Храповицкая Людмила Викторовна
МБОУ СОШ № 4 г. Горячий Ключ
Учитель начальных классов
Тема урока по окружающему миру 1 класс: «Зелёная аптека: лекарственные растения».
Цель: формирование у учащихся начальной школы знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых растениях.
Задачи:
— научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;
— обсудить с учащимися, плоды каких растений можно пробовать;
— узнать о свойствах лекарственных растений.
Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений, презентация, гербарий.
ХОД УРОКА
1.Вводная часть
Учитель: Здравствуйте ребята! Я предлагаю Вам разгадать кроссворд. Разгадав его, Вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока( слова в кроссворде располагаются так, чтобы по вертикали получилось слово «растение»)
-
На полянке, у реки
Гордо держат стебельки, Как фарфоровые чашки, Белоснежные… (Ромашки)
-
На палочке — горшок,
А в нём — сонный порошок. (Мак)
-
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его? (Василёк) -
Душиста и на вкус приятна, Кладётся в чай. Да это… (Мята)
-
Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки.
Как еще нас называют?
Для чего нас применяют? (Календула)
-
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
-
Травка та растёт на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А её зеленый лист
Нам идет на чай!
Что за травка? Отвечай! (Душица)
-
«Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Учитель: Ребята, кто из Вас догадался, какова тема урока? Какие бывают растения? Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения. Вы знаете, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость.
Высокие травы-муравы,
Растете вы, травы, на славу!
Зелёные скинув рубашки,
Белеют-желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
Как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
Небесная синь – васильки…
К лекарственным растениям относятся: красавка, подорожник, черника, валериана, ромашка, мята, белладонна, можжевельник, шиповник.
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком,
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет.
К ядовитым растениям относятся: белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.
2.Основная часть
Учитель: Можно пробовать только те растения и их плоды, если точно знаешь, что они съедобны. Для этого мы сегодня изучим некоторые из съедобных растений, а так же те, которые таят в себе опасность.
Кто может назвать растения, которые помогали вам или вашим родным?
(Ответы детей: подорожник, крапива, валериана и др.)
Учитель: Правильно. Ребята, есть много растений, из которых делают лекарства, отвары и лекарственные сборы. Например, шиповник помогает при простудных заболеваниях и их профилактике, так как в нём много витамина С. Валериана действует как успокоительное средство, черника укрепляет наше зрение, подорожник помогает при ранах, а ромашка является антибактериальным средством, а сейчас мы с вами рассмотрим каждое из этих растений и узнаем немного о них.
Класс делятся на три группы:
Первая группа — «Ромашка аптечная»
Вторая группа — «Мята перечная»
Третья группа — «Подорожник большой»
Каждой группе выдаются гербарии и текст, который они должны прочесть и выделить главное растение и коротко рассказать всем о нем.
Ромашка аптечная. Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боли, ослабляет воспалительные процессы, нормализует нарушенную функцию желудочно-кишечного тракта, возбуждающе действует на центральную нервную систему: усиливает и учащает дыхание, увеличивает число сердечных сокращений, расширяет сосуды головного мозга. Большие дозы эфирного масла вызывают головную боль и общую слабость (см. Презентацию, слайд 1).
Мята перечная. Ментол, содержащийся в листьях мяты, обладает местнообезболивающим, спазмолитическим и антисептическим свойствами, вызывает рефлекторное расширение коронарных сосудов. Внутрь применяется при стенокардии, болях в областях желудка и кишечника. Наружно — при невралгических болях, зубной боли, как антисептическое и болеутоляющее средство при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, при бронхите. Раствор ментола в валерианово-ментоловом эфире (валидол) применяется при стенокардии; в смеси с парафином— при мигрени в виде карандашей; валокардина, в капли и мази от насморка. Мятное масло находит применение для ингаляций, входит в состав мятных капель, таблеток. Мятная вода используется в микстурах для улучшения вкуса и для полоскания рта. Настои и настойки из листьев мяты применяются как средство для улучшения пищеварения, повышения аппетита, против тошноты и рвоты (см. Презентацию, слайд 2).
Подорожник большой. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар — при дизентерии и диспепсии. Экспериментами на животных доказано, что водные препараты оказывают регулирующее действие как при пониженной, так и при повышенной секреции желудка. Сок листьев подорожника большого рекомендуется для лечения больных хроническим колитом и острыми желудочно-кишечными заболеваниями (гастриты, энтериты, энтероколиты). Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды. Настой из листьев — одно из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких (см. Презентацию, слайд 3).
Учитель: Ребята, как одним словом назвать эти растения? (Лекарственные). Что значит лекарственные?
Учитель: Ребята, послушайте еще о некоторых лекарственных растениях.
Можжевельник обыкновенный. Плоды можжевельника обладают сильным диуретическим действием и применяются в качестве мочегонного средства, дезинфицирующего мочевые пути. Его рекомендуют при заболеваниях почек и печени. Кроме этого, настой плодов употребляют как отхаркивающее средство, а эфирное масло втирают при ревматических болях в суставах и мышцах. В ГДР, Польше, Болгарии плоды используют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при дерматитах, чесотке, лишаях, кожных сыпях (см. Презентацию, слайд 4).
Валериана: Препараты валерианы оказывают на организм человека многостороннее влияние, обусловленное комплексом всех содержащихся в корневищах и корнях веществ. Они понижают возбудимость центральной нервной системы, стимулируют процессы торможения в коре головного мозга, улучшают коронарное кровообращение, регулируют деятельность сердца, действуя как непосредственно на миокард и проводящую систему, так и через центральную нервную систему. Кроме того, корневища и корни растения обладают спазмолитическим действием, усиливают секрецию железистого аппарата желудочно-кишечного тракта, несколько подавляют бродильные процессы в кишечнике (см. Презентацию, слайд 5).
Это, как вы поняли, были лекарственные растения, а теперь давайте поговорим и посмотрим на ядовитые растения.
Мак. Широко используются маки в медицине для производства лекарств (опиум и его производные продукты), а также в пищевой промышленности, где семена добавляются в выпечку, а ярко окрашенные лепестки используются для окраски продуктов. Выращивать маки очень легко. Всё, что им нужно, это много-много солнца. Некоторые маки смогут мириться с полутенью, но вряд ли они зацветут в тени. Многолетние маки развиваются в довольно крупное растение с массой зелени и только потом зацветают. Однолетние растения обычно зацветают через 2 месяца после посева. После окончания цветения зелень как многолетних, так и однолетних маков высыхает и исчезает. Маки обильно размножаются самосевом. Если вы хотите предотвратить это явление, то обязательно удаляйте отцветшие головки или опустошайте семенные коробочки до того, как они рассыпят свои семена вокруг (см. Презентацию, слайд 6).
Вороний глаз. Одно из народных его названий — крест трава. В наших лесах довольно часто встречается это невысокое растение с четырьмя широкими листьями, расположенными крест накрест, а в центре, где они сходятся — одна единственная лилово сизая ягода, чернеющая к поздней осени. Очень ядовитая ягода, как и все растение вместе с длинным и ползучим корневищем. Серьёзной травой, опасной для жизни, и болезни лечат серьёзные. Траву вороньего глаза, собранную во время цветения, используют при невралгии, мигрени, туберкулёзе лёгких, асците, судорогах, нарушении обмена веществ, а ягоды — при заболеваниях сердца и некоторых других заболеваниях. Самолечением заниматься не в коем случае нельзя! (см. Презентацию, слайд 7)
Белена. В народной медицине белена известна с древности как сильное болеутоляющее и противоспазматическое средство. Листья белены применяли от кашля, в смеси с листьями дурмана и шалфея при бронхиальной астме, головной боли, спазмов желудочно-кишечного тракта, бессонницы, истерии. Водочная настойка листьев — как втирание при ревматизме, подагре, ушибах, а отвар в растительном масле закапывали в ухо при воспалении. Дым от сжигаемых семян вдыхали при зубной боли, а мазь из них использовали при туберкулезе костей. Растение ядовито! (см. Презентацию, слайд 8)
3.Физминутка
На лугу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять. Разбежались по лугу
Рвать ромашки, мяту, мак, розовые кашки!
Дружно рвал весь первый класс, Вот какой букет у нас.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, и продолжать.
Учитель: Продолжаем наш урок. Ребята, а вы знаете, что есть ядовитые растения, которые в малых дозах действуют как лекарственные, а в больших — как яд. Например, белладонна, белена, волчий глаз, волчье лыко и дурман содержат яд. При этом, многие из них очень красивые.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Таинственная сила растений». Каждой группе ребят задается по три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает балл. Набравшая большее количество баллов команда получает раскраски «Лекарственные растения».
Вопросы игры:
-
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
-
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
-
Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчёл- нектаром от души. (Иван — чай)
-
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
-
Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)
-
У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки-
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
-
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы я уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник) -
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
-
Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это — …(Лук)
4.Итог урока
Учитель: Ребята, о каких растениях Вы сегодня узнали? Какую пользу они приносят людям? Какие растения относятся к ядовитым? Чем они опасны для человека? Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную. Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания.
5. Творческое задание.
Нарисовать лекарственное растение и рассказать о нем.
Использованная литература:
-
Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. Ярославль: Академия развития, 2007 .
-
Газета «ПедСовет» №4, 2003 г.
-
Газета «ПедСовет» № 6, 2003 г.
-
Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе». Издательство «Учитель» Волгоград.