Окружающий мир. 1 класс (1-4)
Тема: Человек – охотник и кочевник (урок – игра)
-
Введение героя – первобытного мальчика (Чунга). Кто это? Почему вы так решили? Он тоже ученик, но только первобытной школы. Ему интересно, разве можно через столько лет знать о его жизни.
Он приготовил вам много вопросов, которые они изучают в своей первобытной школе. А пока покажем Чунгу, что мы знаем о своих предках?
-
Блиц – опрос «Верно ли что….?» (ученики показывают «да» или «нет»).
-
Первые млекопитающие появились после динозавров?
-
Первые млекопитающие жили в одно время с динозаврами?
-
Люди произошли от человекообразной обезьяны (обезьян)?
-
Первые люди (гоминиды) охотились на мамонтов и носорогов?
-
Первые люди питались растениями и мелкими животными?
-
Первые люди строили свои жилища из камня и глины?
-
Первые люди строили шалаши из веток?
-
Первые люди шили одежду костяными иглами?
-
Первое каменное орудие – рубило – использовали для охоты?
-
Первое каменное орудие использовали для резанья шкуры убитого животного?
-
300 000 лет назад человек прямоходящий питался сырым мясом?
-
Человек прямоходящий научился добывать огонь и жарил мясо и плоды?
-
Неандертальцы жили в шалашах?
-
Неандертальцы жили в пещерах и хижинах?
-
Неандертальцы жили в ледниковую эпоху и охотились на пещерных медведей, мамонтов?
-
Неандертальцы охотились на пингвинов и динозавров?
-
Кроманьонцы делали из бивней костей мамонта иглы, гарпуны, наконечники для копий?
-
Кроманьонцы делали наконечники для копий и иглы из камня?
-
Чему же учили в первобытной школе? (как охотиться).Какими качествами должен обладать хороший охотник? (ловкость, сила, наблюдательность, знание повадок животных, хитрость, ум, внимание, умение действовать совместно). Сейчас Чунг хочет проверить внимание и наблюдательность.
Игра «Человечки идут на охоту» (в парах). (Приложение 1).
Задание: найти двух одинаковых (3 – 4 минуты).
Обсуждаем: что помогло догадаться? (лицо, ноги, шапочка, дубинка).
-
Чунг хочет узнать, знаете ли вы древних животных, на которых охотились первобытные люди. На доске (слева) картинки животных в любом порядке: пещерный медведь, мамонт, олень, шерстистый носорог, саблезубый тигр, древний конь (Приложение 2). Справа полоски с названиями этих животных.
Задание: соедини подпись с картинкой.
-
Физкультминутка. Покажем Чунгу, какие мы сильные и ловкие, т.к. каждый день делаем зарядку. «Только в лес мы зашли…».
-
Мы с Чунгом охотимся на мамонтов. Кто такой мамонт? Что вы о нем знаете?
СВЕДЕНИЯ: этот зверь был огромных размеров – высота в холке 3,5 метра, вес до 6 тонн. У него была огромная шея, крупная голова с волосатым хребтом, огромные, загнутые вверх бивни. Толстая шершавая подошва ног была твердой, как рог. Мамонты не боялись морозной зимы: шерсть длинная до земли из жесткого волоса. Бивни росли в течение всей жизни зверя. Достигали 4 – 4,5 м и весили более 10 кг каждый.
Сколько человек пойдут на мамонта?
Что возьмем с собой? (заостренные копья с каменными или роговыми наконечниками, заостренные камни, большие камни, огонь).
Как будем ловить? (варианты).
Верно, первобытные люди заметили, что по тропам, протоптанным животными, медленно шествуют на водопой свозь кустарники мамонты.
Рисунок на доске: озеро, кустарники, ели, тропа. Прикрепляется картинка «Мамонты».
Для первобытных людей мамонт был постоянной кладовой мяса. Но как убить мамонта? Ведь люди ледникового периода обладали только копьями с каменными и роговыми наконечниками и камнями.
Первобытные люди очень наблюдательны. Им приходилось видеть, как животные падали на бегу с обрывов, проваливались в ямы, тонули в болотах. Отсюда возникало стремление создать подобное искусственно.
Палками – копалками, ребрами прежде убитых мамонтов и просто руками люди вырывают на пути животных несколько больших ям – ловушек. (рисунок ямы). Укрепляют на дне заостренных кол, замаскировывают западню жердями, ветками и выжидают….
Мамонт мог случайно провалиться в ловушку, но чаще всего охотники поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. (прикрепляется аппликация). Выбраться он уже не мог, охотниками оставалось только добить свою жертву.
Люди нападают на мамонта, в этой охоте участвуют и мужчины, и женщины (аппликация). Мамонт яростно борется за свою жизнь, среди охотников есть убитые и раненые (аппликация).
После этого яма-ловушка превращается в кладовую, где хранилась гора мяса, и люди долгое время могут жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.
Вопросы по уяснению услышанного:
-
Почему же люди охотились на таких огромных мамонтов?
-
Какими знаниями должны были обладать первобытные люди для успешной охоты?
-
В чем трудности такой охоты?
-
Почему только сплоченная группа людеймогла успешно завершить охоту на мамонта?
-
Чунг доволен вашими знаниями, и он с радостью возьмет вас с собой на охоту, а сейчас он приглашает нас в свою пещеру, в которой он нанёс на стену рисунки разных животных, которых он часто встречал в лесу во время охоты. Но так как стенанеболшая, рисунки «налезли» один на другой. Ваша задача узнать и назвать животных.
Игра «Найди животных» (в группах) 4 – 5 минут. (Приложение 3).
Обсуждение: Сколько животных? Что удивило? Верно, некоторых зверей еще не существовало в таком виде. Какие фигуры лишние?
-
Работа с учебником (стр. 18).
Читаем тему «Человек – охотник и кочевник».
Значит, Чунг не только охотник, но и кочевник. Что значит «кочевать»? (варианты).
Кочевать – переходить с места на место в поисках пищи, делать временные жилища. Какие причины заставляли людей кочевать? (чтение текста по картинкой). Люди шли вслед за травоядными животными.
-
Итог урока. Почему люди ледниковой эпохи могли охотиться на очень крупных зверей? Что изменилось в их облике? От чего это зависело? (развитие руки и мозга, речи; усовершенствование оружия и орудия труда, умение анализировать и договариваться).
Что удивило сегодня на уроке? Чтонового узнали? Какеи новые слова запомнили?
Д/З на усмотрение учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ШЕРСТИСТЫЙ НОСОРОГ САБЛЕЗУБЫЙ ТИГР
ДРЕВНИЙ КОНЬ МАМОНТ
1 М В ВЫСОТУ
ПЕЩЕРНЫЙ МЕДВЕДЬ ОЛЕНЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.