Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытие нового знания

Продолжительность: 1 урок, 45 минут

Примечание: Перед данным уроком была изучена тема «Экономика» Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся об истории возникновения транспорта с использованием этой информации на данном уроке.

Технологическая карта

Тема

Виды транспорта

Цели:

Образовательный аспект: Познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщаьть и делать выводы.

Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательный аспект:  Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

— Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешнос­ти учебной деятельности

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литера­туры , строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи;

Планируемый результат

Предметные:

Знания: узнают о видах транспорта. Умения: научатся определять вид транспорта по характерным отличиям.

Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Основные понятия

Виды транспорта

Межпредметные связи

Русский язык, история

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

— А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1

— карточка – кластер

— карточки с изображением транспорта

— модели разных видов транспорта

— цветные карандаши

— толковый словарь, энциклопедии.

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point,

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин)

(самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

— определить тип урока;

Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока

— Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

Микроитог: готовы к уроку

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

-организует проговаривание правил поведения на уроке;

— организует проговаривание девиза урока;

-организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – хорошо учимся!

Всё у нас получиться!

2 На. карточке – кластере нарисовать настроение в начале урока

3. Слайд 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай, ищи и находи»

— Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Коммуникативные:

— умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе и

следовать им;

— умение оформлять свои мысли в устной форме;

— умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость учения

2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся об отраслях экономики, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания, мышления, воображения

Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память).

Цель: повторить виды экономики

Отвечают на вопросы учителя

Микроитог: обобщили знания об экономике

Организует повторение изученного.

Слайд 3

— Какую большую тему мы изучаем?

-Что такое экономика?

-Какой части экономики не хватает на схеме?

У: На доске зашифровано слово . Расшифруйте его.

Что это за слово –ТРАНСПОРТ? Что означает ?

Обратимся в толковый словарь.

— знать виды экономики и правильно их называть.

— уметь определять зашифрованное слово,

— определять значение слова «транспорт».

Познавательные:

— умение добывать новые знания;

— умение находить ответы на

вопросы, используя свой

жизненный опыт и

информацию, полученную на

уроках

— умение выполнять классификацию видов экономики.

Регулятивные:

— умение проговаривать последовательность действий на уроке;

— умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

— умение слушать и понимать речь других обучающихся;

3.Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

организовать работу по определению темы урока учащимися;

— организовать постановку цели урока учащимися.

Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности..

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Микроитог: определили вопросы.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У: Определите тему нашего урока. -Что такое транспорт?

У:Запишите тему в кластер: ТРАНСПОРТ (Слайд 4.)

-Какие виды транспорта вы знаете?

-На какие группы можно разделить весь транспорт?

-По каким признакам можно разделить транспорт на группы?

-Я заметила, что вы испытываете трудность в в вопросах которые я вам задала? А вы заметили это? Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

Значит, наша задача – определить признаки, по которым можно разделить весь транспорт на разные группы. Для этого мы сравним разные виды транспорта: найдем общее и различия.

-Что бы вы хотели ещё узнать о транспорте? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

Вопросы детей (записываются на доске учителем):

-На какие группы можно разделить весь транспорт? Когда появился первый автомобиль? Какого цвета мигалка у милицейских машин? (Записать на доске вопросы детей)

Сообщение ученика «Как появился транспорт» (Слайд 5)

— умение правильно составлять вопросы

Познавательные:

— умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

— умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

— умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные

— умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями

4. Этап открытия нового знания. (15 мин)

Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о транспорте; развивать познавательных УУД через знакомство с понятиями видов транспорта; формировать регулятивные УУД через коллективную работу., работу в группах, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.

Микроитог: определили виды транспорта в зависимости от способа передвижения

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией дома и умение представлять данную информацию обучающимся..

— по электронной почте Муравьишка прислал письмо. (Слайд 6.)

Дорогие ребята !

Заболела Черепашка и мне нужно срочно к ней добраться, но только я не знаю каким транспортом. Я высылаю план схему маршрута. Смайлик, даст справочную информацию.

(Слайд 6.)

-Муравьишка живет на острове окруженный океаном как вы думаете, на каком транспорте можем мы добраться до г. Луговое. (Смайлик- справка — нет аэропорта.) (Слайд 7.)

Решение ребят – катер, корабль

Как можно назвать вид этого транспорта – ВОДНЫЙ (запишем в кластер ).

Сообщение ученика – «Как появились корабли » (Слайд 8.)

(Слайд 9.)- Как нам проехать расстояние от г. Лугового до реки (Смайлик- справка нет аэропорта, нет ж/д вокзала) Решение ребят – велосипед, автомобиль, автобус. Как можно назвать вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (запишем в в кластер) Сообщение ученика – «Первые автомобили» (Слайд 10.)

Информация учителя: Автобус – это автомобиль, у которого число пассажирских мест больше 8.Бывают автобусы на 80 мест и даже больше.

(Слайд 11.)По дороге у Муравьишки встречается река. Как мы сможем проехать по реке до г. Полюшкино? На чем? Лодка — вид этого транспорта – ВОДНЫЙ

Как нам проехать от Полюшкино до Облачково (Смайлик — справка есть аэропорт, нет ж/д вокзала)) – На самолете — вид этого транспорта – ВОЗДУШНЫЙ (запишем в кластер )

(Слайд 12.)Сообщение ученика – «Как люди научились летать»

(Слайд 13.)Как нам проехать от Облачково до вокзала города в котором живет бабушка (Смайлик — справка — нет аэропорта, есть ж/д вокзал)) – На поезде — вид этого транспорта – НАЗЕМНЫЙ (в кластере уже есть)

Информация учителя: -Очень велико значение железнодорожного транспорта. Его дороги – это целая сеть. Днём и ночью идут поезда. Особенно хорошо это замечает тот, кто живёт вблизи железной дороги.
В пассажирских поездах по 15-20 вагонов, а в грузовых – по 50 – 60 и даже больше.
Как же нам добраться от вокзала до дома Черепашки. (Смайлик – справка— в городе очень большие пробки) Пешком долго – метро вид этого транспорта – ПОДЗЕМНЫЙ (запишем в кластер )

(Слайд 14.) Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт. в зависимости от передвижения?

Вывод: в зависимости от способа передвижения можно разделить на 4 группы: водный , воздушный, наземный. подземный

— Знать источники для получения информации;

— Уметь находить информацию из дополнительной литературы;

— Уметь составлять устный рассказ;

Знать отличительные особенности транспорта.

Регулятивные:

— определять и формулировать

цель деятельности на уроке под

руководством учителя;

— планировать свою деятельность;

-определять последователь-

ность действий на уроке.

Познавательные:

— добывать новые знания:

— находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и дома.

Коммуникативные:

— оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других

Личностные :

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Физкультминутка (2 мин)

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения.

Организует, выполнение движений

(Слайд 15.)Физминутка. Я буду называть транспорт, а вы попробуйте подобрать движения, которые подходили бы к данному виду транспорта.

Наземный имитация — руля. Воздушный – руки в сторону – летящая птица, водный – плавательные движения.

Коммуникативные

умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

Работа в группах:

Цель: — проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.

Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе.

Микроитог: определяли вид транспорта, работали в группах

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.

(Слайд 16.) Работа группами: У каждого ряда карточка. Определить вид транспорта, его назначение найти лишний транспорт.

(Слайд 17.)

Обсуждение ответов учащихся с записью в кластер видов транспорта ГРУЗОВОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ.

Грузовой – коллективное обсуждение

Пассажирский — коллективное обсуждение

Специальный – сообщение ученика.

-уметь работать по группам.

-уметь находить отличие.

Познавательные:

— умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Работа в парах

Цель: — проверить умение работать в паре, умение работать с информацией;

— организовать выполнение взаимопроверки

Работа в парах –взаимопроверка опираясь на эталон.

Микроитог: работали в парах, проводили взаимопроверку.

Организация взаимопроверки

(Слайд 18.) Выполните задание в рабочей тетради с 76 №3 (запись номеров телефона)

Проведите взаимопроверку в парах.

-Кто справился без ошибок, встаньте, пожалуйста.

— У кого одна ошибка?

Молодцы! Хорошо справились.

А сейчас я вам предлагаю обратиться к кластеру. Что вы заметили?

(свободные квадратики) Чтобы нам их заполнить, мы должны сделать определенную работу.

уметь работать с информацией.

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Коллективная работа

Цель: — проверить умение работать в коллективе; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать уважение к пожилым людям , инвалидам и друг к другу.

Коллективная работа. Проводят обсуждение. Обосновывают и доказывают свои ответы.

Микроитог: работали в коллек-

тиве, определили транспорт в зависимости от назначения.

Организация коллективной работы

(Слайд 19.)

Коллективная работа: Нужно правильно расставить транспорт в 2 группы:

Личный – (запись в кластер) обсуждение правил поведения .

Общественный -(запись в кластер) — обсуждение ситуаций в транспорте и правил поведения

Обратимся к кластеру. На какие группы мы с вами можем разделить транспорт в зависимости от назначения ?

Вывод: в зависимости от назначения можно разделить на группы: грузовой, пассажирский, специальный. личный, общественный.

— уметь слушать

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

5.Этап первичного закрепления (4 мин)

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )

Составляют при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения

Микроитог: приме-

няли полученные знания. составляли характеристики.

Организует, помогает. направляет.

Организует проверку умения работать с информацией.

(Слайд 20.)

У нас в кластере появилась схема.

Глядя на кластер какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: мы разделили весь транспорт на группы, используя разные признаки.

-Любому виду транспорта можно дать характеристику из трёх пунктов.

Попробуйте составить при помощи кластера характеристику любого транспорта, используя три значения.

— уметь слушать учителя и выполнять действия, контролируя свои знания.

— знать отличитель-

ные признаки транспорта.

Познавательные:

— умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

— умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

— умение слушать и понимать речь других

Личностные УУД

-умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.

Динамическая пауза. (2мин)

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Проговаривают стихотворение, выполняют физические упражнения

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения, проговаривали стих.

Организует проговаривание, выполнение движений

Цель: снять напряже-

ние и усталость обуча-

ющихся создать усло-

вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

(Слайд 21.)

Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре- Полетел наш самолет.

А теперь прилетели и за парту тихо сели.

— уметь слушать

— уметь четко проговари-вать слова

Коммуникативные

— умение выполнять физические упражнения по команде , вместе.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний;

— организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

— создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

— для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы

Работа с рабочей тетрадью с. 74 опираясь на кластер.

Выполняют задание самостоятельно в тетради и

самопроверку по образцу.

Выполняют самопроверку опираясь на эталон

Микроитог: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы; выполняли самопроверку.

Цель: создать условия для выполнения

самостоятельной работы

Организует самопроверку.

.

(Слайд 22.)

Выполните самостоятельно задание в рабочей тетради с. 74 опираясь на кластер.

-Как думаете, вы правильно вы выполнили задание?

Я чувствую, что некоторые не уверены в правильности выполнения этой работы.

Поднимите руки , кто не совсем уверен в правильности выполнения.

Я вам предлагаю готовые ответы. Внимательно посмотрите на экран и сравните свои ответы с эталоном.

(Слайд 23.)

Выполните самопроверку с опорой на эталон.

-Ребята, у кого были сомнения, но работа оказалась правильно выполненной, встаньте, пожалуйста. Молодцы, ребята я желаю вам и впредь быть уверенными , а для этого надо хорошо знать учебный материал. А кто был уверен , но в результате контроля нашел ошибки , вам необходимо в следующий раз быть более внимательными.

— уметь выполнять задание самостоя-тельно в тетради и

самопроверку по образцу;

— уметь работать с информацией.

Регулятивные:

умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— умение вносить необходимые

коррективы в действие после

его завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок.

Познавательные:

— умение преобразовывать

информацию из одной формы в

другую;

— составлять ответы на

вопросы

Личностные УУД

умение проявлять способность

к самооценке на основе

критерия успешности учебной

деятельности

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(3 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Задача этапа – анализ и оценка успешности дости-

жения цели; выявление ка-

чества и уровня овладения знаниями.

Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

(Слайд 24.)

Подведение итогов

— Какова же была цель нашего урока?

— Достигли ли мы её?

— Можем теперь ответить на вопросы ,которые вас интересовали в начале урока?
— Были ли у вас затруднения?
— Смогли ли мы их преодолеть?
Оцените свои достижения на уроке используя смайлики: зелёный — вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., , жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.

А теперь обозначьте своё настроение в кластере.

(Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

— отвечать на вопросы учителя.

— подводить итог урока и ставить задачи к следующему.

— давать самооценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

— умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

— умение давать оценку деятельности на уроке;

— умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

— умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

— умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

9.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. (2мин)

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении-

ями.

Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы

Записывают домашнее задание в дневник.

Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.

Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего задания.

Объяснение домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

(Слайд 25.) Инструктаж выполнения домашнего задания с помощью выданных карточек с алгоритмом выполнения синквейна. — Молодцы! Спасибо всем за урок!

ДЗ: Составить синквейн любого вида транспорта.

— уметь, работать с информацией.

— уметь слушать учителя

Регулятивные:

— соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here