Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Растениеводство»
Галиева Гульфия Равиловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №10» г.Елабуга, Республика Татарстан.
Цель: 1.Формировать понятие об отраслях растениеводства;
2. Создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; расширить знания о культурных растениях своего края, об их использовании;
3.Способствовать воспитанию бережного отношения к полям, полевым культурам, хлебу;
Оборудование: таблицы «Водоем», «Поле», «Сорные растения»,карта, гербарии культурных растений, таблица «Растенневодство», «Сорта культурных раетений»,презентация на тему «Растениеводство»
Ход урока,
-
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-
Нравится ли вам урок природоведения?
-
Все ли мы знаем о природе, растениях, животных?
-
Тогда пожелаем друг- другу удачи и начнем урок.
-
Актуализация. 1) Проверка д/з.
-
а) Какие бывают водоемы?
б) Что вы знаете о водоемах нашего края?
в) Вы должны были составитъ памятку о водоеме. Кто расскажет про животных водоема по таблице?
г) А что будет, если вмешиваются люди? (В книге была интересная статья о раках, моллюсках)
-
Что вы знаете о болотах?
Вывод: Водоемы — это природное сообщество, которое нужно охранять. Значит, как мы будем относиться к водоемам нашего края? (Н.Р.К.)(слайд о водоёмах)
-
Постановка учебной задачи.
-
Итак, вы довольны своими знаниями?
-
Сегодня вы хотите еще узнать что-то новое?
-
Молодцы. А поговорим мы с вами сегодня о сельском хозяйстве.
-
Чем люди занимаются в селе?
-
Может быть кто-то из вас знает, как называются эти отрасли?
-
-Что такое растенневодство? Как вы понимаете это слово?
-
На уроке мы поговорим о растениеводстве.
-
Решение учебной задачи. 1) Понятие о растениеводстве, полеводстве.
-
Как вы думаете, что такое растенневодство? (то, что выращивают люди)
-
А что люди выращивают? (овощи, культурные растения, плоды) (Показ габлицы «Овощи», «Культурные растения»)
-
На какие группы можно разделить эти растения?
-
Растения делятся на несколько основных отраслей: овощеводство,
плодоводство,
полеводство,
цветоводство.
-
Кто знает, чем занимаются в этой отрасли?
-А теперь, мы конкретнее поговорим о полеводстве.
-Что такое поле? (Это большой участок земли, на котором человек выращивает культурные растения). Показ картины.(слайд)
-Какие растения называют культурными? (все растения, которые выращивают на поле)
-Что такое полеводство? (выращивание полевых культур)
-Главные полевые культуры-это зерновые.
-
Что к иим относится? ( пшеница, рожь, ячмень, овес) -Почему люди выращивают эти растения?
-
Какие виды труда люди выполняют на полях при выращивании этнх растений?
-
Рефлексия.
-
-
Что вы узнали о растениеводстве?
-
Что узнали о полеводстве?
-
Физкултъмикутка.
-
Характеристика зерновых.
-А сейчас поближе познакомимся с полевыми культурами.( Показ гербария) -Кто узнал эти полевые культуры?
-Одним из основных полевых культур является пшеница.(гербарий)
-Что вы знаете про пшеницу?( это травяное растение, корни состоят из большого количества тонких корешков и образуют пучок. Стебель- тонкий, длинный, гладкий. Если разрезатъ. он внутри пустой.Такой стебель называют соломенной. Листья длинные,узкие
-
Чем заканчивается стебель? (колосом, в которых находятся зерна, ради эгих зерен люди выращивают пшеницу)
-
А что получают из зерен пшеницы? (муку, крупу манную, пшеничную )
-
-Ячмень- корни,
стебель,
листья,
колос.
—Что получают из зерен ячменя? (перловую крупу, комбикорм для животных)
-
У овса зерна не в колосе, а в метелке. Овес- корм для лошадей, птиц. Из него делают крупу «Геркулес».В одной древней легенде рассказывается про богатыря Геркулеса, Он отличался необыкновенной силой. По имени этого богатыря и назвали овсяные хлопья «Геркулесом».Из них можно варить вкусную, питательную кашу.
Гречиха- Из нее делают крупу гречневую, муку. Раньше пекли гречневые блины, хлеб. В отличии от других полевых культур гречиха нуждается в насекомом опылении. Поэтому на поля вывозят ульи с пчелами,
-
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
-
Горох- А что вы знаете про горох? ( Используют для приготовления пищи для людей и как корм для домашних животных)
-
Кукуруза-теплолюбивое растение. На зерно выращивают в южных районах. В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому из нее делают силос. Кукурузные рыльца- применяют от многих болезней. Из зерен делают кукурузные хлопья и палочки.
Так же к полевым культурам относится картофель. Его клу‘бни используют в пищу. Картофель- это второй хлеб, но его родина-это Америка. 500 лет назад его привезли в Европу, вначале его развод или как цветы, а позже, поняв и оценив, стали выращивать для употребления в пищу. Клубни картофеля называли земляные яблоки. В Россию картофель попал в 17-18 вв.
-
А теперь отгадайте загадку.
Стоит солнышко на ножке,
Только лучи у него не горячи.(подсолнух) -Кто знает, почему его так назвали?
-Что дает подсолнух человеку? (вкусные семечки, масло)
В теплый и дождливый год его высота достигает до 3 метров. Это красивое и мощное растение. Около поля подсолнечника хорошо дышится. Его болыпие листъя выделяют много кислорода.
-А можно эти растения выращивать у нас? Почему?
У нас равнинная местность. Равнинную почву удобнее распахивать. Наши почвы подзолистые, при хорошей обработке и внесении удобрений можно получитъ богатый урожай.
-
А что растет на полях кроме культурных растений?(сорняк) Таблица «Сорные растения».
-
Чтение материала по учебнику. Выполнение заданий
-
Работа в тетрадях. Практическая работа по теме « Растениеводство ■
-
Итог.
-
-
‘ -Что вы узнали о растениеводстве?
-
Чем занимаются в полеводстве?
-Какие культурные растения растут в нашей местности?(обр.связь по гербариям)
-
Самооценка, взаимооценка.
-
Д/з. Найти дополнительный материал о полевых культурах, о полеводстве. написать в тетрадях.