Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Бинарный урок
в 3 классе по теме «Общество».
( окружающий мир и обществознание)
Мелихова Т.А., учитель начальных классов.
Денисова Н.И., учитель истории.
Фролово, 2012
Общество | |
Тип урока | Изучение нового материала |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | Окружающий мир 3 класс ч.1 учебник общеобразовательного учреждения. А.А. Плешаков. М.: Просвещение,2010г. Окружающий мир 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательного учреждения. Окружающий мир. Поурочные разработки, 3 класс: пособие для учителей общеобразовательного учреждения., Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова, М.: «ВАКО», 2004г. Презентация «Человек-народы-общество». Карточки с таблицами по теме урока для парной работы. Карточки с изображением человека для групповой работы. Политическая карта мира. |
План урока |
|
Цели урока |
|
Формы и методы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративные; Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа. |
Основные понятия | Общество, государство, народ, семья, герб, флаг. |
Планируемые образовательные результаты
Компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретенная компетентность) | |
Научатся: определять части общества, анализировать взаимоотношения между людьми как членами общества. Получат возможность научиться: формулировать свою точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, ориентироваться в понимании причин успеха в учебе. | Целостно-смысловая компетенция. Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой, словарем. |
Организационная структура урока
Время (мин) | Обуч. и развив. компет. задания и упр. | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | Формирование организационных взаимоотношений на уроке | Универсаль-ные учебные действия | Промежу-точный контроль | |
1.Организационный | 1,5 |
| [Т.А.] Ребята, какой сегодня чудесный день. Мы с Н.И. рады вас всех видеть. Нам хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. — Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь нам. [Н.И.]- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки! [Т.А.]- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони! [Н.И.]-Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки. [Т.А.] Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок… |
…окружающего мира | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
|
2. Актуализация знаний | 1,5
4 | Слайд №1
Слайд № 1.1 | [Т.А.]Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке? Кого мы называем человеком? [Н.И.] Человек – часть природы. И он на земле появился не сразу. А знаете ли вы историю происхождения человека?
Ребята, а что такое семья, вы знаете?
[Т.А.] И домашнее задание у вас было посвящено семье. Ребята, поднимите свои творческие работы. Здорово! Мы с Н.И. обязательно посмотрим и оценим ваши работы, а некоторые послушаем сейчас. | Тема «Человек»
Разумное существо и т.д. (ответы детей)
Да, это коллектив родственников. У нас было домашнее задание рассказ о семье.
(Учащиеся поднимают вверх на альбомных листах рисунки, стихи, родословную, фотомонтажи). Стихотворение о семье. Фотомонтаж и рассказ о семье. |
Фронтальная
Фронтальная | Познавательные: общеучебные – формирование ответов на вопросы учителя; логические – поиск существенной информации.
Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о понятии «семья»; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – анализирование объектов |
Устные ответы |
3.Изучение нового материала | 5
6 |
Слайд №2
Слайд №3 | [Н.И.] 1.Ребята, семья – это маленький коллектив, который объединяет только самых близких людей, родственников. А все люди на Земле – огромная семья, которая состоит из разных людей и народов. Как будет называться такая семья? Где будем искать ответ?
2.Какую учебную задачу поставим: узнать о коллективе людей, большой семье на планете Земля? Как называется, из чего состоит эта семья?
3.И тема урока у нас какая будет? Правильно, «общество». А как вы понимаете слово общество? — Нам с Т.А. интересно ваше мнение, а где можно узнать точное, научное определение слова «Общество»? Открываем словарь и ищем слово «общество» — Давайте еще раз вместе с учителем прочитаем определение на слайде.
[Т.А.] Ребята, а как называются большие группы людей, которые проживают в разных частях нашего земного шара.
Народы, как и семьи, тоже составляют общество. — А как вы думаете сколько народов сейчас на земле? — А где можно узнать точнее?
— Например, какие?
— А хотите узнать, сколько людей проживает в разных странах и какой народ саамы многочисленный?
— ([Т.А.] обобщает работу в парах) | С. 16, 2 абзац, читают и отвечают: «человеческое общество, общество».
Ответы детей.
В словаре.
Учащиеся зачитывают.
Народ.
(предположения детей)
В учебнике с. 17.
Русские, украинцы, англичане и т.д.
Парная работа с карточками- таблицами | Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах | 1.Познавательные:общеучебные – умение структуировать знания; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений о семье как маленьком коллективе людей. 2.Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации; умение структуировать знания; | Работа в учебником.
Работа со словарем.
Работа с учебником.
Задания по карточкам. |
Физкультминутка | |||||||
| 0,5
|
| А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели. Вновь за дело. |
|
|
| |
| 8
2 | Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
| [Н.И.] А как вы думаете, чем отличается каждый народ?
— Дополним знания с помощью электронного ресурса.
— Все народы живут в какой-нибудь стране. А знаете сколько стран на земле? А где узнаем?
— А чем отличается любое государство?
— Проверим свои знания с помощью электронного ресурса.
— В каждой стране есть глава государства. В нашей стране кто глава?
— Президент, его избирает народ всеобщим голосованием. А еще в каких странах руководит президент?
— А как называют правителей в других странах, например, Япония, Швеция? Где прочитаем об этом?
[Т.А.] – Каждый человек живет в какой-нибудь стране и является ее гражданином, он любит свою страну и уважает своего правителя, соблюдает законы своей страны.
— А мы с вами граждане какой страны?
— К какому народу принадлежим?
— А что является символом нашего государства? | С.17 учебника, прочитать.
В учебнике, с.17, 2 абзац.
Территорией, границей.
Читают вместе с учителем.
Владимир Владимирович Путин.
США, Франция.
В учебнике, с. 19, таблица.
Россия.
Россияне.
Герб, флаг, гимн.
|
Фронтальная | логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, электронного ресурса) 3.Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). | Работа с учебником
Работа с электронным ресурсом.
Работа с политической картой мира
Работа с учебником.
Работа со стендом. |
4.Первоначальное осмысление и закрепление. | 5
0,5
0,5 |
| [Н.И.] Итак, все народы, государства, все люди и мы с вами являемся членами всего человеческого общества на нашей планете Земля. Все мы разные, с разными привычками, характером, но что-то, наверное, есть и общее, так как мы все вместе составляем человеческое общество.
-Давайте попробуем узнать, какие мы и что у нас общего?
— Подведем итоги: руководители группы, назовите, какими чертами характера обладает человек на нашей планете?
[Т.А.]- Ребята, что же у нас получилось? Где бы не проживал человек, к какому народу бы не относился, общие черты характера: доброта, трудолюбие, честность, справедливость присущи всем народам.
[Н.И.]- Вывод: если мы будем обладать этими качествами – и добротой, и честностью, и трудолюбием, и милосердием, и уважением, то на Земле исчезнут войны, ссоры, люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, не5зависимо от цвета кожи и национальности, т.е. на Земле будет что? |
Работа в группах, с карточкой «силуэт человека»: написать черты характера.
Мир и дружба.
(выходят 2 ученика и читают стихотворение)
Азербайджанцы мы и русские, Грузины и карелы, Мы черные и русые, Мы смуглые и белые.
Мы школьники – ровесники, Мы верные друзья, Пускай живем не вместе мы, У нас одна семья! |
Работа в группах
Т.А. записывает на доске. | 4.Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – высказывание в устной форме по заданной теме; логические – поиск нужной информации в учебнике. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. | Задание творческого характера. |
5.Итоги урока. | 2 |
| [Т.А.]- Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги:
— Какую учебную задачу мы решали?
— Что такое общество?
— Из чего оно состоит? (учитель выставляет оценки)
|
Ответы учеников.
|
| Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способности к самооценке.
|
|
6.Домашнее задание |
|
| Вы можете изучить материал учебника с. 16-21 и по желанию составить рассказ о любом народе (стране). | Записывают домашнее задание. |
|
|
|
7.Рефлексия. |
0,5 | Слайд №7 | [Т.А.]- А теперь оценим свою работу на уроке.
— Кто все понял и может объяснить товарищу, прикрепляет к доске красный кружочек.
[Н.И].- Кто усвоил хорошо, но нужна еще консультация учителя, прикрепляет желтый треугольник.
[Т.А.]- Кто ничего не понял, прикрепляет синий квадратик.
[Н.И.] Всем спасибо за урок. [Т.А.] Вот уже звенит звонок. [Н.И.] Встаньте, подравняйтесь, [Т.А.] И с гостями попрощайтесь. | Оценивают свою работу жетонами.
Прикрепляют свои жетоны к доске.
(на доске больше всего было красных кружочков и несколько желтых треугольников.) |
| Регулятивные: прогрозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
|
Литература.
1. Обществознание. Л.Н.Боголюбов, учебник для 5 класса. Из-во «Просвещение», М.2008г.
2. История древнего мира. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, учебник для 5 класса. Из-во «Просвещение», М.2011г.
3. Окружающий мир. А.А.Плешаков, учебник для 3 класса. Из-во «Просвещение», М.2010г.
4. Библия для детей. Из-во «Эксмо», М.2010г.
5. http://prezentacii.com/ шаблон презентации
6.http ://www .tahan .com /charlie /nanosociety /course 201/images /nslogo .jpg
7. http ://www .free -lancers .net /posted _files /N 38EF 31F 173C 2.jpg
8. http ://er 68.ru /?nimg =7771.800x 800&img _big .jpg