Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытие нового знания
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Примечание: Перед данным уроком была изучена тема «Экономика» Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся об истории возникновения транспорта с использованием этой информации на данном уроке.
Технологическая карта
-
Тема
Виды транспорта
Цели:
Образовательный аспект: Познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщаьть и делать выводы.
Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.
Воспитательный аспект: Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.
Формировать УУД:
— Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
— Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы , строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи;
Планируемый результат
Предметные:
Знания: узнают о видах транспорта. Умения: научатся определять вид транспорта по характерным отличиям.
Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
Основные понятия
Виды транспорта
Межпредметные связи
Русский язык, история
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
— А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
— А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1
— карточка – кластер
— карточки с изображением транспорта
— модели разных видов транспорта
— цветные карандаши
— толковый словарь, энциклопедии.
— компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point,
Организация пространства
Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин) (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. — определить тип урока; Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Цель: оценить свою готовность к уроку.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока
— Пожелания друг- другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека.
Микроитог: готовы к уроку | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
-организует проговаривание правил поведения на уроке; — организует проговаривание девиза урока; -организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1.Поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – хорошо учимся! Всё у нас получиться!
2 На. карточке – кластере нарисовать настроение в начале урока
3. Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи» — Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).
|
| Коммуникативные: — умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; — умение оформлять свои мысли в устной форме; — умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умение чувствовать необходимость учения
|
2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин) Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся об отраслях экономики, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания, мышления, воображения Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память). | Цель: повторить виды экономики
Отвечают на вопросы учителя
Микроитог: обобщили знания об экономике | Организует повторение изученного.
| Слайд 3 — Какую большую тему мы изучаем? -Что такое экономика? -Какой части экономики не хватает на схеме? У: На доске зашифровано слово . Расшифруйте его. Что это за слово –ТРАНСПОРТ? Что означает ? Обратимся в толковый словарь.
| — знать виды экономики и правильно их называть. — уметь определять зашифрованное слово, — определять значение слова «транспорт».
| Познавательные: — умение добывать новые знания; — умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках — умение выполнять классификацию видов экономики. Регулятивные: — умение проговаривать последовательность действий на уроке; — умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли; — умение слушать и понимать речь других обучающихся; |
3.Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: — организовать работу по определению темы урока учащимися; — организовать постановку цели урока учащимися. Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности..
| С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Микроитог: определили вопросы. | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | У: Определите тему нашего урока. -Что такое транспорт? У:Запишите тему в кластер: ТРАНСПОРТ (Слайд 4.) -Какие виды транспорта вы знаете? -На какие группы можно разделить весь транспорт? -По каким признакам можно разделить транспорт на группы? -Я заметила, что вы испытываете трудность в в вопросах которые я вам задала? А вы заметили это? Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? Значит, наша задача – определить признаки, по которым можно разделить весь транспорт на разные группы. Для этого мы сравним разные виды транспорта: найдем общее и различия.
-Что бы вы хотели ещё узнать о транспорте? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Вопросы детей (записываются на доске учителем): -На какие группы можно разделить весь транспорт? Когда появился первый автомобиль? Какого цвета мигалка у милицейских машин? (Записать на доске вопросы детей) Сообщение ученика «Как появился транспорт» (Слайд 5) | — умение правильно составлять вопросы
| Познавательные: — умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: — умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: — умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные — умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями
|
4. Этап открытия нового знания. (15 мин) Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о транспорте; развивать познавательных УУД через знакомство с понятиями видов транспорта; формировать регулятивные УУД через коллективную работу., работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
| Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.
Микроитог: определили виды транспорта в зависимости от способа передвижения
| Организует, помогает. направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией дома и умение представлять данную информацию обучающимся..
| — по электронной почте Муравьишка прислал письмо. (Слайд 6.) Дорогие ребята ! Заболела Черепашка и мне нужно срочно к ней добраться, но только я не знаю каким транспортом. Я высылаю план схему маршрута. Смайлик, даст справочную информацию. (Слайд 6.) -Муравьишка живет на острове окруженный океаном как вы думаете, на каком транспорте можем мы добраться до г. Луговое. (Смайлик- справка — нет аэропорта.) (Слайд 7.) Решение ребят – катер, корабль Как можно назвать вид этого транспорта – ВОДНЫЙ (запишем в кластер ). Сообщение ученика – «Как появились корабли » (Слайд 8.) (Слайд 9.)- Как нам проехать расстояние от г. Лугового до реки (Смайлик- справка нет аэропорта, нет ж/д вокзала) Решение ребят – велосипед, автомобиль, автобус. Как можно назвать вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (запишем в в кластер) Сообщение ученика – «Первые автомобили» (Слайд 10.) Информация учителя: Автобус – это автомобиль, у которого число пассажирских мест больше 8.Бывают автобусы на 80 мест и даже больше. (Слайд 11.)По дороге у Муравьишки встречается река. Как мы сможем проехать по реке до г. Полюшкино? На чем? Лодка — вид этого транспорта – ВОДНЫЙ Как нам проехать от Полюшкино до Облачково (Смайлик — справка есть аэропорт, нет ж/д вокзала)) – На самолете — вид этого транспорта – ВОЗДУШНЫЙ (запишем в кластер ) (Слайд 12.)Сообщение ученика – «Как люди научились летать» (Слайд 13.)Как нам проехать от Облачково до вокзала города в котором живет бабушка (Смайлик — справка — нет аэропорта, есть ж/д вокзал)) – На поезде — вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (в кластере уже есть) Информация учителя: -Очень велико значение железнодорожного транспорта. Его дороги – это целая сеть. Днём и ночью идут поезда. Особенно хорошо это замечает тот, кто живёт вблизи железной дороги. (Слайд 14.) Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт. в зависимости от передвижения? Вывод: в зависимости от способа передвижения можно разделить на 4 группы: водный , воздушный, наземный. подземный | — Знать источники для получения информации; — Уметь находить информацию из дополнительной литературы; — Уметь составлять устный рассказ; — Знать отличительные особенности транспорта.
| Регулятивные: — определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; — планировать свою деятельность; -определять последователь- ность действий на уроке. Познавательные: — добывать новые знания: — находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и дома. Коммуникативные: — оформлять свои мысли в устной форме; — слушать и понимать речь других Личностные : — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
Физкультминутка (2 мин) Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже- ние и усталость обуча- ющихся создать усло- вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. | Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях. Микроитог: выпол- няли физические упражнения. | Организует, выполнение движений
| (Слайд 15.)Физминутка. Я буду называть транспорт, а вы попробуйте подобрать движения, которые подходили бы к данному виду транспорта. Наземный имитация — руля. Воздушный – руки в сторону – летящая птица, водный – плавательные движения.
|
| Коммуникативные — умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.
|
Работа в группах: Цель: — проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.
| Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе.
Микроитог: определяли вид транспорта, работали в группах | Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией.
| (Слайд 16.) Работа группами: У каждого ряда карточка. Определить вид транспорта, его назначение найти лишний транспорт. (Слайд 17.) Обсуждение ответов учащихся с записью в кластер видов транспорта ГРУЗОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ. Грузовой – коллективное обсуждение Пассажирский — коллективное обсуждение Специальный – сообщение ученика.
| -уметь работать по группам. -уметь находить отличие.
| Познавательные: — умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Коммуникативные: — умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: — умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Работа в парах Цель: — проверить умение работать в паре, умение работать с информацией; — организовать выполнение взаимопроверки
| Работа в парах –взаимопроверка опираясь на эталон.
Микроитог: работали в парах, проводили взаимопроверку. | Организация взаимопроверки
| (Слайд 18.) Выполните задание в рабочей тетради с 76 №3 (запись номеров телефона) Проведите взаимопроверку в парах.
-Кто справился без ошибок, встаньте, пожалуйста. — У кого одна ошибка? Молодцы! Хорошо справились. А сейчас я вам предлагаю обратиться к кластеру. Что вы заметили? (свободные квадратики) Чтобы нам их заполнить, мы должны сделать определенную работу. | —уметь работать с информацией. | Регулятивные: — умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: — умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
Коллективная работа Цель: — проверить умение работать в коллективе; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать уважение к пожилым людям , инвалидам и друг к другу.
| Коллективная работа. Проводят обсуждение. Обосновывают и доказывают свои ответы.
Микроитог: работали в коллек- тиве, определили транспорт в зависимости от назначения. | Организация коллективной работы | (Слайд 19.) Коллективная работа: Нужно правильно расставить транспорт в 2 группы: Личный – (запись в кластер) обсуждение правил поведения . Общественный -(запись в кластер) — обсуждение ситуаций в транспорте и правил поведения Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт в зависимости от назначения ? Вывод: в зависимости от назначения можно разделить на группы: грузовой, пассажирский, специальный. личный, общественный. | — уметь слушать | Коммуникативные: — умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: — умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
|
5.Этап первичного закрепления (4 мин) Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД ) | Составляют при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения
Микроитог: приме- няли полученные знания. составляли характеристики. | Организует, помогает. направляет. Организует проверку умения работать с информацией.
| (Слайд 20.) У нас в кластере появилась схема. Глядя на кластер какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: мы разделили весь транспорт на группы, используя разные признаки. -Любому виду транспорта можно дать характеристику из трёх пунктов. Попробуйте составить при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения.
| — уметь слушать учителя и выполнять действия, контролируя свои знания. — знать отличитель- ные признаки транспорта.
| Познавательные: — умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли — умение слушать и понимать речь других Личностные УУД -умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.
|
Динамическая пауза. (2мин) Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Проговаривают стихотворение, выполняют физические упражнения
Микроитог: выпол- няли физические упражнения, проговаривали стих. | Организует проговаривание, выполнение движений Цель: снять напряже- ние и усталость обуча- ющихся создать усло- вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. | (Слайд 21.) Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед, Раз, два, три, четыре- Полетел наш самолет. А теперь прилетели и за парту тихо сели.
| — уметь слушать — уметь четко проговари-вать слова | Коммуникативные — умение выполнять физические упражнения по команде , вместе.
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (8 мин) Цели: -организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний; — организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; — создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; — для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы Работа с рабочей тетрадью с. 74 опираясь на кластер. Выполняют задание самостоятельно в тетради и самопроверку по образцу. Выполняют самопроверку опираясь на эталон Микроитог: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы; выполняли самопроверку. | Цель: создать условия для выполнения самостоятельной работы Организует самопроверку. .
| (Слайд 22.) Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради с. 74 опираясь на кластер. -Как думаете, вы правильно вы выполнили задание? Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы. Поднимите руки , кто не совсем уверен в правильности выполнения. Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран и сравните свои ответы с эталоном. (Слайд 23.) Выполните самопроверку с опорой на эталон. -Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо знать учебный материал. А кто был уверен , но в результате контроля нашел ошибки , вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.
| — уметь выполнять задание самостоя-тельно в тетради и самопроверку по образцу; — уметь работать с информацией.
| Регулятивные: — умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; — умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: — умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; — составлять ответы на вопросы Личностные УУД —умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы Задача этапа – анализ и оценка успешности дости- жения цели; выявление ка- чества и уровня овладения знаниями. | Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока и ставят задачи к следующему. Дают оценку своей деятельности на уроке. Рассказывают, что узнали. Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок. | Организует итоговую беседу. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию.
| (Слайд 24.) Подведение итогов — Какова же была цель нашего урока? — Достигли ли мы её? — Можем теперь ответить на вопросы ,которые вас интересовали в начале урока? А теперь обозначьте своё настроение в кластере. (Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)
Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся. | — отвечать на вопросы учителя. — подводить итог урока и ставить задачи к следующему. — давать самооценку своей деятельности на уроке.
| Регулятивные: — умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками , — умение давать оценку деятельности на уроке; — умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить. Личностные УУД — умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2мин) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении- ями. Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы Записывают домашнее задание в дневник. Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание. | Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Объяснение домашнего задания. Даёт комментарий к домашнему заданию. | (Слайд 25.) Инструктаж выполнения домашнего задания с помощью выданных карточек с алгоритмом выполнения синквейна. — Молодцы! Спасибо всем за урок! ДЗ: Составить синквейн любого вида транспорта. | — уметь, работать с информацией. — уметь слушать учителя
| Регулятивные: — соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.
|