МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 (МАОУ СОШ № 7)

Методическое объединение учителей начальных классов

Окружающий мир

Разработка урока окружающего мира

на тему «Животные живого уголка «Кошки и собаки»

для 1 класса ОС «2100»

Выполнила:

Василенко Ольга Геннадьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Тюмень 2014

Цель: знакомство с разными породами кошек и собак

Задачи:

— расширить кругозор учащихся об этих животных

— воспитывать к животным заботливое отношение

— выяснить, какую пользу приносят домашние питомцы

Оборудование: плакат с буквами, изображения различных пород кошек и собак, карточки для схем (рисунки-обозначения), трафареты для схем, карточки-задания с описанием животных, кроссворды, рисунки детей и доклады.

Ход урока

  1. Введение в тему.

Физминутка «Пошла бабушка на базар»

Кого купила бабушка? (поросёнка, индюшонка, курочку, коровёнку, лошадёнку)

— Как мы можем назвать этих животных?

— Кто может жить у человека в живом уголке?

— Мы сегодня будем говорить не обо всех домашних животных, а только о… А вот о ком мы будем говорить, найдите в таблице.

К

Ф

У

С

О

А

Р

О

Ш

К

А

Б

  1. Изучение нового материала.

— В мире насчитывается 60 пород кошек. Какие породы знаете вы?

А если кошка ни к какой породе не относится, как её называют?

— А что интересного вы знаете о кошках? (рассказывают ученики)

  • Кошка живёт с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и разные народы относились к ней по-разному. В Древнем Египте кошками очень дорожили. Смертная казнь грозила тому, кто убьёт кошку. Если кошка умирала сама, то её хоронили, осыпая высушенными мышами.

  • В средние века в Европе считалось, что ведьмы умеют превращаться в кошек. Особенно не любили чёрных кошек, так как думали, что они приносят несчастья. В это время кошек истребляли и чуть не истребили полностью. Из-за этого расплодились крысы.

  • На Руси кошек любили и уважали. За украденную кошку полагался огромный штраф. Особенно любили не породистых кошек, а кошку домашнюю, так называлась она. Считалось, что трёхцветные кошки приносят удачу.

— Кто может добавить что-нибудь интересного?

(добавляет учитель)

  • А сейчас послушайте одну старую историю. Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли очень плохо, подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала помогать ему в работе. Это стало сенсацией и люди стали ходить в лавку, чтобы увидеть это чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки, торговля стала процветать. С тех пор во многих чайных и домах в Японии стали держать кошек.

— Какие породы кошек вы знаете?

Сиамская Голубой сфинкс Домашняя

Персидская

В мире насчитывается около 400 пород собак. Какие породы известны вам? (рассказывает ученик)

  • У собак с детства прекрасное обоняние, но неважное зрение. Они плохо различают цвета. Но слух у них хороший. Они слышат даже те звуки, которые не может услышать человек. Собаки очень любят мясо. С удовольствием едят каши, овощи и фрукты. Но в одном все собаки похожи: они обожают сладкое. Обычно собаки живут от 8 до 15 лет. Считается, что один год жизни человека соответствует семи годам жизни собаки. Дольше живут собаки мелких пород.

— Какие породы собак вы знаете?

Такса Пудель Колли Овчарка Болонка

Лайка Сенбернар Дворняжка Далматин

— Какая собака из названных самая маленькая? Самая большая?

— Посмотрим, сможете ли вы определить породы кошек и собак по описанию. (работа в группах)

Эту собаку легко узнать по «стрижке».

Их подстригают «под льва». Эти собаки

Чаще бывают белыми или чёрными.

Они могут работать в цирке артистами. 1 группа

Этих собак легко узнать по длинному телу,

Длинным ушам и коротким ногам. Это

помогает им охотиться на лисиц 3 группа

Эта собака похожа на дворняжку. Хвост

У неё колечком закручен вверх. Она очень

Вынослива. Живёт на севере, тёплая шерсть

помогает перенести мороз. Охотники с ней

ходят на медведя и волка. Пастухи доверяют

им пасти скот. 5 группа

У этой кошки короткая бежевая шерсть,

более тёмная спина, а мордочка, ушки, кончики

лап и хвост почти чёрные. Глаза у них ярко-голубые.

Привезли её из Сиама (Таиланда). 4 группа

Эта кошка чаще всего полосатая или пятнистая.

Она любима своими хозяевами. Не принадлежит

к породистым кошкам. 6 группа

(узнав породу животного, дети указывают на его изображение на доске)

— Поднимите руки те, у кого дома есть кошки или собаки? У некоторых их нет и им хочется завести себе друга.

Вот послушайте такую историю.

  • У Вовы тоже не было дома питомца. Он увидел у друга маленького щенка. Тот был таким хорошеньким и забавным, что мальчик захотел себе такого же. Вместе с родителями они выбрали на рынке щенка и привезли его домой. Поначалу Вова выгуливал собаку, ухаживал за ней, но скоро ему это надоело и он, гуляя сней во дворе, отпустил его на волю.

— Правильно ли сделал Вова?

  • Несладко приходилось, наверное, и кошке, о которой пойдёт рассказ.

Сценка «Кошка»

Говорит мне сладко кошка:

— Пожалей меня немножко!

— Не пойму я кошку эту, я ей тычу в рот конфету, я под самый кошкин нос лучший свой значок поднёс. Я обнял её за шею: -Вот как я тебя жалею! Ну чего ты хочешь, кошка?

Говорит она:

— Немножко, хоть немножко пожалей – отпусти меня скорей!

Надеюсь, вы, верно поняли этот диалог? Да, есть ещё такие ребята, которые берут себе животных и плохо заботятся о них. И это очень грустно. Я верю, что вы хорошо относитесь к своим питомцам и помните правило… Какое?

Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Откуда появляются бездомные кошки и собаки? Чем они опасны?

— Так для чего же мы заводим себе кошек и собак? Какую пользу они нам приносят?

Вот это мы и выясним сейчас. Представьте, что вы научные сотрудники. Возьмите всё необходимое и пройдите в лаборатории.

(Класс делится на 2 группы: 1 лаборатория составляет схему «Какую пользу приносят собаки», 2 лаборатория – «Какую пользу приносят кошки»)

Дети с жетонами работают в группах, составляют схему себе в тетрадь, затем 1 человек от группы составляет такую схему на доске.

Карточки для 1 лаборатории

  1. Лайки выносливы и бесстрашны, они не боятся морозов. Их впрягают в упряжку по несколько собак и ездят. Значит, лайки – это … собаки. Ездовые (на картинке -сани)

  2. Слепые люди не могут передвигаться без помощи. Им могут помочь овчарки – специально выдрессированные. Значит, овчарка — это … поводырь (на картинке – чёрные очки)

  3. Такса – это норная собака. Ей легче других забраться в нору к лисе из-за своего туловища. Люди часто берут их на охоту. Значит, такса – собака … охотник (на картинке — ружьё)

  4. Эту собаку легко узнать по окрасу: она белая с чёрными пятнами. Её используют для охраны домов и людей. Значит, она … или сторож. Охранник (на картинке — замок)

  5. Сенбернар – огромная собака. Её профессия – спасать людей, заблудившихся в горах или засыпанных снежными лавинами. Значит, эта собака — … спасатель (на картинке – красный крест)

  6. Обычная дворняжка и немецкая овчарка замечательно пасут овец, коров, лошадей. Значит, собаки могут быть … пастухами (на картинке — отара овец)

  7. Собаки выступают на арене цирка, снимаются в кино. Значит, собаки ещё и … артисты (на картинке — клоун)

Карточки для 2 лаборатории

  1. Кошка грелась на солнышке во дворе фермы. Вдруг она вскочила и погналась за маленьким серым зверьком – за мышкой. Значит, кошка … охотник (на картинке — мышка)

  2. Говорят, что если кошка ляжет на больное место у человека, то боль проходит. Значит, кошка … доктор (на картинке – красный крест)

  3. К шерсти кошки могут пристать семена растений, например, репейника. Значит, кошка … семян. Распространитель (на картинке одуванчик)

  4. Кошки выступают на арене цирка, снимаются в кино. Значит, кошка – это … артист (на картинке — клоун)

  5. Кошки очень общительны, ласковы. Их мурлыканье успокаивает человека. Люди заводят кошек – друзей для … души (на картинке сердце)

ездовые

поводырь

артист

С.

пастух

охотник

спасатель

сторож

охотник

доктор

1

1 – распространитель семян

К.

Для души

артист

Учитель дополняет:

О собаках: мы знаем, что и в космос полетела первой собака, а не человек

О кошках: кошки – чистоплотные животные, они часто вылизывают свою шёрстку. Кошки вылизывают не столько грязь, сколько «собственный запах». Ведь они охотники, а добыча не должна по запаху учуять кошку.

3. Итог урока.

-Итак, главный вывод, который мы сегодня сделали?

-Домашнее задание: разгадать кроссворд – 1 группа о кошках, 2 группа – о собаках.

Кроссворд о собаках:

  1. Собака – охранник, белая с чёрными пятнами.

  2. Собака, которую впрягают в сани.

  3. Охотники на лис с очень длинным туловищем, длинными ушами и короткими лапами.

  4. Собака – спасатель. Одна из самых больших собак.

  5. Беспородная собака.

  6. Собака – пастух, поводырь, охранник.

4

 

1

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд о кошках
1. Кот из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

2. Героиня мультфильма «Маугли», защитница мальчика

3. Кот, который говорил такую фразу: «Ребята, давайте жить дружно»

4. Тот, кто гоняется за Джерри.

5. Герой мультфильма «Маугли», он охотился за человеком.

5

 

 

3

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here