Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Растениеводство»

Галиева Гульфия Равиловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №10» г.Елабуга, Республика Татарстан.

Цель: 1.Формировать понятие об отраслях растениеводства;

2. Создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; расширить знания о культурных растениях своего края, об их использовании;

3.Способствовать воспитанию бережного отношения к полям, полевым культурам, хлебу;

Оборудование: таблицы «Водоем», «Поле», «Сорные растения»,карта, гербарии культурных растений, таблица «Растенневодство», «Сорта культурных раетений»,презентация на тему «Растениеводство»

Ход урока,

    1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  • Нравится ли вам урок природоведения?

  • Все ли мы знаем о природе, растениях, животных?

  • Тогда пожелаем друг- другу удачи и начнем урок.

    1. Актуализация. 1) Проверка д/з.

а) Какие бывают водоемы?

б) Что вы знаете о водоемах нашего края?

в) Вы должны были составитъ памятку о водоеме. Кто расскажет про животных водоема по таблице?

г) А что будет, если вмешиваются люди? (В книге была интересная статья о раках, моллюсках)

  • Что вы знаете о болотах?

Вывод: Водоемы — это природное сообщество, которое нужно охранять. Значит, как мы будем относиться к водоемам нашего края? (Н.Р.К.)(слайд о водоёмах)

  1. Постановка учебной задачи.

  • Итак, вы довольны своими знаниями?

  • Сегодня вы хотите еще узнать что-то новое?

  • Молодцы. А поговорим мы с вами сегодня о сельском хозяйстве.

  • Чем люди занимаются в селе?

  • Может быть кто-то из вас знает, как называются эти отрасли?

  • -Что такое растенневодство? Как вы понимаете это слово?

  • На уроке мы поговорим о растениеводстве.

  1. Решение учебной задачи. 1) Понятие о растениеводстве, полеводстве.

  • Как вы думаете, что такое растенневодство? (то, что выращивают люди)

  • А что люди выращивают? (овощи, культурные растения, плоды) (Показ габлицы «Овощи», «Культурные растения»)

  • На какие группы можно разделить эти растения?

  • Растения делятся на несколько основных отраслей: овощеводство,

плодоводство,

полеводство,

цветоводство.

  • Кто знает, чем занимаются в этой отрасли?

-А теперь, мы конкретнее поговорим о полеводстве.

-Что такое поле? (Это большой участок земли, на котором человек выращивает культурные растения). Показ картины.(слайд)

-Какие растения называют культурными? (все растения, которые выращивают на поле)

-Что такое полеводство? (выращивание полевых культур)

-Главные полевые культуры-это зерновые.

  • Что к иим относится? ( пшеница, рожь, ячмень, овес) -Почему люди выращивают эти растения?

  • Какие виды труда люди выполняют на полях при выращивании этнх растений?

    1. Рефлексия.

  • Что вы узнали о растениеводстве?

  • Что узнали о полеводстве?

  1. Физкултъмикутка.

  2. Характеристика зерновых.

-А сейчас поближе познакомимся с полевыми культурами.( Показ гербария) -Кто узнал эти полевые культуры?

-Одним из основных полевых культур является пшеница.(гербарий)

-Что вы знаете про пшеницу?( это травяное растение, корни состоят из большого количества тонких корешков и образуют пучок. Стебель- тонкий, длинный, гладкий. Если разрезатъ. он внутри пустой.Такой стебель называют соломенной. Листья длинные,узкие

  • Чем заканчивается стебель? (колосом, в которых находятся зерна, ради эгих зерен люди выращивают пшеницу)

  • А что получают из зерен пшеницы? (муку, крупу манную, пшеничную )

  • -Ячмень- корни,

стебель,

листья,

колос.

Что получают из зерен ячменя? (перловую крупу, комбикорм для животных)

  • У овса зерна не в колосе, а в метелке. Овес- корм для лошадей, птиц. Из него делают крупу «Геркулес».В одной древней легенде рассказывается про богатыря Геркулеса, Он отличался необыкновенной силой. По имени этого богатыря и назвали овсяные хлопья «Геркулесом».Из них можно варить вкусную, питательную кашу.

Гречиха- Из нее делают крупу гречневую, муку. Раньше пекли гречневые блины, хлеб. В отличии от других полевых культур гречиха нуждается в насекомом опылении. Поэтому на поля вывозят ульи с пчелами,

  • А какие пословицы о хлебе вы знаете?

  • Горох- А что вы знаете про горох? ( Используют для приготовления пищи для людей и как корм для домашних животных)

  • Кукуруза-теплолюбивое растение. На зерно выращивают в южных районах. В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому из нее делают силос. Кукурузные рыльца- применяют от многих болезней. Из зерен делают кукурузные хлопья и палочки.

Так же к полевым культурам относится картофель. Его клу‘бни используют в пищу. Картофель- это второй хлеб, но его родина-это Америка. 500 лет назад его привезли в Европу, вначале его развод или как цветы, а позже, поняв и оценив, стали выращивать для употребления в пищу. Клубни картофеля называли земляные яблоки. В Россию картофель попал в 17-18 вв.

  • А теперь отгадайте загадку.

Стоит солнышко на ножке,

Только лучи у него не горячи.(подсолнух) -Кто знает, почему его так назвали?

-Что дает подсолнух человеку? (вкусные семечки, масло)

В теплый и дождливый год его высота достигает до 3 метров. Это красивое и мощное растение. Около поля подсолнечника хорошо дышится. Его болыпие листъя выделяют много кислорода.

-А можно эти растения выращивать у нас? Почему?

У нас равнинная местность. Равнинную почву удобнее распахивать. Наши почвы подзолистые, при хорошей обработке и внесении удобрений можно получитъ богатый урожай.

  • А что растет на полях кроме культурных растений?(сорняк) Таблица «Сорные растения».

    1. Чтение материала по учебнику. Выполнение заданий

    2. Работа в тетрадях. Практическая работа по теме « Растениеводство ■

      1. Итог.

‘ -Что вы узнали о растениеводстве?

  • Чем занимаются в полеводстве?

-Какие культурные растения растут в нашей местности?(обр.связь по гербариям)

    1. Самооценка, взаимооценка.

    2. Д/з. Найти дополнительный материал о полевых культурах, о полеводстве. написать в тетрадях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here