Байдикова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

г. Донецка, Ростовской области

Окружающий мир. 2 класс.

Тема: «Если хочешь пить…Что такое жажда?»

Цель: познакомить учащихся с важнейшей составной частью нашего организма — водой;

— сформировать представления о значении жидкости для организма человека, ценностью разнообразных напитков;

— воспитывать бережное отношение к своему организму.

I. Организация класса.

II. Актуализация темы.

-Ребята, назовите жидкость, без которой не сможет существовать ни одно живое существо на нашей планете?

— (Вода)

-Приведите примеры из собственного опыта, когда человек нуждается в воде? (Когда ему хочется пить, когда нужно умыться, и т.д.)

— Так о чем мы сегодня поговорим на нашем уроке? (Сегодня на уроке мы поговорим о значении воды для человека).

III. Встреча с детским врачом — педиатром.

Рассказ доктора о значении воды, других напитков для организма человека.

Вода — важнейшая часть человеческого организма. Она составляет 75% массы тела. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней. Когда человек растет, ему требуется много жидкости. Недостаток воды в организме, приводит к плохому самочувствию.

Для вашего возраста в сутки необходимо употреблять 80мл жидкости в расчете на 1кг массы тела, что составляет приблизительно 2 литра. Источниками жидкости являются не только напитки, но и другие блюда которые использует ребенок ежедневно.

Дети, которые занимаются спортом, нуждаются в дополнительном количестве жидкости, поскольку во время тренировки значительная часть выводится с потом, расходуется в процессе терморегуляции.

IV. Экскурсия в школьную столовую.

— Ребята, сейчас мы отправимся на экскурсию в школьную столовую. Там мы познакомимся с разнообразием напитков и с их пользой для нашего организма. Расскажет нам все о напитках наш повар и доктор.

Рассказ о напитках и их полезности для организма.

— К великому сожалению дети любят газированные напитки. В нашей столовой они никогда не продаются, так как они вредны. В этих напитках содержится большое количество газов, сахара, углекислоты. Углекислота выводит из организма кальций, который очень необходим ребенку в период роста и формирования скелета и зубов. В этих напитках много и красящих веществ, что может привести к аллергической реакции.

В нашей столовой вы никогда не увидите и вам никогда не подадут кофе. В нем много кофеина. В одной чашке кофе его около 100-150мг. Кофеин — сильный стимулятор, способствует расширению кровеносных сосудов. Поэтому от такого напитка детям лучше отказаться.

Вам могут дать на завтрак какао. Какао — высококалорийный напиток, который содержит много полезных минеральных веществ, прежде всего кальций.

В столовой вам могут предложить еще и фруктовые соки. Они изготавливаются на 100%из переработанных фруктов. Вам могут предложить и фруктовые нектары. Фруктовый нектар содержит в себе 25-50% чистого фруктового сока, остальное вода, сахар, ароматизаторы.

-Ребята, объясните мне слово «жажда». (Хочется пить)

-Приведите примеры, в каких случаях вам очень хотелось пить. (После урока физкультуры, когда на улице или в помещении очень жарко, когда поели сладостей, после обеда и т.д.).

-Из перечисленных напитков, что бы выпили, если бы оказались в одной из названных ситуаций?

V. Закрепление материала.

-Отгадайте загадки и скажите, какие еще напитки вы не назвали, но они тоже полезны?

Отгадайте загадки.

1.Прозрачная, питьевая

Ключевая и речная.

Ни запаха, ни цвета,

Что за жидкость эта? (Вода).

2.Дяденька смеется, на нем шубонька трясется. (Кисель).

3.Фрукты, ягоды сварились,

Вкусно елись, сладко пились. (Компот).

4.Он морковный и томатный,

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог

Пей скорей полезный…(Сок).

5.Оно течет, но не вода.

Оно, как снег; бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь, это в кружке…(Молоко).

-Расскажите о полезности каждого названного напитка.

-Назовите, напитки, которые вы любите?

— Ребята, вы много услышали о жидкости. Что можно отнести к жидкости? Чем же лучше утолять жажду?

VI. Практическая работа.

Класс делится на команды.

-Ребята, а сейчас мы поиграем.

На столах повар разложил овощи и фрукты. Командир каждой команды подходит к столу и закрытыми глазами выбирает овощ или фрукт. С помощью повара каждая команда готовит сок из выбранного овоща или фрукта. Затем один участник угощает других детей полученным соком, другой участник рассказывает, чем полезен этот сок, а третий участник команды рассказывает о способах его приготовления.

VII. Практическая работа. Игра «праздник чая».

-Ребята, вы научились делать сок. А умеете ли вы заваривать чай?

-Отгадайте загадки, что нам нужно для чаепития?

1.Был листок зеленым-

Черным стал, томленным.

Был листочек зубчатым-

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине.

Стал он в магазине. (Чай)

2.Бел как снег.

В чести у всех,

В рот попал,

Там и пропал. (Сахар).

3.Как начнет говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать. (Чайник).

4.Четыре ноги. Два уха,

Один нос и брюхо. (Самовар).

-Прежде, чем мы начнем учиться заваривать чай и пить его. Я вам расскажу много интересных фактов о чае.

На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай на Руси узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая — самовар.

Родиной чая является Китай. В Китае чай пьют уже 599лет. Китайцы тщательно скрывают секрет чая, а когда продавали чайные семена, то обливали их кипятком, чтобы они не проросли. За чай Россия расплачивалась с Китаем мехами и золотом. А называли на Руси чай «китайской травой».

Разные народы по — разному готовят чай. Индусы любят чай с молоком и пряностями, корицей, имбирем. Тибетцы крепко заваренный чай кипятят с молоком яка, заправляют маслом и солью. Монголы заваривают его на костном бульоне с рисом, мясом, пельменями, топленым жиром, луком, солью. Калмыки варят прессованный чай в котле вместе с молоком и жиром, солят и едят ложками.

-Наш повар сейчас покажет и расскажет, как заваривать чай. ( Дети учатся заваривать чай. После приготовления, устраивается чаепитие)

VIII. Подведение итогов.

-Понравился ли вам урок?

-Что полезного вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на нашем занятии?

— Вы запомнили напитки , которые полезны именно для вас?

-Какие бы оценки вы бы поставили себе за урок?

Использованная литература.

1.Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. Учебник.2 класс. М. Издательский центр. Вентана — Граф.2011.

2.К.С.Ладодо Питание здорового ребенка.М.1994.

3.Начальная школа,№8.1992.

4Начальная школа,№4,1995.

5.этикет и сервировка праздничного стола.М.2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here