросы) Познавательные |
3. Открытие новых знаний.
4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Начнём с поиска ответов в учебнике. Учебник стр.45 -На какие вопросы нашли ответ? Зачитайте. -В чём отличие, уникальность растений? -Чем питаются растения ? -Что выделяют? -Что необходимо, для образования питательных веществ?
На часть вопросов мы нашли ответ, давайте продолжим поиск ответов дальше.
Поработаем с Листом знаний.
-Что вы видите на листе? -Предположите, что может быть в центре ?
-Нарисуйте в большом круге растение так, чтобы можно было подписать его части.
-По каким критериям будем оценивать свою работу?
-Проверьте полноту своей работы по таблице «Строение растения» и оцените себя на линеечке. _ Дополните свои рисунки, если забыли какую-либо часть.
У учителя на доске в центре растение и набор картинок с объектами неживой природы. -Какие объекты неживой природы необходимы растениям?
Учитель уточняет: -Что является источником света и тепла? Как это можно показать на рисунке? -Какая часть воздуха нужна растениям для образования питательных веществ?
-Как показать, что всё необходимое для жизни растения получают от неживой природы?
Какие объекты (мышь, жук , ворона ) связаны с растениями ? Обсудите в парах и дополните схему. Внесите свои дополнения.
-А как нужно поставить стрелочки? Почему?
(Можно составить рассказ о жизни растений , используя схему.
-Что отражает наша схема?
-Найдите в Листе знаний предложения с пропусками . -Какое задание я хочу вам предложить, чтобы проверить понимание особенности растений? Тем, кто ещё затрудняется , учитель предлагает набор слов (на доске или индивидуально) которые нужно вставить: углекислый газ, кислород, свет, вода. -Обсудите правильность в парах. -Сверьте свою работу с правильным ответом. Чтение учителем или учеником , выполнившим верно правильного варианта. -По какому критерию можем себя оценить?
Большое количество плюсов , говорит о том, что большая часть класса поняла как именно растение питается , и что именно растения выделяют кислород, которым мы дышим.
-А что произойдёт если на нашей планете Земля исчезнут растения?
Мы узнали как растение питается и дышит. Какие ещё есть вопросы? | -Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, книги, интернет и др. Ученики читают текст учебника. Выборочное чтение.
Растения выделяют кислород , которым дышат люди и животные. -Растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят.
-Схему -В центре в большом круге растение, а вокруг него объекты природы, которые связаны с ним.
Нужно не забыть все части растения- -Полнота выполнения задания. Обучающиеся выполняют рисунок растения. Ученики оценивают себя на Линеечке и вносят коррективы в рисунок.
Ученики рисуют объекты неживой природы в индивидуальных Листах знаний в кружках вокруг растения. -Растениям как и всему живому нужны вода, воздух, тепло, свет. Ветер помогает переносить семена. Дети рисуют в кружках знаки –рисунки солнца, воды, воздуха, ветра.
-Солнце. Знак температуры.
-Углекислый газ.
-Нужно поставить стрелочки от объектов неживой природы к растениям.
Пары объясняют свои схемы. -Животные и человек дышат кислородом , питаются растениями. Могут предложить нарисовать птиц, насекомых, т.к. растения служат им домом. Могут добавить землю-почву.
-Стрелка нужна в две стороны, так как человек и животные оказывают влияние на жизнь растений, выдыхают углекислый газ. У учителя на доске тоже получилась схема. Дети проверяют и вносят коррективы.
-Взаимосвязь живой и неживой природы с царством растений .
-Нужно вставить пропущенные слова.
Учащиеся самостоятельно вписывают слова, выбирая со словами –помощниками или без помощи.
-Правильность .Можем использовать Знаки «+» и «-»
Учащиеся делают вывод , что жизнь исчезнет, т.к. только растения вырабатывают кислород.
| Познавательные
Выборочное чтение из научно-познавательного текста учебника Поиск информации
Совместно с учителем создаёт модель взаимодействия растений
Коммуникативные
Регулятивные Познавательные
Познавательные Коммуникативные
Извлекает информацию из учебника и с помощью учителя преобразует её в схему.
Коммуникативные Познавательные
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Регулятивные
Познавательные |
5. Актуализация знаний учащихся.
6. Открытие новых знаний. | У меня для вас загадка. Один мальчик сказал про землянику, что это растение, а другой трава. Кто прав?
Приведите примеры растений этих групп.
Действительно различных растений много. (Можно найти ответ на вопрос «Сколько?» в учебнике).Учёным было недостаточно 3 групп и они предложили другое деление . Посмотрите фрагмент и запомните, какие группы выделили учёные.
Сколько и какие группы вы узнали?
Давайте проверим себя по учебнику с.46. -Сколько групп выделили? -Что послужило основанием для деления? Зачитайте. -Зачитайте названия? -Какие из групп вам не знакомы? -Что означает звёздочка около слова лишайники?
-Прочитайте вопрос после иллюстраций. — Какие растения на картинке можете соотнести с названием групп?
-Приведите примеры своих растений и группу , в которую их отнесёте. -Можем ли мы быть уверены в своих высказываниях?
А где найти информацию по незнакомым растениям ? На следующих уроках мы подробно будем изучать каждую группу и поможет нам в этом таблица. См. Лист знаний. -Сколько в ней столбиков? -Почему? -Все ли названия групп записаны? -Допишите пропущенные названия в верхней строчке, пользуясь учебником. -Зачитайте, какие группы у нас получились?
-А заполнять таблицу мы будем на следующих уроках , когда будем подробно знакомиться с каждой группой и её представителями .Лист знаний поможет нам расширить наши знания по теме «Растения». | Дети рассуждают и делают выводы, что оба правы т.к.растение земляника имеет один стебель, а значит , относится к травянистым растениям. Вспоминают отличие деревьев, кустарников , трав. Дети называют деревья, потом кустарники, потом травы.
Учащиеся в видеофрагменте должны увидеть многообразие растений на планете , и какие группы выделили учёные.
Дети высказываются о группах.
-Шесть. -Все виды растений в зависимости от строения разделили на группы. -Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Зачитывают. Учёные ещё не решили, к какому царству их отнести.
Дети работают с иллюстрациями. Говорят название растения и предполагаемую группу.
Высказывания детей с опорой на свой опыт. -Нет, потому, что мы не знакомились с этими группами. -Не знаем признаки каждой группы.
Дети называют источники информации. Определители, интернет, журналы, взрослые.
Шесть, по количеству групп.
Дети дополняют названия таблицы . Зачитывают 6 групп
| Познавательные
Регулятивные
Познаватель ные Работа с иллюстрациями учебника
Формирование умения работать с таблицей.
|
7. Включение в систему знаний и повторение.
| Составим синквейн по нашей теме «Растения». Подберите 2 прилагательных, 3 глагола отражающие суть темы . И предложение в котором заключена важная мысль- лозунг.
| Дети высказывают свои мнения Коллективно выбираются наиболее точные слова. Примерно: растения живые удивительные образуют питают защищают Без растений жизнь на Земле невозможна! | Коммуникативные Познавательные |
8. Рефлексия. | Вспомните цель нашего урока. Оцените свою работу на уроке, используя незаконченные предложения. Я узнал, что… Мне было интересно… Я бы больше хотел узнать о… и др. | Зачитывают или проговаривают. Ребята анализируют свою работу, используя начало предложений. | Регулятивные |
9. Выбор домашнего задания. | Предлагаю вам на выбор задания: 1. Найти ответы на вопросы, которые остались без ответа сегодня на уроке про самое высокое и маленькое растение. 2. Подготовить сообщение о растении Вологодской области по плану. ( Название. Группа. Описание + картинка. Место произрастания. Особенности.) 3. Подобрать или придумать загадки или ребусы о растениях из разных групп. |
| Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
В процессе питания растений выделяется __________________, а поглощается _________________.
| Мхи |
| Хвойные растения |
| |
|
|
|
|
|
|
Чтобы растение образовало питательные вещества, ему необходимы _____________, __________________ и__________________.