Аскарова Дана Жаксылыковна – учитель музыки СОШ № 22

«Мыслительная деятельность на уроках музыки»

Музыка, 1 – 4 классы.

Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.

Развивать мышление — это значит:

1. Развивать все виды и формы мышления — практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное — и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.

2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.),

3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.

Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Приведу в пример, задания (письменные и устные), которыми я пользуюсь на своих уроках.

Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.

1. Ученики узнают инструмент по рисунку, называют его, дают характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)

2. Выбирают среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображены: а) духовые, б) струнные, в) ударные, г) народные, и. т. д.

3.Сравнивают по рисунку: домбыра — кобыз, установив:

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

4. “Лишнее слово”

а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.

5. Соотносят: — с именем композитора.

а) портрет, б) фрагмент его биографии, в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

6. Диктант (письменно): Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.

Задание к диктанту: а) объяснить значение подчеркнутого слова.

б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).

7. Продолжают ряд:

а) органист, трубач … (профессии музыкантов — исполнителей).

8. Дописывают слово:

Бар баритон.

Фа фагот.

Ро рожок.

ОР оркестр и т.д.

Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Я стараюсь научить учащихся глубоко осознавать смысл полученных знаний, для того, чтобы они понимали характер связи между ними, отличали существенные связи от несущественных, умели доказывать истинность знаний и применять их на практике.

Список использованной литературы:

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.

2. Коротяев Б, И, Учение — процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.

3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here