МОУ « Заморская средняя общеобразовательная школа »

Открытый урок

окружающего мира

в 3 классе

Тема: « Развитие цветковых растений»

Программа: УМК « Гармония»

Учитель начальных классов: Бубнова Светлана Владимировна

Тема: Развитие цветковых растений.

Цели:

1.Подвести обучающихся в процессе исследовательской деятельности к выводу о том, какое строение имеет семя растений; из каких веществ оно состоит, их значение в развитии семени.

2.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

3. Развивать наблюдательность; умение делать выводы, договариваться.

Оборудование: семена гороха, лупа – 10 шт., пробирка, спиртовка, марля, мука, йод, семена подсолнуха- 23 шт., картон – 10 шт., учебники «Окружающий мир» 3 класс О. Т. Поглазова ,тетради на печатной основе к учебнику « Окружающий мир» О. Т. Поглазова, белый халат, очки, карточки с заданиями для проверки д/з, карточки для проведения опытов, фонограмма ,мультимедийное оборудование, компьютер, салфетки, стаканчики с землёй( по количеству пар).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок,

К нам без опоздания приходи старание!

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться!

II. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.(Взаимопроверка.)

Задание № 1.

Подпишите части растения одуванчика.

( Иллюстрация одуванчика со стрелочками к частям растения: корень, стебель, лист, цветок, плод – парашютик).

Задание №2.

Дополни предложение подходящим по смыслу словом.

Растение – это живой организм, потому что_____________________

_________________________________________________.

Проверка: нескольких пар. Обсудить, кто задания выполнил правильно.

III. Мотивация.

Отгадайте, загадку.

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

( Семя)

— Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

— Сегодня, мы отправимся с вами, ребята, в научную лабораторию, чтобы узнать новое о семени. Мы будем сегодня исследователями – учёными.( Звучит мелодия. Ребята закрывают глаза, а когда их открывают, видят учителя в белом халате, в очках).( Слайд ««Лаборатория учёного».

— Приветствую вас и приглашаю в лабораторию профессора Светозарова. (Слайд « Профессор Светозаров »).

IV. Проблема

— Сейчас нам предстоит выяснить и ответить на следующие

вопросы:

— Какова дальнейшая судьба семени?

— Из чего состоит семя?

— Что нужно семенам для прорастания?

( Выдвижение своих собственных мнений обучающими по вопросам).

— Как проверить верность ваших предположений?( Провести наблюдения, исследовать семя, провести опыт).

V. Составление плана деятельности.(Составление совместно с детьми).

  1. Узнать, из чего состоит семя.

Рассмотреть семя снаружи и изнутри.

  1. Исследовать, что нужно семени для прорастания.

  2. Посадить семя в почву. Вести дальнейшее наблюдение за семенем.

VI. Решение проблемы.

Практическая работа.

1.Работа в группах.

Карточка с заданиями для группы

  1. Рассмотрите семя гороха.

  2. Чем покрыто семя?

  3. Для чего нужна кожура?

  4. Что находится за кожурой?

  5. Как называются эти части семени, посмотри и прочитай в учебнике на с.81.

  6. Какие бывают растения по количеству семядолей? Прочитайте в учебнике.

  7. Все части строения семени подпишите в тетради.

Проверка работы: выступление групп.( Слайд « Строение семени»).

Физкультминутка « Вот мы деревце сажали».

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали.

(Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток,

(Встать, потянуться(проверить осанку).)

Он и строен, и высок,

(Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились.

(Пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел весёлый ветер

И раскачивает ветки.

(Поочерёдные взмахи руками вверх- вниз.)

2.Работа в группах.

Задание

Нежареное семечко подсолнечника положите на картон. Надавите на него. Что вы заметили?(Ответы детей: остались жирные пятна).

Вывод: в семени есть растительные жиры.

3.Опыт №1.(Демонстрирует учитель).

В полотняную салфетку положить немного муки. (Мука –это молотые семена пшеницы). Опустить в стакан с водой. Проверим, что произошло внутри салфетки. Разворачиваем салфетку. Что осталось в салфетке?

Вывод: в салфетке осталась клейковина. Это растительный белок. Значит, в семени есть растительный белок.

В помутневшую воду капнем капельку йода. Что мы наблюдаем? Вода окрасилась в синий цвет. Синий цвет говорит нам о наличие крахмала.

Вывод: в семени есть крахмал.

4.Опыт №2. (Демонстрирует учитель).

В стеклянную пробирку кладём семена подсолнечника.

Прокаливаем семена в пробирке над спиртовкой.

( Сначала ребята наблюдают выделение капелек воды на стенках спиртовки).

Вывод: в семени есть вода.

Продолжая опыт, семена превращаются в золу.

Вывод: зола подтверждает наличие в семени минеральных солей. Значит, в семени есть минеральные соли.

VII. Первичное закрепление.

Итак, вернёмся к нашему плану, проверим, всё ли мы выполнили, на все ли вопросы нашли ответы.

Проверка работы по плану.

Остался третий пункт плана. Но прежде, как все исследователи – учёные запишем наши наблюдения в тетрадь.

  1. Работа в тетрадях.

Построим схему 🙁 Слайд « Состав семян» появляется постепенно).

Состав семян

Вода

Минеральные соли

Крахмал

Растительный белок

Растительные жиры

— Для чего нужны эти вещества в семени? (Ответы детей: для роста растения, это питание для будущего растения).

— Переходим к посадке семян.

2.Работа в парах.( Слайд «Посадка семян» появляется постепенно).

Надо посадить семена гороха в прозрачные пластмассовые стаканчики. Так чтобы можно было наблюдать за прорастанием семян.

-Что надо сделать сначала? ( Сделать в земле углубление, ближе к краю, чтобы видеть семя и наблюдать за ним).

— Нальём в углубление воды.

— А потом?( Кладём семя и засыпаем землёй).

(После работы вытирать руки салфеткой, а после урока организовать мытьё рук.)

— Ребята, что из семени появится первым: стебель, корень, листья? ( Ребята делают свои предположения).

VIII. Домашнее задание.(Слайд « Профессор Светозаров даёт задание на дом».

Учебник стр.81 пересказ.

Наблюдение за прорастанием семени « Дальнейшая судьба семени ». Запись наблюдений в тетрадь на стр.22.

IX.Итог урока.

Подошло к концу наше исследование.

— Какие открытия мы сегодня сделали?

— Что нового вы узнали о семени?

Благодарим за сотрудничество профессора Светозарова и возвращаемся в класс. ( Звучит мелодия, ребята закрывают глаза, учитель снимает белый халат и очки).

X. Рефлексия.

Ребята делают выбор подходящей фразы:

  1. У меня всё получилось. Мне было легко отвечать на вопросы.

  2. Мне было интересно, но я работал медленно.

  3. Вопросы для меня оказались сложными.

Список литературы

1.Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» 1-4 классы

« ВАКО» г.Москва 2005год.

2. Поглазова О.Т. « Окружающий мир 3 класс» методические рекомендации пособие для учителя изд. «Ассоциация XXI век» г. Смоленск 2003 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here