Урок окружающего мира во 2 классе Безрукова Елена Васильевна

Тема урока: «Россия на карте»

Цель: Формирование образовательных компетенций: учебно-познавательных и коммуникационных обучающихся 2 «В» класса в предметной области окружающего мира»по теме «Россия на карте».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

  2. Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

  3. Формирования умения слушать своих одноклассников

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Формирование умения работать с разными видами информацией;

  2. Вступать в диалоге;

  3. Формировать познавательную рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомятся с понятием «географическая карта», условными обозначениями

  2. Научатся читать карту.

Оборудование: карточки к игре «Разведчик», географическая карта России, карточки с дополнительным материалом

УМК «Школа России» учебник по окружающему миру А.А.Плешакова2 класс, Рабочая тетрадь по окружающему миру к учебнику А.А.Плешакова

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Вызов (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

Отгадайте загадку

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(карта)

Как вы догадались, о чём идёт речь?

Слушание

На карте есть моря дорог земли, но они все нарисованные на них нельзя плавать, ехать и пахать.

Познавательные УУД:

умение применять свои знания

Личностное УУД: умение формулировать ответь

  1. Актуализация знаний

Давайте сыграем в игру «Суета»?

Давайте вспомним, как играть в эту игру

— А так же вам нужно будет разделиться на три группы.

Проведение игры

Игра «Суета» (учащиеся получают карточки с заданиями. Карточки трёх цветов. Цветовой индикатор помогает детям разбиться на группы )

Обсуждение проделанной работы

— Вам сложно было выполнять задание?

— Чувствовали ли вы помощь от своих одноклассников?

Высказывания детей

-Нужно перемещаясь по классу , найти карточку с нужным ответом.

-Быстро находят нужную информацию и подают сигнал.

Выполнение задания

Учащиеся делятся своими впечатлениями


Коммуникативные УУД.

— формирование умения вступать в диалог.

Познавательные УУД.
— умение применять свои знания.

Регулятивные УУД:
— оценивание своей работы и работы других

  1. Постановка целей и задач урока

— По какому признаку вы объединились в группы?

-На какую тему у вас были вопросы?

-А как вы думаете, где это можно увидеть всё сразу?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— Давайте подумаем, какие задачи сегодня будут стоять перед нами на уроке. Выберете из предложенных на доске задач.

( Узнаем, что такое карта; научимся работать с картой; узнаем, как выглядит наша страна на карте; научимся бегать с препятствиям.)

(Учитель на доске вывешивает карточки с темой и задачами урока)

По цвету карточки.

Про реки, моря, горы, про города.

На карте.


Карта.
Тема: « Россия на карте»

Узнаем, что такое карта.

Научимся работать с картой.

Узнаем, как выглядит наша страна на карте.

Познавательное УУД: умение обобщать используемую информацию

Регулятивные УУД.
— постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

  1. Изучение нового материала

Посмотрите, как много задач сегодня стоит перед нами.

Тема очень интересная и обширная, поэтому сегодня мы отправимся в небольшое путешествие, в котором нам помогут помощники – эксперты (три ученика)

Вы будете по очереди группами подходить к каждому из экспертов. Ваша задача выслушать весь материал докладчика и выполнить задание.

Переходить будете по моему сигналу. Будьте очень внимательны, материал очень интересный и увлекательный.

Желаю удачи!

1 эксперт – Виды карт
2 эксперт – Как читать карту. Как показывать объекты на настенной карте.
3 эксперт – Путешествие по родной стране

Каждая группа должна посетить всех трёх экспертов.

Понравилось ли вам слушать своих одноклассников?

Что больше всего запомнилось?

Чей рассказ понравился больше всего?

А теперь оцените свою работу с помощью цветов! (зелёный- было интересно, жёлтый –не всё было интересным, синий- было неинтересно)

Слушание

Планирование работы

Начало выполнения работы.

Работа в группах

Обсуждение проделанной работы.

Дети оценивают свою работу с помощью цветов.

Регулятивные УУД:

— умение планировать свою работу

Коммуникативные УУД:

-умение слушать другого человека;
— умение работать в группе.

Регулятивные УУД:
-умение оценивать свою работу

5. Закрепление изученного материала

А сейчас я посмотрю, как хорошо вы слушали наших экспертов?

-Какие цвета присутствуют на карте?

— Какие цвета присутствуют на карте России?

-Что это обозначает?

-Кто сможет показать границы нашего государства на карте?

Сейчас у вас будет возможность создать свою карту России. Вы очень много узнали о нашем государстве и о том как устроена карта, какие цвета на ней присутствуют. Работать будем в этих же в группах. На столе у вас лежит вспомогательный материал, которым вы можете пользоваться. (На листе формата А3 нарисован контур границ Российской Федерации, разныуе картинки с изображением животных и растительности, а также цветные карандаши и фломастеры.)

-Как нужно работать в группе?

Презентация работ.

Ответы детей у доски, работа с картой

Самостоятельная работа учащихся в группе.

Дружно, сообща, договариваясь между собой. Дать возможность поработать каждому.

Отчёты групп о проделанной работе.

Познавательное УУД.

-формирование умения работать у доски, с картой

Познавательные УУД.
-умение выполнять анализ и синтез информации

Регулятивные УУД:
умение выполнять проверку с образца;
— умение оценивать работу одноклассника.

6. Подведение итогов урока

— Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что больше всего запомнилось?

Давайте посмотрим справились ли мы с поставленными задачами?

Послушайте внимательно песню «Красное солнышко» поэта И.Шаферана

Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Припев:
Ни в близи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.

Можно ли сказать, что автор песни любит Родину?

А за что вы любите свою страну?

Ответы детей

Слушание

Учащиеся делают выводы.

Да, так как он говорит о своей Родне с нежностью.


Ответы детей

.

Познавательные УУД:
-умение слушать музыкальные произведения.

Личностные УУД:
умение высказывать собственную точку зрения

7. Рефлексия

Молодцы!

Возьмите, пожалуйста, листы самооценки и оцените свою работу.

Дома ещё раз всё повторите в учебнике на стр.90 – 91, стр.94-95

Спасибо за работу!

Самостоятельное заполнение листов самооценки

Регулятивные УУД.

оценивание своей работы и ее результата

Приложение

Различные карты

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости — карты.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой ученик, а мы поговорим о картах.

Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д. А бывают физические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Существует множество других карт: климатически- на них показана средняя температура воздуха в разное время года; геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.); карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения. (Рассматривают разные виды карт )

Условные обозначения

Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Разберёмся, что обозначают на карте различные цвета.
Голубым цветом на карте обозначается вода(реки озёра, моря), зелёным, жёлтым коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом обозначают равнины, а коричневым –горы.(показывает равнины)

Вы заметили, что равнины обозначаются разным цветом. Дело в том, что на равнинах есть низкие места – низменности (зелёный цвет) и более высокие возвышенности(жёлтый цвет).

На карте есть и другие значки, они находятся в левом нижнем углу карты.

Путешествие по родной стране

(у каждого ребёнка перед глазами лежит карта)

Давайте вспомним стороны света: север, юг, восток и запад. Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа (рассказчик показывает на карте, остальные учащиеся находят на своих картах ).

Давайте назовём, какие моря омываю нашу страну с севера (Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно — Сибирское, Чукотское ).
С востока: Берингово море, Охотское море.
На юге страны находятся: Чёрное море, Каспийское море.
А на западе: Балтийское море.
Наша страна очень большая и в ней много городов. Давайте найдём их на карте и покажем :
Москва-столица нашего государства, Курск, Екатеренбург, Чита, Магадан. Реки: Дон, Колыма, Волга, Лена, Обь. Горы: Уральские, Алтай.
Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин. (рассказчик показывает на карте и показывает картинки этих мест).

Игра «Суета»

Реки Моря Города
Екатеренбург Москва Ярославль

Владимир Омск Нижнй-Новгород

Пермь Волга Днепр Ока

Клязьма Енисей Чёрное Каспийское

Балтийское Баренцево Охотское Белое

Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________

Отметь знаком «+» нужное утверждение

Я знаю, что такое карта

Я знаю, что обозначают разные цвета на карте

Я могу показать свою страну на карте

Я умею находить объекты на карте

Я умею показывать реки, моря и горы на карте

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here