Жукова Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
Гимназия № 491 «Марьино»,
Москва
Задачи:
образовательные:
— познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб;
— обучать самостоятельному изготовлению изделия, следуя инструкциям учителя;
воспитательные:
— воспитывать любовь к прекрасному, интерес к предмету, аккуратность, внимательность, стремление довести до конца начатое дело;
развивающие:
— развивать у детей мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности.
Оборудование.
У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint; образец изделия.
У учащихся: ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага,
шаблон (квадрат) для изготовления игрушки, зеленый и синий кружки.
Литература.
Плешаков А.А. Учебник «Мир вокруг нас». 1 класс. М.,2012.
Рабочая тетрадь к учебнику. М.,2012.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | |
1. Организационный момент. | — Долгожданный дан звонок, Начинается урок. |
|
2. Вступительная беседа. | — Сегодня мы отправляемся в увлекательное подводное путешествие. Мы будем бороздить воды рек, морей и знакомится с обитателями глубин. — С кем? Отгадайте загадку.
По земле не ходят, На небо не смотрят, Звезд не считают, Людей не знают.
Слайд №1. Рыбы.
— На чем поплывем? Отгадайте загадку.
Под водой железный кит, Днем и ночью кит не спит, Днем и ночью под водой Охраняет твой покой.
Слайд №2. Подводная лодка.
— Вперед!
Физкультминутка.
|
Рыбы.
Подводная лодка. |
3. Сообщение темы и целей урока. | — Тема нашего путешествия «Кто такие рыбы?». Мы поговорим о строении рыб, о среде обитания, их разнообразии. Научимся складывать из бумаги рыбку – игрушку. — Поплыли! |
|
4. Работа по теме урока. | — Кто такие рыбы?
Слайд №3.
— А вот наш гость.
Слайд №4. Красноперка. Строение рыбы.
— Как называется эта рыбка? — Почему рыбу так назвали? — Как рыбы передвигаются в воде? — Как рыбы дышат? — Чем покрыто их тело? — Что такое чешуя? — Как располагаются чешуйки? — Молодцы!
— У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы имеют хорошее обоняние. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать. Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста. Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры выделяют кислород из воды и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз рыбы. Большинство рыб мечут икру и таким образом размножаются. Некоторые рыбы строят себе жилище, другие откладывают икру прямо в воду.
— Каких рыб знаете? — Разделим рыб на две группы: речные и морские. — Почему рыбы называются речными? морскими? — Сначала поплаваем с речными рыбами. Поплыли.
Слайд №5. Речные рыбы.
— А затем – с морскими. Поплыли.
Слайд №6. Морские рыбы.
— Почему их нельзя увидеть всех вместе? — Молодцы!
Физкультминутка.
|
|
5. Закрепление нового материала. | — Закрепим наши знания. Поиграем в игру «Найди дом для рыбки». — Дети, вы должны догадаться, о какой рыбке идет речь. Если рыба речная, то поднять круг зеленый. Если морская – синий.
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)
— Речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Длина тела достигает 2,5 м , а вес – до 150 кг. Днем сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. В природе сом может прожить до 80 лет.
На дне один Лежит плоский блин. (Камбала)
— Морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает защититься от врагов.
Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит. (Ерш)
— Колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)
— Крупная речная рыба. Хищник. Длина тела достигает до 1,5 м, а вес до 35 кг.
Живу глубоко, Плыву легко. Зубастая, большая, Я рыба морская. (Акула)
— Акулы — отличные пловцы. В их пасти несколько рядов острых зубов. По мере выпадения старых зубов на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула – 1м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3500-4000 кг. Еще больше китовая акула ее длина до 18 м. Эти оба гиганта совершенно безопасны для человека.
— Молодцы! Каждая рыбка в своем доме.
|
|
6. Изготовление складной игрушки из бумаги. Карп. | — Как приятно из путешествия привозить сувениры. Вот такой подарок мы с вами сейчас и сделаем из бумаги.
Слайд №7. Карп.
А) Подготовка к работе. — Что понадобится для работы? — Выбираем цвет бумаги для изделия. Подготовили необходимое, лишнее отложили в сторону.
Б) Анализ технологии изготовления игрушки. — Я предлагаю следующий план работы.
Слайд №8. План.
— Повторим правила безопасной работы на уроке.
Слайд №9.
В) Практическая работа. Работа выполняется вместе с учителем, по схеме.
Г) Выставка и оценка работ учащихся. — Молодцы! Отличные сувениры.
Физкультминутка. |
|
7. Подведение итогов. | — Наше путешествие подошло к концу. — Что нового вы узнали? Что научились делать на уроке? |
|
Литература.
Агапова И. Поделки из бумаги. М.,2007
Фефилова Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. М.,2007