Тема: Когда наступит лето?
Предмет: Окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс: 1
Оборудование и ресурсы:
— компьютер, экран, проектор;
— авторская презентация к уроку;
— раздаточный материал: картинки с изображением времён года из приложения тетради;
— фишки синего, зелёного, красного, жёлтого цвета;
— карточки – «яблочки» зелёного, красного, жёлтого цвета;
— картинки с изображением снежинок, кленовых листьев, веточек мимоз, земляник.
— Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть 2. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011;
— Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Когда наступит лето?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России». Автор учебника Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс. Часть 2. — М.: Просвещение, 2011.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»
Используемые ЭОР:
1. Презентация
Условия использования: компьютер – проектор.
Как повышается образовательного процесса от использования ЭОР на данном этапе:
— наглядность изучаемого материала;
— знакомство с новой информацией;
— быстрый переход от одного этапа урока к другому.
2. Музыкальное оформление:
-повышается эмоциональный настрой учащихся;
-успокаивает детей.
Технологическая карта изучения темы
Когда наступит лето? | ||||
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний. | |||
Цель урока: | Создание условий для формирования представлений детей о временах года и месяцах. | |||
Задачи урока: | 1) Образовательные: пополнить знания о временах года, осенних, зимних, весенних и летних месяцах; научить детей называть времена года и месяцы в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; учить детей устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности. | |||
Основные термины и понятия темы: | Зима, весна, лето, осень, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, времена года, месяцы. | |||
Личностные УУД: | — Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; — принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |||
Предметные результаты: | — знание времён года, месяцев; — соотносить времена года и месяцы; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о временах года и месяцах; — работа с презентацией, с раздаточным материалом, извлечение из них необходимой информации; -устанавливать зависимость природных явлений от смены времён года; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: — освоение способов решения проблем поискового характера; — освоение основ познавательной рефлексии; — овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; — установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; — овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; — умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: — активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; — готовность слушать собеседника и вести диалог; — излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; — осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | |||
Музыка, русский язык, изо, чтение. | Фронтальная, индивидуальная, парная. | |||
1 этап: Самоопределение к деятельности. | ||||
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Приветствие гостей |
Настраиваются на работу
Садятся | |||
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) | ||||
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Развитие коммуникативности. | ||||
— На какой вопрос ответили на прошлом уроке? — Какой сейчас день недели? — Какой был вчера? — Какой будет завтра? Игра «Неделька, стройся!» — А почему все ждут когда наступит суббота? |
Отвечают на вопросы
| |||
III этап. Постановка учебной задачи | ||||
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа для выявления общего понятия. | ||||
— А вот о чём будем сегодня говорить, догадайтесь сами, отгадав загадку. Четыре ковра рукодельницы ткут, Один за другим их на землю кладут. Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый, Ответ здесь мудрёный, Его нашёл ты? (Времена года)
Презентация : 1 год за 40 секунд»
— Как думаете, что вы узнаете о временах года? — А какое сейчас время года? — Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето.? -А кто из вас ждёт когда придёт лето? -Почему? -А какое сейчас время года? -А можно ли сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас? -Почему? -Что помогает прийти лету? -Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. -Нам в этом помогут…., а впрочем догадайтесь сами. -У нас сегодня очень необычные гости. -Встречайте…
|
Слушают загадку
Рассматривают слайд.
Высказывают своё мнение.
Высказывание целей. | |||
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) | ||||
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение сведениями о годовом цикле- временах года и месяцах, их последовательности, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно — следственных связей между сменой времён года; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | ||||
Выходит Зима -Здравствуйте, ребята! -Догадайтесь кто я ? Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? Учитель: Какие изменения происходят в природе зимой? Учитель: Зима- это самое холодное время года. Это время искрящегося снега и гололёда, время пасмурного неба и ясных морозных дней, время сна растений и спячки животных. -Сколько месяцев длится зима ? -А сейчас наша Зимушка проверит знаете вы эти месяцы или нет? Зима загадывает загадки о зимних месяцах: ДЕКАБРЬ Назовите-ка, ребятки Месяц в этой вот загадке: Дни его- всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега, Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год.
ЯНВАРЬ Посмотрите во дворе Все деревья в серебре. Пляшет белая метель В новогодний первый день. Отшумели праздники, Говорят проказники: «Старый год немного жаль, А на улице…..!
ФЕВРАЛЬ Все мы знаем у него 28 дней всего! Високосный год придёт И добавку принесёт. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Ну, так что за месяц это?…
— До свидания, до новых встреч!!!
— У кого это любимое время года? Почему? Работа с календарём. -Ребята, возьмите карточки и найдите зимние месяцы и расположите их в порядке следования в году. -А в каком месяце этого года в нашей стране проходит спортивное событие мирового масштаба? -Подумайте каким значком можно обозначить это событие в календаре? Физмин. Всё зима, а где же лето? Муравей наш ждёт ответа Спит под снегом наше лето И не думает вставать До дней жарких будет спать.
«Снежная баба» Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не проедет, никто не пройдёт. Знакома она уже всей детворе, А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»
-А у нас новая гостья. Выходит Весна. -Здравствуйте, ребята! Весна Закружит она метель, Принесёт с собой капель, Вмиг сосульки с крыш собьёт, Снег повсюду уберёт, Ручейками зажурчит, Ярче солнцем заблестит. И капризна и красна Долгожданная ..
Учитель: Какие изменения происходят в природе весной? — Весна- это время просыпающейся природы, талого снега и первых ручьёв, время первых проталин и подснежников, берёзового сока и молодой ярко-изумрудной листвы, время пения птиц и жужжания жуков -Сколько месяцев длится весна ? -А сейчас наша Весна проверит знаете вы эти месяцы или нет? Весна загадывает загадки о весенних месяцах: МАРТ Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц, кто узнает? АПРЕЛЬ Яростно река ревёт и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель, Месяц к нам пришёл….(апрель) .МАЙ Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?.. — До свидания, ребята! До новых встреч! . — У кого это любимое время года? Почему? — Найдите карточки с названием весенних месяцев и разложите их в порядке следования в году. — А в каком месяце мы поздравляем мам, бабушек , что это за праздник? Выходит Лето. — Здравствуйте, ребята! Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Учитель: Какие изменения происходят в природе летом? — Лето – самое жаркое время года. Это время засух и проливных дождей, время голубого неба и разноцветных радуг, время зелёных листьев и ярких цветов, время грибов и ягод, время жужжания насекомых и птичьих песнопений, время долгожданных каникул и отпусков, время отдыха и сельскохозяйственных работ.
-Сколько месяцев длится лето ? -А сейчас солнечное Лето проверит знаете вы эти месяцы или нет? Лето загадывает загадки о летних месяцах: ИЮНЬ Расцвели в саду пионы В землянике- горок склоны, Ветерок прохладой дунь, Чтоб не жарким был….(июнь)
ИЮЛЬ Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень, Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его- вершина лета Что скажи за месяц это?
АВГУСТ Этот летний месяц жаркий Дарит всем свои подарки: Сливы, яблоки и груши Фрукты варим, фрукты сушим. Он- последний месяц лета, Осень рядом, близко где-то . — У кого это любимое время года? Почему? Работа с календарём Найдите и разложите карточки с летними месяцами в порядке следования их в году. -Какой месяц называют «макушкой лета»? Физминутка Наши нежные цветки распускают лепестки Ветерок чуть дышит Лепестки колышит Наши нежные цветки Закрывают лепестки тихо засыпают головой качают Выходит Осень. -Здравствуйте, ребята !
Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? — Учитель: Какие изменения происходят в природе осенью ? — Осень – это время увядающей природы, время холодных дождей и заморозков, время крика улетающих птиц и шелеста листвы под ногами, время сбора урожая и заготовок, время начала учебного года.
-Сколько месяцев длится осень ? -А сейчас наша Осень проверит знаете вы эти месяцы или нет? Осень загадывает загадки об осенних месяцах: СЕНТЯБРЬ Опустел уютный сад, Паутинки вдаль летят И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?
ОКТЯБРЬ Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился Что за месяц к нам явился?
НОЯБРЬ Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек, Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц подскажи?
-До свидания, до новых встреч!
— У кого это любимое время года? Почему? — Работа с календарём Найдите и расположите карточки с названиями осенних месяцев в порядке следования их в году. В каком месяце начинается учебный год?
|
Слушают загадку.
Высказывают своё мнение.
Воспринимают новую информацию.
Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы. Перечисляют месяцы.
Слушают загадку
Высказывают своё мнение.
Воспринимают новую информацию.
Высказывают своё мнение.
Работа с раздаточным материалом.
Слушают загадку.
Воспринимают новую информацию.
Рисуют кольца олимпиады.
Высказывают своё мнение.
«Катят» перед собой воображаемый ком. Рисуют руками 3 круга, начиная с маленького
Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой. Идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – «Жучка».
Ответы детей
Воспринимают новую информацию.
Высказывают своё мнение. .
Перечисляют месяцы.
Работа с раздаточным материалом
Придумайте и нарисуйте значок к этому месяцу.
Ответы детей.
Придумайте и нарисуйте значок для этого месяца.
Придумайте и нарисуйте значок. | |||
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) | ||||
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку выполненного задания в парах; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации; готовность слушать собеседника. | ||||
Работа с учебником с.10 -Ребята, а что значит выражение «круглый год»? — Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца. -Посмотрите на годовой круг в учебнике — Сколько всего времён года? — Какое сейчас время года? — А до него было какое? — А какое будет после зимы? Работа с интерактивной доской Годовой круг. — А теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: «Когда наступит лето?». Работа в парах.(на партах листы с заданиями) 1.Когда бывает, напиши время года Снег, метель, гололёд, пурга………. Пасмурное небо, дождь, листопад…. Зелёная травка, солнце, гроза…… 2.Собери пословицу Декабрь год кончает- Зиму начинает. Открываем календарь — начинается январь Наступил марток — надевай 7 порток.
Презентация. -Ребята, а теперь расположите ваши карточки с месяцами в порядке следования их в году.и свяжите их ленточкой. -С какого месяца начнёте? -Как назвать одним словом то, что у вас получилось? (календарь) — Сколько месяцев в году? — Сколько месяцев в каждом времени года? — Муравьишка нарисовал картинки на 11 странице учебника. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки |
Отвечают на вопрос, используя годовой круг.
Отвечают на вопрос Муравьишки, делают вывод.
Самостоятельное выполнение задания.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельное выполнение работы.
Работа в парах.
Анализ картинок.
| |||
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). (игровая ситуация) | ||||
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике. | ||||
Игра «Бывает – не бывает» — Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает. Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга. Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад. Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара. Осенью: листопад, дождь, иней, капель. -Хитрые вопросы: -Что дольше длиться ? 12 мес. или один год? -7 дней или неделя? — А теперь прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока (стр.11).
|
Раскрывают обобщающие понятия.
Чтение хором. | |||
VII этап. Рефлексия.
| ||||
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. | ||||
— Вспомните на какой вопрос хотели найти ответ. -Мы ответили на вопрос муравьишки, так когда же наступит лето? -А теперь вам творческое задание на дом. Дорисуйте каждому пейзажу деталей которые характерны для конкретного времени года.
Похвалить работу детей. |
|