Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Беломечетская средняя общеобразовательная школа»
Кочубеевского района Ставропольского края
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
«С кем дружит ель?»
подготовила учитель начальных классов
Дементьева Наталья Владимировн
С кем дружит ель?
Цели: Совершенствовать знание о жизни растений и животных в зимний период; познакомить с экологическими связями между растениями и животными; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать интерес к предмету, используя наглядный и занимательный материал.
Оборудование:
-
Учебник «Мир вокруг нас», авт. А. А. Плешаков;
-
карточки для индивидуальной работы;
-
рисунки животных,
-
загадки,
-
ребусы,
-
кроссворд.
Ход урока
-
Организационный момент -1 мин.
II. Повторение изученного материала — 8 мин.
Учитель. Отметьте погоду вчерашнего дня. Выберите картинки и расскажите, что изображено на них.
Учитель. Отметьте погоду вчерашнего дня. Выберите картинки и расскажите, что изображено на них. ветер У. Некоторые ребята будут работать по карточкам, а остальные- отвечать на мои вопросы.
Распознайте деревья.
— Посмотрите на иллюстрации. Чьи следы вы видите на снегу
Д. На иллюстрации изображены следы мышки. Они самые маленькие. Следы белки крупнее, так как сам зверь крупнее. Следы зайца еще крупнее. Следы лося самые крупные.
У. Да. Чем крупнее животное, тем больше у него следы. Почему следы именно этих животных можно встретить в зимнем лесу?
Д. Эти животные зимой бодрствуют, так как могут найти себе корм в это время года.
У. Во время экскурсии мы наблюдали за жизнью растений и животных. Расшифруйте ребус.
[Клён.)
Д. Клен.
У. Расскажите, как клен приготовился к зиме.
Д. Листья у этого дерева опали, но остались вертолетики -семена.
У. Клену эти семена зимой не нужны. А кому они могут пригодиться?
Д. Птицам, которые ими питаются.
У. Послушайте загадку: платье скинула, а пуговицы остались.
Д. Это рябина. На рябине остались гроздья с ягодами. Ими зимой питаются снегири.
У. На каком дереве еще видели плоды?
Д. Плоды остались на яблоньке-дичке. Ими питаются воробьи, синички, серые вороны. Еще мы видели плоды на шиповнике. А семена мы видели на сирени. Это корм для птиц.
У. Между растениями и животными существуют неразрывные связи, которые нарушать никак нельзя, иначе это приведет к тяжелым последствиям.
. III. Постановка темы урока – 5 мин.
У. Послушайте стихотворение. О каком празднике идет речь?
Читает заранее подготовленный ребенок.
Д, Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу.
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
У. Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением стихотворения.
Д. Речь идет о Новом годе. У. Когда отмечают этот праздник? Д. В ночь с 31 декабря на 1 января. У. Кто главная гостья на этом празднике? Д. Елка.
У. Мы получили письмо от лесовика, он приглашает нас совершить заочное путешествие по зимнему лесу и понаблюдать, с кем дружит ель.
Учитель записывает тему урока на доске.
IV. Знакомство с новым материалом-20 мин.
-
Послушайте музыкальную зарисовку из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Что вы сможете представить? Пофантазируйте.
Дети слушают музыку.
Д. Я представил, как летит снег. Он белый, пушистый. Легко кружит в танце.
— Я представил пушистую зеленую елочку. На ее лапах лежали мягкие снежные шапки. У. Отгадайте загадку.
Что за странная девица;
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках целый год.
Как называется это дерево?
Д. Это ель.
(Береза.)
61
У. Рассмотрите рисунки. На одном — ель, на другом — сосна. Объясните, что общего и в чем различие.
Д. Ветки у ели начинают расти от земли, а у сосны — почти у верхушки. У ели иголочки густо сидят на веточках, а у сосны сидят парами. Ель напоминает пирамиду: сверху ветки короткие, а снизу длинные.
На доске картина зимнего леса, елочки.
У. Посмотрите на эту картину. Что вы видите?
Д. Еловый лес.
У. Еловый лес называется ельником.
Ветки ели никогда не ломаются под тяжестью снега, так как они эластичные и пружинистые. Снег с них скатывается. Но сильный ветер выворачивает ели с корнями, так как корни этого дерева расходятся под самой поверхностью и не всегда могут удержать дерево. Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки и другие музыкальные инструменты. Ни одно дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель.
Какие звери соберутся на праздник? Чтобы угадать первого зверька, нужно разгадать ребус, принесенный лесовичком.
(Белка.)
Д. Это белка.
У. Расскажите о белке. Мы наблюдали за белкой во время экскурсии.
Д. Белочка — это маленький зверек. Она сменила окрас шубки на зиму. Она стала серенькой, а хвостик остался рыжим. Она ловко скачет с ветки на ветку. Белка брала семечки, которые мы принесли.
У. Хвост у белки немного короче длины тела. Когда она перепрыгивает с дерева на дерево, хвост служит ей рулем и парашютом. Кроме шишек белки питаются грибами, орехами. При неурожае шишек зимой они едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников. Объясните, почему белочка дружит с елкой.
Д. Белочка питается шишками ели. Она любит выбирать из них семена. Главный корм белок — семена хвойных деревьев. Чтобы насытиться, зверек должен за день опустошить 28 еловых шишек.У. Что принесла белочка в подарок и повесила на елочку?
Д. Грибы.
У. Кто еще прибежит к елке? Послушайте стихотворение.
Читает подготовленный ученик.
Д. Не дровосек,неплотник,
А первый в лесу работник.
У, Посмотрите на иллюстрации и сравните изображения зайцев. Чем зайцы отличаются друг от друга?
Учитель показывает рисунки с изображением зайцев: один белый, другой русый.
Д. Цветом шубки.
У. Почему изменился окрас животного?
Д. Он стал белым — под цвет снега. Ему будет так легче спрятаться от врагов.
У. Заяц крупнее белки. Это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, в бурьяне, зимой роет норы в снегу. А вечером кормится веточками и корой деревьев. К зиме лапы зайцев обрастают длинной шерстью, образуя как бы лыжи, и лапы не вязнут в снегу. Почему заяц прискакал к елке?
Д, Зайцы роют ямы в снегу и высыпаются в них днем. Ель служит укрытием от врагов.
У. Что зайчик принесет на елку?
Д. Он принесет морковь.
У. Перед вами ребус. Это новая загадка лесовичка. Какое слово загадано?
Д. Мышь.
У. Почему мышка в лесу?
(Мышь.)
Д. Мыши могут жить в лесу. Они питаются ягодами, листьями. А еще есть полевые мыши. Они питаются зерном.
У. Мыши зимой бодрствуют. Они устраивают свое гнездо среди деревьев, Питаются семенами хвойных деревьев, почками. Почему мышка здесь?
Д. Мышка питается семенами хвойных растений. Это корм для нее.
У, Отгадайте загадку
Не дровосек,не плотник,
А первый в лесу работник.
.
Д. Это дятел. Он долбит кору деревьев, его называют дровосеком.
У. Опишите птицу по иллюстрации.
Учитель показывает рисунок, на котором изображен дятел.
Д. У дятла пестрый окрас и красная шапочка на голове.
У. Если летом большой пестрый дятел кормится насекомыми, то зимой поедает, семена сосны и ели. За день может обработать до 70 сосновых шишек. Почему же дятел у ели?
Д. Дятел прилетел к ели, чтобы полакомиться ее шишками.
У. Посмотрите на иллюстрацию птицы и подумайте, что таким клювом удобнее брать.
Учитель показывает рисунок, на котором изображен клест.
Д. Удобнее брать шишку. У этой птицы клюв похож на крестик, на клещи.
У. Да. Клюв у птицы крестом. Это клест-еловик, Он питается шишками ели, таким клювом удобно срезать шишку, как ножницами стричь. Это единственная птица, у которой появляются детеныши зимой. Почему клест у елки?
Д. Он называется клест-еловик. Значит, его дом — это елка. Здесь у него и корм.
У. Посмотрите на следующую иллюстрацию.
Учитель показывает рисунок, на котором изображен королек.
— Это самая маленькая птичка в наших краях. Зовут ее королек из-за ярко-желтой или оранжевой полоски на голове. Она похожа на корону. Чаще всего королек живет в еловых лесах. Питается семенами хвойных деревьев. Какая еще птица прилетит к ели?
Д. Королек. Он питается семенами хвойных деревьев.
У. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто какую шишку обрабатывал.
Д. Первую шишку обработала белка. Она съедает шишку почти полностью, а вторую обработал дятел. Он съедает не всю шишку, а выбирает только семена.
У. Спасибо лесовичку за удивительное путешествие. А теперь откроем учебник.
Дети читают статью на с. 37.
— Почему лучше нарядить искусственную елку?
Д. Настоящая елка дает корм многим животным, если ее срубить, то животные потеряют корм.
У. Да. Верно. Нельзя нарушать экологические связи между животными и растениями, которые установила природа. Это приведет к тяжелым последствиям.
Физминутка-2 мин.П
V. Закрепление пройденного материала -6мин. «
У. Чтобы вспомнить гостей елки, решим кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы
По горизонтали:
-
Летом рыжая, зимой серая.
-
Летом эта птица питается жуками и личинками, а зимой семе
нами деревьев. -
Самая маленькая птичка наших лесов.
-
Этот зверек кормится по ночам.
Ответы
По горизонтали: I. Белка. 2. Дятел. 3. Королек. 4. Заяц.
По вертикали: Елка.
— Кто им дает корм и кров? Нужное слово получилось по вертикали в выделенном столбике. Д. Елка.
V. Кого мы еще не вспомнили?
Д. Клеста, мышь.
VI. Итог урока- 2 мин.
У. Посмотрите на книги, стоящие на нашей выставке. Если вы интересуетесь природой, жизнью животных, то эти книги для вас.
На выставке книги А. А. Плешакова, «Зеленые страницы»; Н. И. Со-лодкова, «Азбука леса»; В. Зотова, «Лесная мозаика».
VII. Домашнее задание- 1 мин.
У. Нарисуйте всех, с кем дружит ель.
Литература:
-
Плешаков А.А. Учебник для 1 класс «Мир вокруг нас» в 2-х частях. Москва «Просвещение», 2008
-
Плешаков А.А. «Зелёные страницы»
-
Солодков Н.И. «Азбука леса»
-
Зотов В.Н. «Лесная мозаика»