Конспект занятий по развитию внеурочной проектной деятельности обучающихся во 2 классе на Окружающем мире.
Выращивание семян фасоли.
УМК «Перспективная начальная школа»
Воронцова Марина Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ
Челюскинской СОШ Пушкинского
муниципального района М.О.
Научный руководитель к.п.н. Громова Л.А.
доцент кафедры начального образования
Москва 2013г.
Содержание.
Вводная часть ………..…………………………………………………………………. … 2
Конспект занятий по развитию внеурочной проектной деятельности обучающихся во 2 классе на Окружающем мир .………………….……… 6
Заключение…………………………………………………………………… 12
Литература……………………..………………………………………………13
Приложение……………………………………………………………………14
Вводная часть.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Методическое обеспечение программы
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
— набором и иерархией ролей;
— соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
— необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
План-конспект внеурочных занятий.
Проектная деятельность клуба «Мы и окружающий мир»
2 класс УМК «Перспективная начальная школа».
Пояснительная записка.
Во втором классе обучающиеся самостоятельно вести проектную деятельность ещё не могут, поэтому предлагаю занятия, где с помощью учителя дети смогут достичь предполагаемых результатов. Долго думала: «Как привлечь всех ребят к этой работе, чем заинтересовать?» И вот предложила начать нашу деятельность с работы с микроскопами. До этого времени мы с ребятами их не трогали, но очень хотелось. И вот когда я им это предложила, все мои ученики пришли на занятия, да и фасоль не забыли.
Занятия актуальны, как продолжение, дополнение и обобщение к урокам по теме: Солнце, воздух, вода и ….. растения.( 18 — 21 уроки по тематическому планированию УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир , 2 класс).
Работа клуба рассчитана на 2-4 занятия. Каждый этап занятия начинается после того, как будет получен результат прежнего занятия.
На 18 уроке «Условия необходимые для развития растений» Младшие школьники узнали, что растения растут всюду, где есть для них условия. Но одни растения растут лучше в солнечных открытых местах, а другие могут расти и при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, о другие погибают даже от небольших морозов. Ребята выяснили, какие условия необходимы для роста растений (Свет, тепло, воздух, вода).
1 занятие.(20 минут) «Проращивание семян фасоли».
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания семян, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .
Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания семян, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Оборудование: семена фасоли, два стаканчика, вата.
Вводная часть. Ребята, сегодня мы наше заседание клуба начнём с загадок:
В ночах и реках обитает, Кто-то утром рано не спеша
Но часто по небу летает. Надувает красный шар,
А как наскучит ей летать, А как выпустит из рук —
На землю падает опять. (Вода) Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
— Что значит для нас вода, солнце воздух? (Условия для жизни живых организмов).
— Какие условия нужны для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух, питательные и минеральные вещества)
Основная часть.- Давайте это проверим на сегодняшнем занятии? Давайте проведем опыт?
Перед Вами лежат семена. Кто-то знает, каких растений эти семена? (Примерные ответы детей). А также два стаканчика и кусочек ваты. Кто-то может догадался , чем мы сегодня будем заниматься?
— Да, мы попробуем прорастить эти семена. Но мы должны знать что для этого нашим фасолинкам нужно. ( вода, тепло, свет)
— Верно, на сегодняшнем занятии мы попробуем доказать что растениям, чтобы расти нужны вода и тепло.( гипотеза)
— Итак, чтобы проверить наше утверждение: растениям, чтобы расти нужны вода и тепло, проведём опыт. Возьмём крупные, неповрежденные семена фасоли. ( Для отбора хороших семян можно использовать микроскоп). Поместите их в два стаканчика. В один из стаканчиков на семена положим влажную ватку и будем следить, чтобы она была всегда мокрой. Поставим семена в какое место? (Светлое и теплое).
Один стаканчик с мокрой ваткой поставим в темное, прохладное место, другой закроем крышкой(стеклом) и тоже поставим в темное место. (заранее подготовить, не брать у детей, во избежание отрицательных эмоций).
— Как, вы думаете что произойдёт через 3-4 дня? (семена должны дать корешки)
— Какие условия им помогут прорасти? (Тепло, вода, свет)
— А почему семена фасоли, гречки ,гороха, предназначенные для приготовления блюд, не прорастают? Где их хранят? (Их хранят в сухом тёмном месте).
— На этом занятие наше подошло к концу, встретимся через 3 дня и продолжим наблюдать за нашей фасолью. Не забывайте следить, чтобы ватка была всегда влажной.
Итог занятия. Рефлексия.- Сегодня вы были настоящими агрономами, хорошо потрудились, и результат нашего труда «не заставит себя ждать». Итак, до встречи на следующем заседании клуба «Мы и окружающий мир».
В течении 2-3 дней дети наблюдают, что происходит с их семенами, фиксируют в дневниках наблюдений.
2 занятие. Проводится спустя 2-3дня. (20 минут) «Посадка пророщенных семян фасоли».
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для посева семян, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .
Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания фасоли, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Оборудование: пророщенные семена фасоли, емкость под рассаду, грунт, вода.
Вводная часть.
— Достанем стаканчики с нашими семенами. Итак все наши семена проросли, т.е у них появились беленькие хвостики-корешки. Сегодня на занятии мы будем их сажать в землю. Но для начала посмотрите, что стало с фасолинкой, которая стояла в темном месте под стеклышком? (она заплесневела). Да ребята, так как к ней не поступал кислород. А другом стаканчике семена ещё не проросли, т.к. им чего-то не хватило. Кто догадался чего? (Света).
Кто может подвести итог, что необходимо для проращивания семян?
Свет, влага, тепло, кислород. – вывод.
Запишите этот вывод у себя в дневнике наблюдений.
Основная практическая часть. А сейчас мы будем с вами сажать фасолинки в землю, заранее подготовленную для этого.Насыпаем землю в стаканчик, делаем небольшое углубление в земле, кладём аккуратно туда проросщую фасоль и присыпаем сверху землей. Немного поливаем.
Пока дети выполняют посадку, задаю вопросы, чтобы дети выдвинули следующие гипотезы. Что нужно для прорастания растения? (Вода, тепло,свет,вохдух)
Один стаканчик, с посаженной фасолиной, поставим в темное, прохладное место. (заранее подготовить, не брать у детей, во избежание отрицательных эмоций).
Итог занятия. Рефлексия. Растения растут повсюду, где есть для них условия. Но одни растения растут лучше только на открытых солнечных местах, другие могут расти в тени или даже в болоте. Одним нужно много влаги, а другие растут даже в сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже при небольшом заморозке. Для растений нужны определенные условия жизни и мы скоро выясним какие. Не забывайте следить за тем, чтобы почва у ваших будущих растений была всегда влажная. Стаканчики ваши поставим на окно, где много света и тепла. Не забудьте зафиксировать когда появиться первый росточек.
3-4 занятие.
Задачи: развивать выдвигать гипотезу, совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для ухаживания за растением, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы .
Планируемые результаты:
Предметные: научатся наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания фасоли и дальнейшего её роста, анализировать результаты опытов, делать выводы.
Метапредметные: умение выявить проблему и определить направление будущего исследования ; сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначить границы исследования; разработать гипотезу; выбрать методы исследования; зафиксировать полученные знания; дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования; уметь составить доклад и защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Использовать простейшие приборы и инструменты.
Проводиться в несколько небольших операций. Через 3-4 дня появляются первые росточки. Необходимо, чтобы каждый ребёнок зафиксировал, когда взойдёт его фасоль ( для этого надо заранее стаканчики подписать). Надо отметить, что у одного ученика взошла фасоль на 3 сутки, а у другого на 5. Почему это так происходит? Дети могут сами выдвинуть свои предположения. Например: глубоко посадил, мало света, плохо поливал, было холодно. Сделать и записать выводы в дневник.
Проросток посадили во влажную почву, через несколько дней появился стебелек, раскрылись первые листочки (С детьми зафиксировать в дневнике наблюдений).
В это время достаем тот стаканчик, который стоял без света и видим он тоненький слабенький, совсем не похож на ростки ребят. Делаем выводы: растениям необходим для роста: Свет, влага, тепло, кислород.
Если дальше ухаживать за этими растениями: поливать, держать в тепле и на свету, то растение разовьется. Оно зацветёт, даст плоды и семена.
Исследовательская деятельность далее происходит самостоятельно, учитель только наблюдает, где необходимо помогает и подсказывает.
Как правило дети дожидаются даже небольших плодов(стручков).
Примерно через 1-1,5 месяца можно попросить ребят подготовить доклад о проделанной работе. Защитам работ посвятить надо не менее 1-2 занятий, т.к. дети практически все хотят рассказать о своём труде.
-
Каким образом я проводил исследование?
-
Мои результаты исследования.
-
Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Итогом такой проектной работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Наша деятельность в этой области не закончилась. В апреле многие ребята совместно с бабушками или мамами начали посевную семян томатов и перцев. В начале мая ребята хвалились, что проращивают семена гороха, чтобы посадить его у себя на участке ( мы живем в сельской местности) или на даче. А самое главное мы приняли активное участие в посеве, выращивании и посадки цветочной рассады для пришкольного участка. Нас поблагодарили и наградили благодарностью от имени школы. Сколько же было гордости и радости за наш небольшой вклад, и наш труд!
Заключение.
Использование проектного метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации такого метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя наблюдения в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Литература:
-
Бруннер В. Экологическое образование: методика и примеры / Бруннер В и др.//Вестник АсЭко.-1996.-№1(2).-С.9-40.
-
Ковалёвой Г.Н. Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011. — 120с.
-
Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе: методическое пособие / С.Ю.Прохорова, Н.М.фоминых.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-88с.
-
Федотова О.Н. Г.В.Трафимова, С.А.Трафимова Окружающий мир 2 кл.: учебник в 2 частях М. Академкнига, 2012г
-
Поурочное планирование Окружающий мир 2 класс, к учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой УМК «Перспективная начальная школа», Волгоград, Издательство «Учитель»
Приложение.