Проект урока химии

в 10 классе по теме:

«Физические и химические свойства ацетилена»

Составила учитель химии Ерасова О. В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 9 города Ульяновска

г. Ульяновск

Урок химии в 10 классе.

Тема урока «Физические и химические свойства ацетилена».

Цели урока:

Образовательная– способствовать формированию знаний о физических и химических свойствах алкинов, расширению представлений об непредельных углеводородах и их химических свойствах;

Развивающая– способствовать развитию умений самостоятельно обрабатывать, систематизировать и анализировать теоретические и экспериментальные данные, уметь записывать уравнения реакций;

Воспитательная – развитие коммуникативных умений в ходе коллективной работы, убеждение в необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде.

Задачи урока:

1. На основании строения предположить химические свойства алкинов;

2.Доказать способность алкинов к реакциям присоединения, окисления и полимеризации.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод урока – исследовательский.

Методы обучения используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), новизны (использование компьютеров), контроля (устный опрос, тестирование), аналитические (анализ событий).

Оборудование:

  1. Доска.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Компьютер.

  4. Презентация к уроку в программе PowerPoint.

  5. Видеоролик «Обесцвечивание бромной воды ацетиленом».

  6. Видеоролик «Обесцвечивание перманганата калия ацетиленом».

  7. Видеоролик«Взаимодействие ацетилена с кислородом».

  8. Видеоролик «Обесцвечивание перманганата калия ацетиленом».

  9. Видеоролик«Взаимодействие ацетилена с оксидом серебра».

  10. Видеоролик«Взаимодействие ацетилена с аммиачным раствором хлорида меди».

  11. Видеоролик«Непрочность ацетиленидов металлов».

  12. Инструкция по проведению лабораторной работе.

  13. Карточки с заданиями (тестами).

  14. Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 10 класс.

Оформление доски:

27.02.14

Физические и химические свойства ацетилена.

План урока:

  1. Организация начала урока………………………………..2 мин.;

  2. Актуализация знаний……………………………………..7 мин.;

  3. Изучение нового материала……………………………….23 мин.;

  4. Этап проверки понимания и закрепления знаний………5 мин.;

  5. Подведение итогов на рефлексивной основе……………3 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Цели урока.

Учитель: Здравствуйте! На сегодняшнем уроке перед нами стоит задача – изучить физические и химические свойства ацетилена.

  1. Актуализация знаний.

  1. Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Какие непредельные углеводороды вы знаете?

-алкены, алкадиены, алкины.

  1. В чём особенности строения алкинов?

— имеют тройную кратную связь.

  1. Назовите общую формулу ацетиленовых углеводородов.

CnH2n-2.

Алкины(углеводороды ряда ацетилена)– углеводороды с общей формулойCnH2n-2, в молекулах которых имеется два атома углерода, связанных одной  — связью и двумя  — связями(тройной связью).

Учитель: Давайте поиграем в хорошо известную вам игру “Крестики-нолики”. Выигрышный путь составляют формулы, которые могут соответствовать алкинам:

С2Н2

С10Н22

С7Н16

С6Н12

С4Н6

С5Н10

С5Н7

С4Н8

С3Н4

  1. Каким окончанием мы показываем тройную связь?

— ин

  1. Как называются эти алкины?

— этин (ацетилен), бутин, пропин.

  1. Изучение нового материала.

  1. Физические свойстваалкинов.

C2H2 – C4H6 – газы, C5H8 – C15H28 — жидкости, C16H30 – … – твердые вещества.

Алкены плохо растворимы в воде, но лучше, чем алканы и алкены.

Их температуры плавления и кипения, также как у алканов и алкенов, закономерно повышаются при увеличении молекулярной массы соединения. Алкины имеют специфический запах.

Учитель:Вам нужно заполнить таблицу «Физические свойства ацетилена».

— Обучающиеся самостоятельно, работая с учебником (с. 51, 52) заполняют таблицу

Физические свойства ацетилена.

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Относительная плотность по воздуху

Температура кипения



газ

бесцветный

Почти баз запаха

Малорастворим в воде

Легче воздуха

— 83,8

— Проверка самостоятельной работы.

  1. Химические свойства ацетилена.

Учитель: Цель нашего урока — формировать знания о химических свойствах айцетилена как представителя алкинов, расширить представления о непредельных углеводородах и их свойствах.

Ребята, сегодня проведем урок-исследование по изучению химическихсвойств ацетилена.Также проведем виртуальные эксперименты!

Любое исследование включает такие этапы как постановка задач, выдвижение гипотез, экспериментальное подтверждение гипотезы, анализ результатов и выводы.

Задачи исследования:

1). На основании строения предположить химические свойства (3 положение теории Бутлерова);

2). Доказать с помощью опытов способность алкинов к реакциям присоединения и окисления.

На предыдущих уроках вы изучали строение и номенклатуру алкинов и химические свойства алкенов.

Сейчас мы с вами вспомним строение этена (этилена) и сравним его с строением этина (ацетилена);

Пожалуйста, напишите структурные формулы этих веществ;

HC =CHHCCH

Н Нэтин или ацетилен

этен

Какие связи характерны для этена? (двойные, сигма и пи);

Какие типы реакций характерны для алкенов? (присоединения, окисления, полимеризации);

А какие связи характерны для алкинов?( тройные, сигма и две пи);

Как вы думаете, будут ли характерны и для алкинов реакции присоединения, окисления и полимеризации? ( да);

Тогда выдвигаем гипотезу нашего исследования:

Для алкинов, как и для алкенов характерны реакции присоединения, окисления и полимеризации.

  1. Реакции присоединения.

а)Галогенирование:

Демонстрация видеоролика «Обесцвечивание бромной воды ацетиленом».

CHCH + Br2àCHBr = CНBr

ацетилен 1,2-дибромэтен

CH ≡ CH + 2 Br2àCBr2 – CBr2

ацетилен1,1,2,2-тетрабромэтан

б)Гидрирование(в присутствии металлических катализаторов – Pt, Pd, Ni):

CHCH + H2àCH2 = CH2

Ацетилен этен

CHCH + 2 H2àCH3CH3

ацетилен этан

в)Присоединение галогеноводородов:

CHCH + HBràCH2 = CBr

ацетилен2-бромэтен

CHCH + 2 HBràCH3CBr2

ацетилен 2,2-дибромэтан

г)Гидратация:

HgSO4 О

HCCH + HOH CH3 – C

ацетилен Н

ацетальдегид

  1. Реакция окисления.

а)Горение.

Демонстрация видеоролика «Взаимодействие ацетилена с кислородом».

2C2H2 + 5 O2à 4 CO2 ↑ + 2 H2O

ацетилен

Смеси ацетилена с воздухом или кислородом взрывоопасны;

ацетилен может также взрываться при ударах.

Демонстрация видеоролика «Взрыв смеси ацетилена и кислорода».

б)Обесцвечивание щелочного раствора KMnO4 – это качественная реакция на непредельные углеводороды (алкины обесцвечиваются быстрее, чем алкены).

Демонстрация видеоролика «Обесцвечивание перманганата калияацетиленом».

3CHCH + 10KMnO42О + 2СО2 + 10MnO2 +10KOH

ацетилен

  1. Реакция полимеризации.

а)Полимеризация в винилацетилен.

CH ≡ CH + CH ≡ CH CH2 = CH – C ≡ CH

ацетилен винилацетилен

б)Полимеризация в бензол.

3 C2H2 C6H6

ацетилен бензол

  1. Реакции замещения (кислотные свойства).

а) Взаимодействие с оксидом серебра

Демонстрация видеоролика «Взаимодействие с оксидом серебра»

HCCH + Ag2OAgCCAg↓+ H2O

амм. р-р ацетиленид серебра, белый

б) Взаимодействие с аммиачным раствором хлорида меди

Демонстрация видеоролика «Взаимодействие с аммиачным раствором хлорида меди».

HCCH + 2CuClCuCCCu↓+ 2HCl

ацетиленид меди (I), коричневый

в) Качественная реакция на алкины с концевым положением тройной связи.

не это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать. 4. На возникшие вопросы я получил ответ. 5. Поработал добросовестно, цель достигнута.
На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без). Предлагается выбрать вариант ответа в рефлективном тесте и зарисовать рисунок рожицы, который отражает отношение ученика к проведенному уроку. Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, комментирует полученные ими оценки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here