Жукова Елена Михайловна,

учитель начальных классов,

Гимназия № 491 «Марьино»,

Москва

Задачи:

образовательные:

— познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб;

— обучать самостоятельному изготовлению изделия, следуя инструкциям учителя;

воспитательные:

— воспитывать любовь к прекрасному, интерес к предмету, аккуратность, внимательность, стремление довести до конца начатое дело;

развивающие:

— развивать у детей мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности.

Оборудование.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint; образец изделия.

У учащихся: ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага,

шаблон (квадрат) для изготовления игрушки, зеленый и синий кружки.

Литература.

Плешаков А.А. Учебник «Мир вокруг нас». 1 класс. М.,2012.

Рабочая тетрадь к учебнику. М.,2012.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

— Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Вступительная беседа.

— Сегодня мы отправляемся в увлекательное подводное путешествие. Мы будем бороздить воды рек, морей и знакомится с обитателями глубин.

— С кем? Отгадайте загадку.

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звезд не считают,

Людей не знают.

Слайд №1. Рыбы.

— На чем поплывем? Отгадайте загадку.

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой.

Слайд №2. Подводная лодка.

— Вперед!

Физкультминутка.

Рыбы.

Подводная лодка.

3. Сообщение темы и целей урока.

— Тема нашего путешествия «Кто такие рыбы?». Мы поговорим о строении рыб, о среде обитания, их разнообразии. Научимся складывать из бумаги рыбку – игрушку.

— Поплыли!

4. Работа по теме урока.

— Кто такие рыбы?

Слайд №3.

— А вот наш гость.

Слайд №4. Красноперка. Строение рыбы.

— Как называется эта рыбка?

— Почему рыбу так назвали?

— Как рыбы передвигаются в воде?

— Как рыбы дышат?

— Чем покрыто их тело?

— Что такое чешуя?

— Как располагаются чешуйки?

— Молодцы!

— У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза.

Рыбы имеют хорошее обоняние. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать.

Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.

Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры выделяют кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз рыбы.

Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются. Некоторые рыбы строят себе жилище, другие откладывают икру прямо в воду.

— Каких рыб знаете?

— Разделим рыб на две группы: речные и морские.

— Почему рыбы называются речными? морскими?

— Сначала поплаваем с речными рыбами. Поплыли.

Слайд №5. Речные рыбы.

— А затем – с морскими. Поплыли.

Слайд №6. Морские рыбы.

— Почему их нельзя увидеть всех вместе?

— Молодцы!

Физкультминутка.

5. Закрепление нового материала.

— Закрепим наши знания. Поиграем в игру «Найди дом для рыбки».

— Дети, вы должны догадаться, о какой рыбке идет речь. Если рыба речная, то поднять круг зеленый. Если морская – синий.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

— Речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Длина тела достигает 2,5 м , а вес – до 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. В природе сом может прожить до 80 лет.

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала)

— Морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает защититься от врагов.

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. (Ерш)

— Колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука)

— Крупная речная рыба. Хищник. Длина тела достигает до 1,5 м, а вес до 35 кг.

Живу глубоко,

Плыву легко.

Зубастая, большая,

Я рыба морская. (Акула)

— Акулы — отличные пловцы. В их пасти несколько рядов острых зубов. По мере выпадения старых зубов на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула – 1м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3500-4000 кг. Еще больше китовая акула ее длина до 18 м. Эти оба гиганта совершенно безопасны для человека.

— Молодцы! Каждая рыбка в своем доме.

6. Изготовление складной игрушки из бумаги. Карп.

— Как приятно из путешествия привозить сувениры. Вот такой подарок мы с вами сейчас и сделаем из бумаги.

Слайд №7. Карп.

А) Подготовка к работе.

— Что понадобится для работы?

— Выбираем цвет бумаги для изделия. Подготовили необходимое, лишнее отложили в сторону.

Б) Анализ технологии изготовления игрушки.

— Я предлагаю следующий план работы.

Слайд №8. План.

— Повторим правила безопасной работы на уроке.

Слайд №9.

В) Практическая работа.

Работа выполняется вместе с учителем, по схеме.

Г) Выставка и оценка работ учащихся.

— Молодцы! Отличные сувениры.

Физкультминутка.

7. Подведение итогов.

— Наше путешествие подошло к концу.

— Что нового вы узнали? Что научились делать на уроке?

Литература.

Агапова И. Поделки из бумаги. М.,2007

Фефилова Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. М.,2007

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here