Муртазина Зульфия Асгатовна

учитель начальных классов I квалификационной категории

МАОУ – лицея №2 г.Альметьевск

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Воздух и его охрана» (мастер-класс)

Пояснительная записка.

Тема «Воздух и его охрана» ориентирована на учащихся начальной ступени обучения. Целью работы является ознакомление детей с составом воздуха и его свойствами. Этот урок позволяет развивать наблюдательность учеников начальной школы, их познавательный интерес к окружающему миру. Материал, изложенный в работе, призван воспитывать не только любовь к природе, но и бережное отношение к ней.

Иллюстрации, подобранные к презентации, способны заинтересовать детей и наглядно представить способы использования воздуха человеком. Презентация имеет познавательный характер, способствует систематизации полученных знаний по теме. Материал доступен для понимания. Презентация является хорошим подспорьем учителю в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир».

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием «атмосфера»;

  • закреплять представления о газообразных веществах;

  • формировать умение постановки проблемных вопросов;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • формирование ценностно — смысловых компетенций: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

  • учебно — познавательных компетенций: способность добывать знания непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем;

  • коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Оборудование:

  • карточки с заданиями и оборудование для проведения опытов;

  • презентация ( среда POWER POINT)

  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 1 часть;

  • рабочая тетрадь А.А.Плешакова по окружающему миру 1 часть;

  • воздушные шарики;

  • проектор, экран, компьютер.

Использованная литература

1. Дорохов А. Лёгкий, тяжёлый, жидкий. – М.: изд-во «Детская литература», 2000.

2. Энциклопедия «Я познаю мир». Том «География». – М.: АСТ, 1995.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного. (2 слайд)

— Ребята, разгадайте кроссворд и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Но для этого вам нужно вспомнить материал предыдущих уроков.

Итак:

1) Наука о веществах (химия)

2) С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

3) Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная (кислоты)

4) Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

5) Овощ, из которого получают сахар (свёкла)

6) Разновидность сахара (глюкоза)

Тема нашего урока: воздух.

3. Актуализация знаний. (3 слайд)

— Что вы знаете о воздухе? (Смесь газов и различных примесей: пыли, капли воды и т.д., не имеет формы, цвета, запаха, прозрачен, необходим для дыхания живых организмов).

— Что хотите узнать?

— Какие особенности?

— Какой состав?

— Сколько человеку надо кислорода?

— Что такое ветер?

— Почему на Земле есть воздух, а на других планетах нет?

— Почему небо голубое?

Сегодня мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

4. Знакомство с новым материалом.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

(4 слайд)

Атмос – дыхание, сфера – шар.

(5 слайд)

Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание — одно из условий существования живых организмов.

— Сколько времени человек может не дышать? ( не более 5 минут)

5. Состав воздуха. (6 слайд)

— Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать?

( состоит из разных газов, их не поровну)

— Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

— Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ).

А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

6. Свойства воздуха. (7 слайд)

За 3 часа до урока дети надули 3 шарика разных размеров. Один положили на батарею центрального отопления, другой разместили за окном, третий – контрольный, оставили на столе.

— Сравните шарики. Что вы заметили?

— Что произошло с шариком, который мы положили в тепло? Ваши предположения? (Он расширился)

— Что произошло с шариком, который был за окном? Почему? (Он сжался)

— Сравните наши результаты с описанными в учебнике.

— Какой вы можете сделать вывод?

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

ФИЗМИНУТКА

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

7. Свойства воздуха. (8 слайд)

Работа в рабочих тетрадях с.19 №4, №2.

(9 слайд)

Свойства воздуха:

— прозрачен

— не имеет цвета (бесцветен)

— не имеет запаха

— при нагревании расширяется

— при охлаждении сжимается

— плохо проводит тепло

8. Источники загрязнения воздуха, его охрана.

— Что такое чистый воздух?

— Что может загрязнять воздух?

— Как можно защитить воздух от загрязнения?

— Почему вы считаете это важным?

9. Обобщение.

— Почему воздух необходим для жизни на Земле?

— Что нужно делать для охраны воздуха?

— Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?

10. Домашнее задание: с.44 – 48 пересказ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here