Семёнова Ольга Владимировна
МБОУ СОШ №2 с. Казаки
Учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир
Тема: «В гости к зиме»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Основные дидактические методы:
проблемные методы обучения;
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
для ученика – учебник, карточки настроения, веточки ели и сосны,
снежинки белая и синяя, раздаточный материал.
Форма организации учащихся – групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Программа курса «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов,УМК «Планета знаний», всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов 1 класс в двух частях АСТ Астрель г. Москва 2010 г.
Раздел «Природа в жизни человека»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой.
— Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь вам стены помогают.
Все, кто здесь сидят-друзья
И бояться их нельзя.
— В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце.
Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного. А вы хотите? Тогда начнём.
— Ребята, перед вами лежат смайлики. У каждого из них своё настроение. Покажите того смайлика, у которого такое же настроение как и у вас.
— Я очень рада, что вы пришли на урок с хорошим настроением.
2.Минутка здоровья.
— Проверим как мы сидим:
— Руки? (На месте)
— Ноги? (На месте)
— Локти? (У края)
— Спина? (Прямая)
— Скажите, а почему очень важно на уроке сидеть правильно? (Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Отгадайте загадки:
1. Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам…(мороз).
2. На коньках я мчусь вперёд,
Под ногами крепкий…(лёд).
3. Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а …(снежинки).
4. Зимние каникулы!
Весёлые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и … (коньки).
5. Наступили холода,
Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
— Кто из вас, ребята, догадался о том, какая сегодня тема урока? С каким словом ассоциируют отгаданные вами слова? (Зима)
— Итак, мы определили тему нашего урока : «Зима» Слайд 1.
— А какова же цель урока? Что мы должны сегодня увидеть, узнать, за чем понаблюдать? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы поговорим о зимних явлениях, научимся отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
III.Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
— Много о зиме вам уже известно, повторим что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете присматриваетесь к природе, к окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
1. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега. Слайды 2-4.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2. По счёту первым он идёт,
С него начнётся Новый год.
Открой скорее календарь,
Читай, написано…(Январь)
3. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
— Ребята, а как вы думаете, когда наступает зима?(Ответы детей)
— По календарю зима наступает 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
2. Игротерапия.(Дети встают)
— Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы:
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололёд, изморозь, оттепель.
3. Работа с учебником.
— Посмотрите в свои учебники. Рассмотрите рисунок. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег)
— Из чего состоит снег? (Из снежинок)
— Раньше думали, что снег- это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров.
Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и, наконец, становятся красивыми звёздочками, Они собираются в хлопья и падают на землю. При сильном ветре у снежинок обламываются лучи, и они обращаются в снежную пыль. Когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи).
IV. Совместное открытие новых знаний.
1. Заочная экскурсия в зимний лес.
— Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса. Слайд 5.
— Что вы видите?
— Каковы особенности жизни деревьев зимой?
— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, т.к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. (Учитель демонстрирует веточку берёзы, разрезает почку. Ученики рассматривают почки берёзы у себя в баночках).
— Но не все деревья сбрасывают листья. Кто назовёт эти деревья? (Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточку у себя на партах).
— Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок).
— Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налётом. Поэтому им не страшен мороз. Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. Снег для этих растений пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замерзнуть. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и оказалось, что под снегом температура выше на 17-20 градусов. Слайд 6.
Физкультминутка.
2. Работа с учебником.
— Рассмотрите пейзаж зимнего леса на странице справа.
— Кто из вас быстрее определит, сколько зверей спрятала зима в лесу?
— Какие трудности звери испытывают зимой?
3. Работа в группах.
Ролевая игра «Угадай, кто это?»
— Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру. Каждой группе будут предложены загадки. Ваша задача – отгадать загадку и изобразить того, о ком идёт речь.
— О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. Слайды 7-10.
4.Работа в парах.
— А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздаю листочки, на которых изображены животные и их следы. Вам предстоит догадаться чьи следы на снегу и соединить следы и их хозяина. Возьмите простой карандаш и приступим к работе.
— Проверим. Слайд 11.
Зрительная физкультминутка. Слайд 12.
5. Беседа о жизни птиц зимой.
— Не только растения и звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в тёплые края. Как называют этих птиц. (Перелётными)
— Почему птицы улетают? (Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень тёплая одежда, а птичья кровь горяча, так что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезают насекомые, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё таки некоторые остаются зимовать).
— Как называют таких птиц?
— Послушайте сообщения ребят о зимующих птицах. Слайды 13-17.
— Чем мы можем помочь птицам? (Ответы) Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.
V. Самостоятельное применение знаний.
1. Игра «Крестики- нолики».
— На листочках, которые я раздам, будете ставить +, если ответ правильный,0, если неверный ответ.
— Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
— Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0)
— Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
— Ласточки, соловьи, скворец – зимующие птицы. (0)
— Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
— Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками. (+)
— Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
— Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
2.Самостоятельная работа.
Посмотрите образцы корма для зимнего питания животных: сушёные грибы, кора деревьев, крошки хлеба, сало и соотнесите эти виды кормов с картинками на доске.(Образцы корма на столе.)
VI. Итог урока. Рефлексия.
— Ребята, мы должны подвести итог проделанной работы.
— Какую учебную задачу, проблему ставили? (поговорить о зимних явлениях, узнать признаки зимы, узнать о том, как холода влияют на жизнь растений и животных).
— Удалось нам её решить?
— Каким образом? Что мы для этого делали? (работали в парах, с помощью учителя, используя ранее изученный материал, дружно работая в группе).
— Попробуем все вместе закончить предложения.
Зимой солнце греет меньше, чем … летом.
Летом идут дожди, а зимой … снег.
Зимой берёза, липа стоят без … листьев.
Снегири, синицы, воробьи – это птицы … зимующие.
Кукушки, ласточки, соловьи – это птицы … перелётные.
Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить … кормушки.
— Молодцы, ребята!
— У вас нас столе лежат снежинки белая и синяя. Белая снежинка символизирует, что вам на уроке было всё понятно. Синяя – сомнения, трудности. Кому на уроке было всё понятно, возьмите в руки белую снежинку. У кого были трудности, сомнения – синюю.
— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Вы подарили мне тепло и радость хорошей работы. Всем спасибо за урок!
Пояснительная записка.
Учитель: Семёнова Ольга Владимировна.
Класс: 1
Направление: первое (начальная школа)
Предмет: Окружающий мир
Тема: «В гости к зиме»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Основные дидактические методы:
проблемные методы обучения;
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
для ученика – учебник, карточки настроения, веточки ели и сосны,
снежинки белая и синяя, раздаточный материал.
Форма организации учащихся – групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Программа курса «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов,УМК «Планета знаний», всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов 1 класс в двух частях АСТ Астрель г. Москва 2010 г.
Раздел «Природа в жизни человека»
Характеристика класса
В классе 25 человек, из них 14 мальчиков, 11 девочек.
Общий темп деятельности класса – выше среднего, но есть учащиеся, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, с ними организованы дополнительные занятия. Внимание у большинства детей устойчивое, долговременная память сформирована достаточно, отмечается большой уровень познавательной активности. Высокий уровень школьной мотивации показали 19 человек, средний – 6.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – актуализация знаний и постановка проблемы. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, раскрывающие тему и цели урока. Для активизации познавательной деятельности имеют большое значение игровые моменты, в данном случае – загадки. Третий этап — актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Здесь использовался метод наглядности (презентация на слайдах), рассказ учителя, беседа с детьми. На основном этапе – этапе совместного «открытия» новых знаний – использовались метод наглядности, раздаточный материал, фронтальная беседа.
Для снятия усталости использовались «Двигательная физминутка» и «Электронная физминутка» для глаз (компьютерная программа). На этапе самостоятельного применения знаний использовались игра «Крестики – нолики» (тест), а также наглядный материал. Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности. А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке.
По моему мнению, урок прошёл успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовались демонстрационный материал, использование компьютера.