МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Актанышского муниципального района РТ
Методическая разработка
урока по окружающему миру
в 3 классе
Тема: Здоровью цены нет!
Учительница начальных классов Ваншина Э. Г.
Актаныш, 2013.
Цели: Познакомить с правилами здорового образа жизни. Стимулировать желание вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье, завершение выпуска стенгазеты.
Личностные умения:
— проявлять желание вести образ жизни.
Познавательные умения:
-раскрывать значение понятий «здоровье», «здравствуйте» и использовать его в активном словаре;
-раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
Коммуникативные умения:
-адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему мнению.
Предметные умения:
— рассказывать правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни, оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье.
Оборудование. Ноутбук, экран, проектор — для учителя. Микроскопы для учащихся.
Материал. Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (УМК «Перспектива»), Технологическая карта по окружающему миру №9, Стенгазета
Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Организационный момент.
| Фронтальная работа | Приветствует учащихся. Организует самоконтроль готовности к уроку. — Здравствуйте, ребята. -Что я сейчас сделала? (поздоровались) — А что означает слово «здравствуйте»? -Каждый раз, когда мы встречаемся или когда поздравляем друг друга с праздником, желаем друг-другу здоровья. Давайте разберёмся, что стоит за этим словом «здоровье» и почему приветствие, с которым мы каждый раз обращаемся друг к другу – это пожелание быть здоровым. | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку. Раскрывают значение слова (приветствие, желание здоровья, здравия желаю) |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Фронтальная работа | Но для начала проверим домашнее задание. Вывешиваются рисунки здорового человека и очень больного. | Высказывают свои мнения. Защищают свои рисунки. |
Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока.
| Диагностическое задание.
Работа в паре. Фронтальная работа. | Закончите предложения: Здоровье – это… Я хочу быть здоровым для того, чтобы…
Прочитайте пословицы. Здоров будешь — все добудешь Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. Здоровье не купишь – его разум дарит. — Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. — Сделайте вывод. Как относились в старину к здоровью?
| Высказывают, что для них означает слово «здоровье»
Работают в паре Делают вывод. |
Открытие новых знаний. | 1) Беседа
2) Работа с правилами | — Что такое счастье? — У вас разные ответы, но сходится к тому, чтобы ощутить счастье нужно быть здоровым. Здоровье – главное богатство человека. — Вспомните, как описывают в народных сказках богатырей. (Здоровыми, высокими, сильными выносливыми) — Были они такими, потому что знали золотые правила сохранения здоровья.
— В старину говорили «Ретивая лошадка долго не живёт». Посмотрите в словаре значение слова «ретивая». — Как вы понимаете значение этой пословицы? (Нельзя себя перегружать и все время только работать).
— Прочитайте первое правило. Какие из этих рекомендаций вы выполняете?
— А второе правило вы выведите сами по рисунку. — Как часто надо мыть руки? (перед едой, после туалета) — Почему нужно держать руки в чистыми? (могут попасть микробы). — Микробы могут попасть не только во время еды. Посмотрите на фотографии. — Видите, как часто мы подносим руки ко рту, и не только руки! А сколько там микробов, грязи! — Давайте, посмотрим кожу наших рук, ногти под микроскопом. — Вы увидели наверное похожие картинки. — Сделайте вывод.
— Прочитайте второе правило по учебнику. О какой чистоте говорится в этом правиле? (О телесной и душевной) — Как вы понимаете выражение «чистота душевная»? (Быть добрым, не желать никому зла, быть терпимым, не завидовать, не обижать никого ни словом, ни делом)
— К третьему правилу можно соотнести вот этот рисунок. (по сладу). Как выдумаете, как гласит 3-е правило (мнения учащихся) — Прочитайте по учебнику 3-е правило. — Всегда ли вы поступаете согласно правилу?
— Какие советы вы можете дать по 4-ому правилу. (на слайде рисунок к 4-ому правилу)
— 5-ое правило вы тоже сможете сформулировать самостоятельно. (На слайде рисунок к 5-ому правилу) — Сделайте вывод. (Чтобы быть здоровым — надо много двигаться) — Почему правила называют золотыми? — При каком условии они будут работать? (Если выполнять все и постоянно) | Высказывают свои мнения.
Работают со словарём.
Раскрывают смысл пословиц.
Высказывают свои мнения.
Практическая работа с микроскопом. Получают информацию о микробах. Работают с учебником.
Делают выводы. Сравнивают свои выводы с выводами из учебника.
Формулируют правила по рисункам.
Работа по группам. Выслушиваются мнения групп |
Физкультминутка |
|
| Всем зарядку делать надо, Много пользы от неё. А здоровье – вот награда за усердие твое. Шагом марш! И в разных видах Левой, правой! Вдох и выдох. Раз присели! Два привстали, Чтоб задержки никакой! Три согнулись и достали До носка одной рукой. Эй, не спи! Давай-ка вместе Встанем тут. И бег на месте. Выше голову, мой друг. Руки, словно два крыла, Шагом марш – и сесть пора. |
Закрепление | Групповая работа | Направляет работу в группах. Приложение 1.
| Выполняют задание, представляют результаты своей деятельности, заносят их в газету. (газету вывели на кружке по ИЗО) |
Рефлексия.
| Фронтальная работа | — Какие правила здорового образа жизни вы выполняете? — Достаточно ли вы двигаетесь дома и в школе? — Правильно ли считать, что человеку для здоровья достаточно иметь лишь здоровое тело? | Высказывают свои мнения. |
Подведение итогов урока.
|
| Д.з Выполнить задания 1, 2 (с.46-47) в рабочей тетради. |
|
Приложение 1.
Впишите в каждое предложение такие слова, чтобы получились советы по здоровому образу жизни, благодаря которым можно быть выносливым, здоровым и стать участником турслёта в любое время*:
1. Жить, чередуя труд и отдых: … .
2. Жить, соблюдая чистоту …, беречь…. души.
3. Жить в ладу с природой: закаливать свой организм …, тренировать … .
4. Жить по правилам здорового питания:
— пей достаточное количество ….
— питайся … ;
— ешь ………меньше, ………больше — проживешь дольше;
— ешь умеренно и не … ;
— ужинай за …часа до ….
5. Жить по принципу «В движении – жизнь»: утро начинать с …, много ходить …, заниматься …, в свободную минуту ….
Слова для справок: делу время, потехе час; жить по солнышку; рано просыпаться и не поздно засыпать, соблюдать режим дня школьника; телесную, чистоту, воздух, солнце и вода, воля, сила, переедать, белый, зелёный, два, сон, вода, регулярно, зарядка, пешком, спорт, фитнес, бассейн, играть, гулять, на воздухе.
*1. Жить, чередуя труд и отдых: делу время, потехе час; жить по солнышку, соблюдать режим дня школьника.
2. Жить, соблюдая чистоту телесную, беречь чистоту души.
3. Жить в ладу с природой: закаливать свой организм воздухом, солнцем и водой, тренировать волю.
4. Жить по правила здорового питания:
— пей достаточное количество воды;
— питайся регулярно;
— ешь белого меньше, зелёного больше – проживёшь дольше;
— ешь умеренно и не переедай;
— ужинай за два часа до сна.
5. Жить по принципу «В движении – жизнь»: утро начинать с зарядки, много ходить пешком, заниматься спортом, в свободную минуту играть на воздухе.