Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: Водоёмы.

Цель: создать условия для формирования:

  • Ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, приток); сравнение реки и озера.

  • Компетенций личностного саморазвития:

1) развитие творческих способностей через инсценировку «Сказки об овраге»;

2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, спланировать её, проверить и провести рефлексию, поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ.

  • Социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в группе, индивидуально, фронтально.

  • Коммуникативной компетенции через развитие умений высказывать собственную точку зрения.

  • Компетенции сохранения собственного здоровья через физкультминутки.

Оборудование: ноутбук, телевизор, доска, карточки, физическая карта мира.

Сценарный план урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

I. Оргмомент. Настрой на работу. Выход на тему урока.

Приветствую детей, предлагаю поприветствовать гостей и друг друга.

Давайте возьмёмся за руки.

-Что вы ощущаете? (тепло)

-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.

-Что вы умеете на уроках? (Мыслить, анализировать рассуждать, сравнивать, делать выводы)

-Сегодня вам необходимо показать насколько вы умеете мыслить, рассуждать, делать выводы)

— Тихо садитесь. И начинаем работать.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем открывать его тайны.

А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»).

— О чём были песни?

— Как назвать эту группу, одним словом?

— Кто понял, какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Водоёмы».

— Что такое ВОДОЁМ? Обратимся к толковому словарю.

— Взгляните на глобус, сразу бросается в глаза, что большая его площадь окрашена в голубовато-зелёный цвет. Это водоёмы Земного шара. Вода занимает 2/3 всей поверхности Земли. Если бы можно было собрать эту воду в одну каплю, то её диаметр равнялся бы почти полутора тысячам километров.

Приветствуют гостей и друг друга.

Море, река, озеро

Водоёмы

Водоёмы

Водоём – место скопления или хранения воды. (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Швецовой)

II. Целеполагание.

— Чему вы будете учиться на уроке?

Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.

Сегодня на уроке мы узнаем:

— Какие водоёмы бывают?

— Какие части реки выделяют?

— Какие водоёмы находятся в нашей местности?

— Как деятельность человека влияет на экологию водоёмов?

III. Планирование.

— Давайте спланируем нашу работу. С чего мы обычно начинаем.

— Ну, а сейчас приступаем к осуществлению нашего плана.

1. Проверяем д/р

2. Изучаем новую тему.

3. Закрепляем изученное.

4. Подводим итоги.

5. Записываем д/з.

IV. Проверка домашнего задания.

1.Тесты по теме «Формы земной поверхности» ( дифференцированные)

.

— Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами.

— это овраг.

2. Инсценировка «Сказка об овраге».

— Так для чего люди сажают кусты и деревья возле оврагов?

— Как вы понимаете пословицу «Вода камень точит»?

Выполняют тесты

Автор: Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами образовалась большая рытвина – её дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметней.

Рытвина: Спасибо вам, холмы, что воду в меня льёте. Я с каждым годом всё больше делаюсь.

Первый холм: Мы не нарочно в тебя воду льём, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.

Второй холм: Ты нам совсем не нравишься – ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

Автор: Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала

землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

Овраг: Вот, я какой большой – десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

Первый холм: Вот беда, сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.

Второй холм: А когда он ещё глубже станет, до подземных вод дойдёт, тогда по его дну речка потечёт. Она ещё сильнее землю размывать будет.

Автор: Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

Первый холм: Ура! Подмога пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.

Второй холм: И станет овраг расти намного медленнее. А придет время, он и совсем расти перестанет – в балку превратится.

Чтобы вода не размывала землю и со временем не образовывались овраги.

V. Физкультминутка.

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать!

(Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.

(Повороты влево, вправо)

Речка лентой впереди.

(Потягивания – руки вперед)

Сверху мостик – погляди.

(Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем.

(Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

(дети садятся)

Выполняют

упражнения

VI. Изучение новой темы.

Для знакомства с новым материалом, я предлагаю вам совершить виртуальную (воображаемую) экскурсию на тему «Водоёмы».

Как и в любом другом путешествии у нас есть маршрут.

1. Виды водоёмов.

— Я вам сейчас загадаю загадки.

1. К маме – речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился – весной.

2. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

3. Не проедешь, не пройдешь –

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.

4. Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?

— Болото, море, океан, озеро, пруд, ручей как можно назвать одним словом?

— Постарайтесь объяснить схему на доске:

Водоёмы

Естественные Искусственные

— Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

— Приведите примеры естественных водоёмов.

— Догадайтесь, о каких водоёмах идёт речь?

Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился…(пруд).

Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился…(канал).

Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось…(водохранилище).

— К какому виду мы отнесём эти водоёмы? (искусственные)

Индивидуальная работа.

— Из текста учебника на стр. 80 узнайте, для чего люди создают искусственные водоёмы?

2. Части реки.

— В начале урока я загадала вам загадки не обо всех водоёмах.

Послушайте ещё одну загадку и скажите, что это?

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

— Что такое река?

— Из каких частей состоит река?

Вывешиваю табличку со словами: исток, устье, русло, приток, берега.

Групповая работа.

1. – Откройте учебник на стр. 81. Исследуйте её и карточку, лежащую у каждой группы на столах. Приготовьте сообщение, договоритесь, кто будет представлять вашу группу, а кто будет следить за временем, кто быстро читать тексты в учебнике и на карточке. На эту работу даю 4 минуты.

1 карточка

Исток – место, где начинается река. Существуют различные истоки реки. Волга берёт своё начало из родников, Днепр – из болота, Кубань и Терек – из ледников, Ангара – из Байкала, Нева – из Ладожского озера.

2 карточка

Место впадения реки в другой водоём называется устьем. Устья у рек могут быть разные.

3 карточка

Русло – наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток. У реки есть правый и левый берега. Как их определить? Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый.

4 карточка

По ходу течения река принимает в себя различные реки, речки, которые называются притоками. Различают правые и левые притоки. Многие притоки являются судоходными. У Оби – Иртыш, у Енисея – Ангара, у Волги – Кама, Ока, Москва. Притоки впадают в главную реку, а она впадает в озеро, море или океан.

Спасибо, ребята, за активную работу.

2. Учитель обобщает и заполняет динамическую схему на слайде, аналогичную стр. 81 учебника.

— Как называют начало реки?

— Что такое устье реки?

— Что такое русло реки?

— У реки есть правый и левый берег. Как их определить?

— Что такое приток? Какие бывают притоки?

Коренной житель реки Бобр приготовил для вас задачу:

«Справа от меня на правом берегу я видел вкусную осину. Догадайтесь, куда она плывёт: по течению к устью или против течения к истоку?»

— Подумайте, чем река отличается от озера?

— Найдём на карте ( в учебнике) реки: Волгу (крупнейшую реку Европы), Обь, Енисей, Лену (Величайшие реки земного шара).

— Найдём на карте озёра с пресными водами: Онежское, Ладожское, Байкал.

Изучаем маршрут:

1. Виды водоёмов.

2. Части реки.

3. Водоёмы нашей местности.

4. Водоёмы и человек.

Ручей.

Море. Океан.

Болото.

Пруд. Озеро.

Водоёмы.

Естественный – созданный природой.

Искусственный – созданный человеком.

Пруд, канал, водохранилище.

Пруды создают для разведения рыбы и водоплавающей птицы.

Каналы создают для сокращения водных маршрутов и для перенаправления потока воды.

Водохранилища создают для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Дети самостоятельно выполняют задания.

Река – это постоянный природный поток воды на поверхности суши.

При ответе дети сначала зачитывают определение из словаря.

Из толкового словаря:

Исток

1. Место, где начинается водный источник (река, ручей). Исток реки.

2. Начало, первоисточник чего-нибудь. Истоки древней культуры.

Устье – место впадения реки (в море, озеро или другую реку). В устье Днепра.

Русло

1. Углубление в грунте, по которому течёт водный поток. Русло реки.

2. Направление, путь развития чего-нибудь. Жизнь вошла в своё обычное русло.

Приток – река, впадающая в другую реку или в озеро. Притоки Волги.

Каждая группа рассказывает о выполненном задании.

Река – это постоянный водосток. Озеро – это природный водоём со стоячей водой.

Дети пользуются картой на стр. 90-91 учебника.

VII. Творческая работа.

3. Водоёмы нашей местности.

— Какие водоёмы есть в нашей местности?

— Мне хотелось бы поговорить ещё об одном водоёме. Он находится далеко от нас. Кто в первый раз увидит безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражён.

Найдите Чёрное море на карте..

— Почему Чёрное море так назвали?

4. Влияние деятельности человека на экологию водоёмов.

— Что такое экология?

— Какой вред на природу водоёмов оказывает деятельность человека? (Сообщение ученика)

— Что можно сделать для охраны водоёмов? (Поговорить о нашем пруде)

Сообщение

1.О местных водоёмах

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος «ойкос»— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος «логос» — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

VIII. Итог урока.

— Подходит к концу наша виртуальная экскурсия. Пришла пора подвести итог работы на уроке и проверить чему вы научились?

— Какие водоёмы вы знаете?

— Какие водоёмы называются естественными, приведите примеры.

— Какие водоёмы называются искусственными, приведите примеры.

(работа в группе с карточками)

Заполнение схемы на доске:

— Назовите части реки.

— Что такое исток реки?

Покажите на схеме истоки рек.

Покажите на схеме правый берег реки.

— Что такое устье реки?

Покажите на схеме устье реки.

Покажите на схеме левый берег реки.

— Что такое притоки?

Покажите на схеме притоки.

— Что ещё бывает у реки?

— Чем отличается река от озера?

Болото, реки, ручьи, море, пруд, океан.

Те, которые созданы природой, без участия человека. Например: река, море, озеро, океан.

Те, которые создал человек. Это – пруд, водохранилище, канал.

Дети выходят к доске по одному и заполняют схему.

Исток, устье, русло, берега, притоки.

Исток – это начало реки.

Устье – это место, где река впадает в другую речку, море или озеро.

На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются притоками.

Правый и левый берег, русло.

Река – это постоянный водоток. Озеро – это природный водоём со стоячей водой.

IX. Рефлексия.

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Спасибо всем за урок.

X. Дома.

— Приготовить доклад о любом водоёме, оформить его, используя энциклопедии и справочники (по желанию).

-Фоторепортаж на тему «Красота воды»

— Выполните задание на стр. 82 учебника (учитель раздаёт карточки).

Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.

— Учиться находить реки на карте.

Урок окончен.

(По выбору)

Дети записывают в дневники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here