Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Калуги

Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе

«Ты и твоя семья»

подготовила

учитель начальных классов

Меженная Ольга Станиславовна

г. Калуга

2014

..

Тема: Ты и твоя семья.

Вид урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;

— помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;

Развивающие:

— развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;

— совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;

Воспитательные:

— содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;

— формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.

Оборудование:

— карточки для работы;

— презентационное сопровождение урока;

— компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопределение к деятельности

Определение темы урока

Прикрепляем табличку «СЕМЬЯ»

Подготовка к уроку: учебник, тетрадь, карандаш

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они мне подскажите?

Тему вы определите!

-Что означают эти удивительные семь Я?

— О чём мы будем говорить на уроке?

— Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье.

— Тема нашего урока: «Ты и твоя семья»

— Сегодня на уроке предстоит большая и интересная

работа;

— мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

— выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые

— Вы их узнали? Кто они?.

— А это их семья.

— Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно

помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.

— А теперь улыбнитесь

Семья

будем говорить о семье

Это Лена и Миша

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Физминутка

(пальчиковая гимнастика)

Прикрепляем табличку «мама, папа, дети, бабушки и дедушки»

физминутка

Прикрепляем табличку «Близкие родственники»

— Что для вас означает слово СЕМЬЯ?

— Сейчас вы перечислили членов семьи.

— Я хочу предложить вам проверить, насколько вы

внимательны

— Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.

Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.

— Каких членов семьи перечислили в четверостишии?

— О ком не упомянули в этом стихотворении?

— Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи?

— Чем различаются семьи?

— Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.

— А теперь, расскажите о своих семьях (доклады детей).

— Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

Итог: — Так, кто же является членами семьи?

— Итак, семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

2 Родственные связи

— А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится?

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кому кто?»

и на примере семьи Лены определить родственные связи

— Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4

— Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и впишите его в пустой прямоугольник.

— Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву.

Итог: — Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем

доводится.

Итак, члены семьи – это не только близкие люди, а

родственники.

Итог: Давайте уточним значение слова «семья»? И у нас

появляется следующая табличка.

Варианты ответов

Хором произносят СЕМЬЯ!

О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др.

Нет

составом

называют

Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки

Дети читают, называют имена, подписывают портреты

Семья — это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки.

Первичное закрепление

Просмотр фрагмента

Работа у доски. Прикрепляют таблички «нежность, забота, любовь, ласка»

— Семьи есть не только у людей, но и у животных.

— Кто изображён на этих фотографиях?

— Можно ли назвать их семьёй?

— Кто изображён на этих фотографиях.

— Что связывает членов семьи?

— Есть что-то общее, что их объединяет.

— Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из жизни животных (пингвинов), после чего ответим на вопрос:

Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?

Итог: Что же может объединять членов семьи?

— Выберите соответствующие таблички.

— Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь

послушны родителям.

— Как вы можете выразить свою любовь к родителям?

Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье?

— Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка.

Животные

Да, потому что изображены мамы и малыши.

Нежность, любовь, ласка.

Дети просматривают фрагмент фильма о пингвинах, потом делают вывод:

Забота о детях, ласка, любовь.

забота друг о друге,

дети выбирают соответствующие таблички из:

злость, нежность, ненависть, любовь, ласка,

забота. (убирают оставшиеся, объясняя почему)

Варианты ответов.

Семья — это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка.

Физминутка

Работа с учебником с. 66

Работа в тетради с.29 № 3.

Прикрепляют табличку «помогают друг другу»

— Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное…

— Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши.

— Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66

-Это один из выходных дней.

— Чем заняты взрослые и дети?

— Кто готовит завтрак?

— Чем занимаются остальные члены семьи?

— Как проходил семейный вечер?

— После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино.

— Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.

— Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.

— Как вы думаете, почему им удалось быстро справится с этой работой?

— Можно эту семью назвать счастливой? Почему?

— А какие у вас есть домашние обязанности?

-Как вы помогаете дома?

— Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось?

— Кто нам поможет прочитать?

— Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника.

— Значит, рассуждали мы с вами верно.

— Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье?

— И у нас с вами появляется последняя табличка «помогают друг другу»

Итог: — Что бы вы ещё добавили в это правило?

— А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим?

— Можно назвать эту семью счастливой? Почему?

-Выполняют домашнюю работу

— Мама

-Лена помогает маме, а Миша помогает папе.

— все вместе отправились гулять в парк

Распределяют домашнюю работу

-Потому что они помогали друг другу.

Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.

Все должны друг другу помогать

Итог работы.

Рефлексия (у каждого ученика полоска с 3 кругами).

— Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека – о семье.

— Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним:

— что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи?

— что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье?

— Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями.

Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение.

-Кто для себя сделал открытие на уроке, закрасьте первый круг синим цветом.

— Кому было интересно, закрасьте второй круг зеленым цветом.

— Кому урок подарил хорошее настроение, закрасьте третий круг желтым цветом.

Ребята, я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь, мир, доброта и благополучие!

-это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.

— забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь.

(варианты ответов)

Литература:

А. С. Раутиан, А. А. Вахрушев: Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс

М. Шварц : Сборник стихов

Л. Шихуцкая: Сборник стихов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here