Класс: 4

Урок: познание мира

Тема урока: «Вода. Круговорот воды в природе.»

Цель:- Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

-развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и

делать выводы;

-воспитывать любовь к природе .

Ход урока

1. Психологический настрой:

2.ОСУ

А)Проверка домашнего задания

Но прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я проверю ваше понимание пройденного материала. А для этого выполните тесты.

Тест

1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются

____________________________________________

2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для

разработки называются ____________________

3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить

металлы, называются ___________________________

4. Отделение металла от пустой породы называется _____________________

5.В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся

___________________

6. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся

глубоко в земле ____________________________

7. Что добывают в Экибастузе и Караганде _________________

8. Чем заполняют пустоты в земле, образуемые после добычи нефти и газа

__________________________

9. Особое свойство свинца

А). прочность

Б). легкость

В). задерживает радиоактивные вещества

10.Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь —

А). антрацит

Б). бурый

В). обыкновенный каменный

11.Полезные ископаемые нерудного происхождения.

А). газ

Б). известняк

В). соль

3. Поиск

— Разгадайте ребус и вы узнаете над какой темой мы будем работать на уроке: слайд№1

(вода)

4. Конкретизация

  1. Портрет воды

Учитель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода —

Наша спутница всегда! Слайд №2

Учитель. Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий «портрет» воды.

1. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

2. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

3. Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

4. На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

5. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло. (Лед)

6. Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

7. Вечером родится,

Ночь живёт, утром умирает. (Роса)

8. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

(Зачитывается загадка, отгадывается, отгадку прикрепляют на магнитную доску). Слайд №3

Учитель. Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это + . (вода)

Учитель. Только она в разных состояниях. Поэтому получается, что вода — + (волшебница).

— Прочитайте на доске тему урока (Круговорот воды в природе. Вода путешественница.) –слайд №4

Постановка целей урока

— Какие бы вы поставили перед собой цели? ( Узнать что такое круговорот воды в природе? Почему воду называют путешественницей?)

— Кого называют путешественником? (ответы детей).

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода — действительно путешественница.

— А сейчас попробуйте ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого «Куда девается вода из моря?»

2) Работа в группах: слайд №5

Л.Н.Толстой

Куда девается вода из моря?

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?

(Дети отвечают на вопросы).

3) Беседа по наблюдениям учащихся:

— Я послушала разные ответы. А как правильно ответить — это задача нашего урока.

— Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?

(Влажные, мокрые).

— Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?

(Мокрая).

— Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода?

(Испаряется).

— Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?

(Вода испаряется).

— Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник)

4) Проведение опытов:

Учитель проводит опыт — кипятит воду.

— Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?

(Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду).

— Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег — это какое состояние воды?

(Твердое).

— Ой! Куда же он делся?

(Он превратился в воду).

— Почему?

(При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).

— Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: «Куда девается вода

из моря?»

5) Инсценирование стихотворения:

Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского «Весенний разговор».

Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.

Ведущий. Нависли тучи над селом —

И разразился в небе гром!

(Появляется «туча»)

Катился гром, гремел, ворчал

На всех, кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

(появляются капельки дождя.)

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

(появляется «ручей».)

Куда ты несешься,

Постой, ручеек,

Побудь, непоседливый, с нами!

Капля. Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далек, —

Бегу я на родину, к маме!

Ведущий. А кто твоя мама?

Капля. Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

(появляется «море»)

Всегда бы ту песню я слушать хотела,

Но солнце пригрело сильней —

(Появляется «солнце».)

И к страннице-тучке

Я паром взлетела.

(Появляется «пар».)

Летела по свету я с ней.

Ведущий. Счастливая ты!

Увидела с неба

Всю землю с ее чудесами!

Капля. Да, много в пути

Повидала чудес,

Но очень грустила о маме.

— Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

(Она испаряется).

— А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.

(Капелька совершила круг).

— Это явление называется «круговорот воды в природе».

6) Работа в группе

Составление схемы круговорота воды в природе ( учащиеся на белых листах составляют схему круговорота).

Презентация работы групп.

Слайд №6: Схема круговорота воды в природе.

— Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе — это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз -росой она умылась,

Два -изящно покружилась,

Три -нагнулась и присела,

На четыре -полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

6) Закрепление нового материала

— В каких трех состояниях находится вода в природе?

(Твердом, жидком, газообразном).

— Так как же происходит круговорот воды в природе? Давайте повторим и закрепим это вместе с Капитошкой. ( чтение текста детьми по абзацам)

Жила когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жила она не одна, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх.

— Что произошло с водой в жаркий день? Слайд №7

Летела Капитошка, летела вверх, ветер относил её все дальше и, на пути она чаще и чаще стала встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.

— Почему братья и сёстры Капитошки чем поднимались выше, тем больше мёрзли? Слайд №7

Капитошка и её братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же она упадет, что нового увидит?

— В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой — снег? Слайд №7

Капитошка приземлилась в речку. Она снова встретилась там со своими братьями и сестрами, снова стала весело жить. Но ей очень понравилось путешествовать, и Капитошка стала ждать, когда же этот момент наступит снова.

— Так как называется путешествие капли? Слайд №7 (круговорот воды природе).

7) Работа с учебником. (чтение материала)- самостоятельно

— Что вы ещё узнали и вспомнили?

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)

— Как вы, дети, можете беречь воду?

Слайд № 8 :

При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберётся за неделю? А за месяц?

Это интересно.

— Капитошка для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.

Слайд №9

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

— Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.

5. Контроль:

— А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.

ТЕСТ

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

6. Рефлексия:

— Понравился вам урок?

— Что интересного о воде вы сегодня узнали?

— О чём ещё хотите узнать?

-Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (под землёй)

Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Дополнительная литература (если останется время на уроке)

Много стихотворений посвящено этой казалось бы простой, но необходимой воде. Давайте мы сейчас их послушаем (заранее подготовленные учащиеся рассказывают наизусть)

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

— Откуда ты?

Вода в ответ:

— Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? — спросил росу.

— Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

— Откуда ты? Ты кто такой?

— И я, дружок, из океана!

— Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

— Знай, малыш,

И я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле.

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

VII. Оценки. Домашнее задание

1) Подготовить сообщение о круговороте воды в природе.

2) Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли — Капитошки».

Сегодня на уроке прозвучали замечательные стихотворения о воде. Чтобы написать такие строки, надо быть внимательным к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.

Спасибо за урок!

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПОЗНАНИЯ МИРА

Данный урок разработан в соответствии с календарными планами. При проведении урока я планировала опереться на навыки полученные ранее.

Данный урок изучается в разделе программы «Вода». Представленный мною урок – это урок изучения нового материала. Следовательно, на этом уроке учащимися должны быть получены представления о круговороте воды в природе;

Цель урока: Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе;

Задачи:

1. Образовательная – создать условия для формирования понятия «круговорот воды в природе»;

2. Развивающая – развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы; способствовать развитию самостоятельности.

3. Воспитательная — воспитывать любовь к природе .

Все задачи считаю одинаково значимыми и расцениваю их как обще- единое целое составление урока.

Психолого – педагогическая характеристика класса.

Данный, 4 класс состоит из 22 человек. Класс сплочённый, уровень обученности класса средний т. к. в классе имеются слабые учащиеся ( Фелькер Валера, Кемер Станислав, Окунева Аня, Постникова Вика). Двое учащихся занимаются по спец. Программе: Серикбаева Нургуль – обучение на дому, Сальников Сергей – по программе коррекции. Остальные учащиеся любознательны, любят преодолевать трудности. Им интересны занимательные упражнения, необычные формы работы, творческие задания. У большинства детей исполнительный тип характера. Дети умеют сравнивать, сопоставлять и выполнять работу самостоятельно, но часть под руководством учителя. Класс очень подвижный. Мотив учебной деятельности – похвала за хорошую работу, желание быть не хуже других, порадовать родителей своими успехами.

Считаю, что выбранная структура урока рациональна для решения данных задач т. к. идёт постоянная смена действий, вызывающая интерес учащихся.

Для того, чтобы достичь этих целей мною использовались такие методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, проведение опыта, практический, инсценирование, метод беседы, метод самостоятельности, контроля по карточкам. На протяжении урока старалась обеспечить комплексность взаимосвязь методов. Были использованы различные формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

На момент психологического настроя я использовала словесный метод. Этим я стремилась создать атмосферу дружелюбия, сплочённости класса.

Для проверки домашнего задания был использован тест по теме «Полезные ископаемые»

Для того, чтобы сосредоточить учащихся на предстоящей деятельности я использовала ситуацию ПОИСКА в виде проблемной ситуации — ребуса.

На следующем этапе урока ребята составляли портрет воды по отгаданным загадкам. Ознакомившись с темой урока , постарались самостоятельно поставить цели, над которыми будут работать на данном уроке. На каждом этапе урока стремилась побудить учащихся к самостоятельной работе, воспроизводить знания и активизировать свою деятельность. На протяжении всего урока создавались проблемные ситуации, был проведён опыт, где учащиеся могли проследить переход воды из одного состояния в другое. Учащиеся выполняли практическую работу, создавая рисунок – схему «Круговорота воды в природе»,работая в группах.

На этапе закрепления использовались задания рубрики «Это интересно!», где ребята были ознакомлены с интересной информацией из книги рекордов Гиннеса.

На этапе контроля был использован тест.

На уроке я стремилась реализовать принципы доступности, последовательности, системности.

Старалась предупредить перегрузку школьников, сочетала устную и письменную деятельность, использовала физкультминутки.

В своей педагогической деятельности стараюсь глубоко вникать в индивидуальный внутренний мир каждого ребёнка, поставить себя на место ученика, прогнозирую его возможные трудности, пытаюсь развить в детях неординарность. Учащиеся чувствуют отношение учителя и отвечают взаимностью.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные мною задачи т. к. дети работали с интересом, всё запланированное выполнили.

Тест №1

1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются

____________________________________________

2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для

разработки называются ____________________

3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить

металлы, называются ___________________________

4. Отделение металла от пустой породы называется _____________________

5.В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся

___________________

6. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся

глубоко в земле ____________________________

7. Что добывают в Экибастузе и Караганде _________________

8. Чем заполняют пустоты в земле, образуемые после добычи нефти и газа

__________________________

9. Особое свойство свинца

А). прочность

Б). легкость

В). задерживает радиоактивные вещества

10.Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь —

А). антрацит Б). бурый В). обыкновенный каменный

11.Полезные ископаемые нерудного происхождения.

А). газ Б). известняк В). соль

Тест №1

1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются

____________________________________________

2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для

разработки называются ____________________

3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить

металлы, называются ___________________________

4. Отделение металла от пустой породы называется _____________________

5.В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся

___________________

6. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся

глубоко в земле ____________________________

7. Что добывают в Экибастузе и Караганде _________________

8. Чем заполняют пустоты в земле, образуемые после добычи нефти и газа

__________________________

9. Особое свойство свинца

А). прочность

Б). легкость

В). задерживает радиоактивные вещества

10.Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь —

А). антрацит Б). бурый В). обыкновенный каменный

11.Полезные ископаемые нерудного происхождения.

А). газ Б). известняк В). соль

ТЕСТ №2

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

ТЕСТ №2

1. Обведи нужную букву. Лёд и снег — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар — эта вода…

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки

Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он

стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

классу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here