Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» округа Муром Владимирской области

Методическая разработка урока

по окружающему миру

для учащихся 2 класса

«Ты и твои друзья»

Разработала учитель начальных классов

Печилина Елена Александровна

2013 год

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Ты и твои друзья.

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.

Планируемые результаты образования:

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: умения совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: общеучебные – умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме; логические — умение осуществлять анализ ситуаций.

Коммуникативные: умение общаться друг с другом, с учителем, в группах, высказывать и отстаивать свои собственные взгляды по теме урока.

Предметные умения:

— объяснять понятия «друг», «дружба»,

определять своё отношение к друзьям, дружбе,

оценивать правильность поведения с другом.

Оборудование: музыкальные фонограммы, рисунки сказочных героев, мягкие игрушки, карточки со словами, индивидуальные карточки с пословицами, толковый словарь Ожегова, смайлы (весёлый и грустный), портфолио детей.

Ход урока

I. Орг. момент

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось:

— Начинать урок пора!

II. Актуализация опорных знаний.

Давайте и мы подарим свою улыбку друг другу.

А наш урок начнём с замечательной детской песни «Улыбка» вместе с крошкой Енотом.

— Ребята, вам понравилась песня?

— Что же самое главное начинается с улыбки?

— О чём сегодня будем говорить на уроке?

«Ты и твои друзья» — тема нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы постараемся разобраться, кто такие друзья, что такое дружба и как же нужно общаться, чтобы у тебя были друзья.

III. Постановка проблемной задачи.

1. — К нам в гости пришёл гномик Вася. Он хочет найти себе друзей. На доске – рисунки сказочных героев. Назовите их имена. (На доске рисунки Чебурашки, Буратино, Карлсона, Бабы-Яги, старухи Шапокляк, Вредина, Незнайка, Волк, Леопольд.)

— Как вы думаете, с кем из них Вася мог бы подружиться? Почему?

— А с кем бы вы не советовали дружить Васе? Почему?

2. — Ребята, наш Вася очень скромный. Кто сможет его познакомить со сказочным героем?

Практическое занятие.

— Сейчас будете работать в парах. Представьте, что вы встретились в первый раз. Вас никто не может представить друг другу. Попробуйте познакомиться.

— Давайте послушаем несколько пар.

— Какие «вежливые» слова можно использовать при знакомстве?

3. — Посмотрите сценку и скажите: «Почему не заладилась игра?»

— Ребята, почему у ребят не заладилась игра? Что вы можете им посоветовать? (Высказывания детей.)

— Давайте посмотрим, помогут ли ребятам наши советы? (показ с советами детей)

— В какой сценке ребята вам понравились больше? Почему?

IV. Изучение нового материала. Совместное открытие новых знаний.

— «Вежливых» слов много. Некоторые из них написаны на карточках, размещённых в классной комнате. Поищите их и прочитайте:

ДОБРОЕ УТРО

ЗДРАВСТВУЙТЕ

ИЗВИНИТЕ

ДО СВИДАНИЯ

ДОБРОЙ НОЧИ

БЛАГОДАРЮ

— Слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья тем людям, которым вы его говорите.

3. — А давайте вспомним как приветствовал всех прохожих герой стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа». Кто хочет рассказать это стихотворение?

— Ребята, можно ли приветствовать всех одинаково или нет?

— Вспомните и покажите, как здороваются мальчики и девочки друг с другом.

— Как здороваться при встрече с директором, учителем, взрослым человеком.

— Вечер. Мама и папа приходят с работы. Как вы будете их приветствовать?

— Молодцы! Чаще используйте эти слова в своей речи, и окружающим людям будет очень приятно.

V. Физкультминутка.

Игра «Миксер». Дети встают в круг.

1. Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.

2. Хлопните в ладоши те, у кого в одежде присутствует белый цвет.

3. Выйдите в круг те, у кого дома есть домашние животные.

4. Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

5. Возьмитесь за руки все и подарите соседу слева свое горячее рукопожатие.

VI. Самостоятельная работа.

  1. Я хотела бы вас познакомить с одной очень старой и мудрой притчей.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим че­ловеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к хозяину овчарни во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

— Понравилась вам притча? Перед вами лежат пословицы. Какие пословицы на ваш взгляд очень точно выражают смысл этой притчи? Дети выбирают пословицы.

2. А Валера был дома исследователем и нашёл толкование слов «дружба» и «друг» в словаре Ожегова. 3. Работа в парах.

Я предлагаю вам, опираясь на личный опыт и мудрость пословиц, вывести несколько законов дружбы. Запишите их на листе. Затем зачитывают.

А знаете ли вы, что ученые изучили правила дружбы у разных народов и вывели 10 законов дружбы.

  1. Помогай другу в беде.

  2. Умей с другом разделить и беду и радость.

  3. Не смейся над недостатками друга.

  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

  5. Умей принять помощь, совет.

  6. Не обманывай и не предавай друга.

  7. Храни доверенные тайны.

  8. Относись к другу как к себе.

  9. Умей признавать свои ошибки.

  10. Всегда выполняй свои обещания.

Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых похожи

VII.Закрепление и применение новых знаний

1. Игра «Собери пословицу».

— Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.

На одной стороне классной доски написаны начала пословиц, а на другой в произвольном порядке их продолжения.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Один за всех, все — за одного.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Как вы их понимаете?

VIII. Рефлексия

1. А теперь давайте поиграем в театр.

Встаньте друг против друга и выполняйте мои команды. Превратитесь:

— В сердитого волка.

— В испуганного зайчика.

— В печального и грустного козлика.

— В дружелюбного и воспитанного кота Леопольда.

— В весёлого и жизнерадостного Незнайку.

Кого приятнее было изображать?

И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и дружелюбными

2. — В мультфильме, который очень вы любите, Крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я вам тоже предлагаю построить такой дом из кирпичиков. У нас разные кирпичики и вам надо подумать, какие подойдут для нашего дома Дружбы.

(улыбка, успех, счастье, горе, доброта, понимание, уважение, ссора, доверие, помощь, умение уступать. Крыша — дружба)

— Ребята о чём же главном мы говорили сегодня на уроке?

— Дружба, друзья помогают во всём, любую невзгоду преодолеют. Ведь беда, разделённая с другом, становится в два раза меньше, а радость, подаренная другу, становится в два раза больше. Я желаю вам оставаться дружными и весёлыми, дорожить своими друзьями.

3. Работа с портфолио.

Ребята, у вас на столах лежат ваши портфолио и небольшой смайлик. Найдите страничку, где изображена «Лесенка достижений». Возьмите свой кружок и приклейте его на том месте, где, по вашему мнению, находитесь вы как друг.

(Дети прикрепляют на «Лесенку достижений» свои кружки.)

IX. Итог урока

1. Домашнее задание.

— Напишите письмо другу.

2. Из двух смайликов, лежащих на парте, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Смайлики вывешиваем на доску).

— Я вижу, что настроение ребят нашего класса на уроке было очень хорошим. Давайте постараемся беречь хорошее настроение друг друга и чаще улыбаться друг другу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here