В пояснительной записке по уроку указывается, по какому направлению представлена работа, тема урока, характеристика класса (количественная, социальная, психологическая, по уровню развития, программа, используемая в работе, авторы её, учебник, раздел его, количество часов в неделю, год). В сценарии описываются этапы урока, методики, применяемые на уроке, используемая аппаратура, описываются активные формы обучения, компьютерные технологии (использование интернета, мультимедийных досок и другие информационно-коммуникативные технологии). Кратко анализируется работа детей на уроке и результаты урока.
Предмет: окружающий мир
Тема: «Живое и неживое. Свойства живых организмов»
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
Универсальные учебные действия:
— формирование регулятивных действий (формулировать учебную проблему, цель деятельности в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивать результат решения учебной задачи по плану, высказывать своё предположение);
— формирование коммуникативных действий (общаться с одноклассниками в ходе работы в паре по операциям, корректно сообщать товарищу о найденных ошибках);
— развитие познавательных УУД (выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от известного, делать самостоятельные выводы);
— формирование личностных УУД (уметь объяснить самому себе, что уже получается хорошо, а что – нет).
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, рабочая тетрадь А.А. Вахрушев, классмейты, мультимедийная установка, плакат «Живое и неживое», карточки.
Ход урока
Содержание урока | Характеристика деятельности учащегося и УУД | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
| Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу! Повторяем за мной: Я в школе на уроке, Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю!
Итак, посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое Солнце светит золотое, Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все вокруг — …(природа) — объясните, что вы понимаете под словом «природа»?
| Отвечать на вопросы и ставить перед собой цель. Положительный настрой на работу (УДД: регулятивные) |
2. Этап актуализации и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.
| На доске изображения живых организмов. — назовите изображения на доске (птица, медведь, рыба, человек, цветок). — назовите эти предметы (ведро, парта, камень, карандаш, компьютер). — почему предметы разбиты на две группы? Дайте название этим группам. — какая же будет тема нашего урока? — как вы думаете, чем отличаются живые от неживых? — какую цель мы поставим перед собой?
| Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для сравнения. Уметь оформлять мысли в устной форме. Формулирют тему урока, осмысленно ставят перед собой учебные задачи. (УУД: регулятивные и познавательные) |
3. Постановка проблемы.
| — кто из них живой? (собака). Почему? — давайте рассмотрим живой организм на примере собаки. Подумайте, и скажите, что мы можем сказать про неё? (Она двигается, питается, дышит, пьет воду, у собаки могут появиться щенята, потом они вырастают). — вот вы сами и перечислили все свойства живого организма. А если возьмём какое-нибудь растение? Давайте проследим за яблоней. Началось путешествие с семени, затем росток, большое растение и плод. — что же можно сказать про растение? (Растение – это тоже живые организмы). — давайте теперь повторим признаки живых организмов. — приведите свои примеры. — а теперь посмотрим на этот предмет (стол). Дети рассуждают, что стол не дышит, не питается, не пьет воду, у стола не могут появляться маленькие столики. — таким образом, свойства у неживых предметов не такие как у живых организмов, то есть они не двигаются, не дышат, не пьют воду, не приносят потомство.
| Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от изученного с помощью учителя. (УУД: познавательные, логические) |
Физминутка.
| Живое – встали, руки подняли; неживое – сели. Бумага, волк, карандаш, воробей, учитель, посуда, мыло. А теперь покажите движениями живые предметы: бабочка, заяц, лиса |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| — ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? (да, они могут умереть). — верно. Каждый живой организм существует определенное время, а потом он умирает, на его месте появляются новые, но если мы не будем беречь растения, животных они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создает все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это делать? (заботиться о животных, сажать деревья, не засорять природу, воздух).
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. (УУД: познавательные) |
5. Реализация построенного проекта.
| Работа с классмейтами. УМК «Начальная школа» Урок № 3. Выполняется в парах. Задание № 2 – выбрать картинки с изображением живой природы.
| Работать в паре. Объяснять товарищу свои действия. Находить, делать выводы. (УУД: познавательные, коммуникативные) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
| А теперь найдите на с. 47 учебника верхний рисунок. Ответьте на вопросы. — какие свойства живых организмов отображены? (живые организмы пьют воду, питаются, любят свет, дышат, приносят потомство). — обратите внимание на следующее задание с .49. Кого вы видите на картинке? (кот Матроскин, пес Шарик). — почему Шарик обиделся? Прочитайте (потому что Шарик – живой организм и его нельзя называть вещью. Вещь – это неживой предмет). — а у вас есть питомцы? Подумайте над тем, как бы они не оказались на месте Шарика. Какой вывод можем сделать? (с живыми организмами нужно обращаться бережно).
| Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (УУД: познавательные, регулятивные) |
7. Самостоятельна работа с проверкой по эталону.
| Прочитать на карточках слова. Желтым карандашом подчеркнуть живые организмы, а зеленым – неживые предметы. Парта, медведь, ведро, человек, камень, яблоня, пенал, ворона. Выполняют самопроверку по слайду. Называют с помощью учителя место затруднения, причину, исправляют ошибку. | Уметь строить последовательность действий. Уметь выполнять самостоятельную работу. Способность к самооценке. (УУД: познавательные, регулятивные) |
8. Включение в систему знаний и повторение.
| Рабочая тетрадь с.56 № 1 – выбрать лишний рисунок и обвести его. Каких свойств нет у этого предмета? Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь живой организм» Стул, кукла, девочка, книга, котенок, лошадь, ручка, муха, роса, солнце, ромашка.
| УУД: коммуникативные, познавательные. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| — скажите, достигли мы сегодня цель, которую ставили в начале урока перед собой? — что запомнилось больше всего на уроке? — определите свой уровень достижений. Нам нужно украсить дерево лепестками. Итак, если вам понравился урок, и вы все запомнили, то прикрепите зеленый листок, если вам урок понравился, но остались еще вопросы – желтый, а если урок не понравился и вы ничего не запомнили – красный.
| Уметь анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок. (УУД: регулятивные) |
Раскрытие конкретной ИКТ:
-
Учащиеся определяют, какая информация из медиатеки КиМ «УМК. Начальная школа» подходит по теме конкретного урока (Живое и неживое).
-
Ребята учатся извлекать информацию. В процессе выполнения заданий определяют лишнюю картинку.
-
В ходе групповой работы и самопроверки происходит интегрирование информации: учащиеся сравнивают полученные результаты, для этого используют алгоритм и образец ответа.
-
Задания выполняют младшими школьниками охотно. В случае ошибочного выполнения задания они могут исправить ошибки, спросить у товарища, помочь ему. Таким образом
-
Работа с компьютерными программами, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, что способствует ее эффективному усвоению.
Достигнутые результаты:
Учащиеся познакомились с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов; учились бережному отношению к живым организмам; закрепили полученные знания на уроке.