Набиева Резида Рамзиловна

МОБУ СОШ№ 2 с. Бижбуляк Бижбулякский р-н РБ

Учитель начальных классов

Интегрированный урок

«Весенние изменения в неживой природе» во 2 классе

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  • Дать представление об изменениях в неживой природе весной;

  • Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения;

  • Воспитывать чувство гордости за родной край;

  • Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

  • Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

  • Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Ход урока.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Резида Рамзиловна. Я учу таких же детей как и вы -добрых , умных и красивых.

2. Актуализация знаний детей.

— Ребята, вы знаете, весной мое удивление вызывает солнышко.( С1) Оказывается, оно как настоящий волшебник умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было.

Утром ранним кто- то странный,

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко – рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Давайте мы с вами улыбнемся друг другу как солнышко, и начнем урок. А солнышко с самого начала урока будет сиять для нас.

( Прикрепляю на доске рисунок солнца)

— Ребята, а красивое у нас солнышко? Да- красивое, я тоже так думаю.

Какое оно яркое и дольше задерживается на небосклоне.

— А когда оно такое бывает? (Весной)

-А какое сейчас время года?

3. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке (Сл.2) мы составим портрет весны. Ребята, мы попробуем себя в роли художников, поэтов и композиторов.

Итак, в добрый путь .

4.Работа по теме.

-Ребята, о чем эти строки?

Он -наследник февраля, грачевник, капельник;, а этот — снегогон, первоцвет и солнечник; ну а этот- травень и светодень…

-Их трое из 12 братьев? ( весенние месяцы)

Так говорят о весенних месяцах в народе.

— Кто их назовет?

— А сейчас по порядку их надо выставить на доске. Кто мне поможет?(сл.3)

Посмотрите , солнышко светит и нашим месяцам.

— Одинаково ли оно греет землю во все весенние месяцы? (Нет.)

Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.)

(Сл. 4)Перед вами картина известного художника Саврасова

« Грачи прилетели». Как вы думаете, какой это месяц весны?

( Работа с картиной)

Давайте мысленно войдем в эту картину и отгадаем ее тайну. Какими словами можно описать снег, небо.

-Какое место на картине вы хотите занять и почему? А как бы вы назвали ее?

-А теперь мы сами станем художниками и дополним свою картину.

Итак, признаки весны нам надо изобразить и на нашей картине.

У нас с самого начала урока светит солнце.

Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)

ывешиваю широкую полосу голубой бумаги, прикрепляю облака из белой бумаги).

— Какие осадки выпадают весной? (В марте — снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)

(Вывешиваю на доску бумажные снежинки и капельки дождя)

— Что происходит со снегом весной? Почему? (Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает.)

Бегут, журчат торопятся ручейки.

— Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет , покрывается трещинами , тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. )

Ребята, помните очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Что обозначает это слово? ( Показываю карточку со словом «Ледоход» ) Очень опасны шалости на реке во время ледохода. А как разбиваются льды во время ледохода?

— Мы можем показать руками? ( дети показывают)

— А какие реки протекают по территории вашей местности?

Весной , когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем, от выражения полная вода, т.е. много воды. (СЛ5) (Карточка со словом «Половодье») .Мы –настоящие художники и получилась у нас прекрасная картина. Как назовем ее?

Давайте похлопаем себе! Попробуем дыхание весны. Давайте вдохнем глубоко и почувствуем, как дышит весна. ( Дыхательные упражнения)

— Ребята, мы увидели весну, а можно ли ее услышать ?

-Какие звуки вы слышите в природе?

-А эти звуки можем сами изобразить? Предложите, как изобразить весеннюю капель? А какими движениями? Легкое дуновение ветерка? Как сталкиваются льдины во время ледохода? А сейчас мы будем музыкантами большого весеннего оркестра. Солнышко у нас будет ? ( Вызываем одного ученика) Солнышко улыбается.

Весенними капельками будут ученики 1-го ряда. Дуновение ветра покажут ученики 2-го ряда. Как сталкиваются льдины- руками покажут ученики 3-го ряда.Взмахом руки показываю , кто будет выступать . У нас получился прекрасный оркестр.

Сейчас мы послушаем музыку весны другого оркестра.

Мелодия «Весенний шум».

А какие звуки вы здесь услышали? (Бегут ручьи, поют птицы)

— Мы – настоящие музыканты, бурные аплодисменты себе!

Ребята, мы сегодня были прекрасными художниками, замечательными музыкантами . А кто еще воспевает весну словами ?

— Попробуем мы себя тоже в роли поэтов и писателей.

Для этого проведем небольшую разминку.

Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на, наконец, пришла …… (весна)

Чи-чи-чи, прилетели к нам ….. (грачи)

Ло-ло-ло, всем от солнышка …. (тепло)

— Теперь ребята мы постигнем науку японского стихосложения под названием синквейн.

-Как вы думаете, о чем мы напишем в синквейне? ( О весне.)

— А какая бывает весна? 2 прилагательных

— Весна- большая труженица. Что же она делает? 3 глагола

— Народ сложил столько поговорок и пословиц о весне. Быть может они вам известны?

Матушка весна всем красна.

Весенний день год кормит.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна днём красна.

— Как бы вы еще назвали весну, но только одним словом? (Составление синквейна)

-А теперь ребята мы станем писателями. Для этого нужно потрудиться группе ребят.

Перед вами отдельные предложения. Ваша задача- составить связный текст. Вы можете это обсудить, договориться. И зачитаете по цепочке в правильном порядке.

Наступила долгожданная весна.

Пожелтели на деревьях листья.

Начал таять снег, появились проталины.

Мороз сковал реки толстым льдом.

Дни стали длиннее, а ночи короче.

Журчат веселые ручейки.

-Молодцы! Вы очень талантливые, гениальные, способные ученики.

Следующая работа нам поможет оценить ваши знания, полученные на нашем уроке.

5. Закрепление изученного.

Выберите только те номера, которые соответствуют весенним явлениям природы и запишите их на нижней строке через запятую.

1.Дни стали короче.

2.Потепление.

3.Оттаивание почвы.

4.Снег не тает.

5.Ледоход.

6.Бегут ручьи.

7.Половодье.

— А теперь проверим. Перед вами ответы. Сверьтесь и поставьте себе оценку.(Сл. 6)

6.Итог.

-Что для вас было открытием?

— Какая роль вам больше всего понравилась: художника, музыканта или писателя и поэта?

— А теперь нарисуйте рот клоуну , который соответствует вашему настроению и покажите мне и гостям.

(Сл.7)

Урок окончен. Спасибо всем за работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here