11

Ломака Галина Анатольевна

МОБУ « СОШ№3» г. Ясный, оренбургской области

Учитель начальных классов

Тема: Аукцион знаний по окружающему миру в 3-м классе по теме: «Жизнь и охрана растений»

Цель: 1.Обобщить знания учащихся о разнообразии и жизни растений.

  1. Развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность, критическое мышление обучающихся через чтение и письмо (использование приёмов: синквейн, кластер);

  2. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления;

  3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви к малой Родине, привычку соблюдать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование: Использование ИКТ, гербарий, молоток для аукциона, книги о природе, рисунки на тему «Русский лес», аппликации детей по теме «Три яруса леса», жетоны.

  1. Орг. момент

  2. Минута гармонии

Эн Энергетический круг Упражнение из Древнего Китая.

Все взялись за руки, закрыли глаза

На счёт: 1-2 – вдох – встали на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье,

хорошее настроение).

На счёт: 3-4 – выдох ( всё плохое, гнев, злость, зависть)

-Я желаю вам всем сегодня добра!

Надеюсь, и вы желаете мне сегодня добра!

-Если вам будет трудно, я помогу.

— Конечно, хочу напомнить з главных правила урока:

  • Умей не только слушать, но и слышать!

  • Умей не только смотреть, но и видеть!

  • Умей не только думать, но и вдумываться.

— Сегодня все эти з составляющих — очень помогут на уроке – аукционе.

3. Актуализация знаний

Учитель:-  Итак, сегодня у нас урок-аукцион. Это слово латинского происхождения. Кто из вас знает: что такое “аукцион”?

(Дети высказывают своё мнение.)

Учитель: — Уточним этот термин по толковому словарю русского языка С.И.Ожегова.

Слайд

Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Учитель:-  Итак, для “продажи” будут выставлены несколько “предметов” – природоведческих понятий по теме: “Жизнь и охрана растений”. Любую из этих “вещей” из области знаний о растениях команды –участницы смогут “купить”, заплатив за неё знаниями по теме. 
На “продажу” сегодня выставлены поистине бесценные “вещи”. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Прежде, чем прозвучит первый гонг (удар молоточком), каждая команда должна доказать свою “состоятельность на торгах” – способность участвовать в аукционе, для этого каждой группе загадаю загадку.

Слайд

1-я команда “Ёлочка”

Загадка: Она знакома нам с детства. Без неё нарядной и праздника нет. Круглый год она зелёная. А почему? Да потому, что листок-иголка живёт 2–3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. (Ель)

Слайд

2-я команда “Берёзка”

Загадка: Полюбилась она русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Она одно из самых красивых деревьев России. Её белый ствол даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров сока даёт одно дерево до распускания почек. (Берёза)

Слайд

3-я команда “Шиповник”

Загадка: Этот кустарник с давних пор называют лекарством от 40 болезней. Его ветви покрыты шипами. Кора у него блестящая, краснобурая. Осенью на кустарниках созревают плоды. Из этих плодов делают соки, готовят сиропы и напитки. (Шиповник)

— Итак, команды доказали свою состоятельность для участия в аукционе. Они получают по одному командному жетону.

4. Открытие “Аукциона знаний”.

Звучит удар молоточка

— Аукцион знаний открыт.

(Удар молоточка)

1 лот. Слайд

— На “продажу” выставляется первый лот “Органы растений”.

Задание: Слайд 

— Впишите в кроссворд названия органов растений. За каждый правильный ответ отвечающий получает 1 личный жетон.

1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена. (Плод)
2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель) 
3. Орган, который растёт вниз, находится в почве. (Корень)
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья)
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. (Семена)
6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)

Подводятся итоги по количеству набранных жетонов.

Учитель: Лот продан …

Звучит удар гонга.

(Удар молоточка)

Слайд

Учитель: На “продажу” выставляется второй лот Разнообразие растений”.

— Отгадайте загадку! Слайд

— Растений на земле существует огромное множество

Слайд

Итак, задание. 

— На столах у вас гербарные экземпляры растений. Представлены растения различных видов и ярусов. Разделите все растения на группы. Объясните, почему вы так разделили?

  • 1-я команда: Акация песчаная, Вяз обыкновенный, Сосна корейская, Каштан, Абрикос, Голубика, Солянка Рихтера, Леспедица, Шалфей

  • 2-я команда: Липа, Оливковое дерево, Тополь пирамидальный, Сосна обыкновенная, Лиственница, Джузгун, Брусника, Осока вздутая, Копытень европейский

  • 3-я команда: Орех грецкий, Клён, Пихта, Ясень, Вяз, Лавровишня, Рододендрон, Бересклет, Морошка

Подводятся итоги по количеству набранных жетонов.

Учитель: Лот продан …

Звучит удар гонга.

Слайд

  А сейчас рекламная пауза. Когда я был маленькой, и было мне примерно столько же, сколько и вам сейчас в киосках «Союз печать» продавался журнал о природе. И назывался он « Юный натуралист». Я очень любила новые выпуски этого журнала. Это был очень интересный  журнал, много познавательных вещей я узнала про животных и про природу.

— Ну, где как не  в нем, можно было узнать о жизни тигров, орангутангов, слонов и т д. А сколько интересной информации об обитателях океана.

— Этот с виду маленький, тоненький журнал, учил нас главному: любить и оберегать животных, растения – одним словом природу. Одно радует, что этот журнал основанный в 1928г живет и дарит радость нам всем и посей день!

  — А вы хотите всё знать о флоре и фауне, о животных и растениях? Думаю, конечно!

Слайд

Слайд

Журналы «Юный натуралист», «Свирель», «Муравейник». Эти интереснейшие книги помогут тебе. Читай! И ты откроешь для себя таинственный мир природы.

Слайд

— Прежде чем мы продолжим аукцион, предлагаю отдохнуть. Понадобиться внимательность, зоркость. Поэтому проведём зарядку для глаз.

— Послушайте музыку и проследите за движением листочков. Это поможет отдохнуть вашим глазкам, снять усталость, сохранить зрение.

Слайд

— Продолжаем наш аукцион!

(Удар молоточка)

Слайд

На “продажу” выставляется третий лот

Дыхание и питание растений”.

— И нам предстоит разобраться в вопросе: «Как дышит растение»?

Слайд — Кто сможет ответить на основополагающий вопрос?

— Почему дыхание является основой жизни?

(Ответы учащихся)

Учитель: — Ещё в первом классе мы с вами говорили о том, что одним из признаков, присущих объектам живой природы является дыхание. Растение – это тоже часть живой природы.

— Поэтому возникают следующие вопросы.

Слайд

— Как дышите вы?

— Что вдыхают растения?

— Что выдыхают растения?

— С помощью чего дышит растение?

— Какое значение имеет дыхание для растений?

— На все ли эти вопросы вы сможете сейчас ответить?

— Думаю, ответы не столь уверенные. Поэтому остановимся более подробно на дыхании растений.

— Сможете ли отгадать загадку?

Слайд

— Верно. Листья и корень – органы питания растения.

Слайд

— Ребята, а вы заметили, как соединились два понятия – питание и дыхание.

— Все органы растения выполняют свои определённые функции, необходимые для нормальной жизни растения. Листья улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества. Листья активно участвуют в дыхании растения, ведь дышат все живые организмы.

Но к стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки, из которых потом появятся плоды. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода. Для того, чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали её из земли и подавали вверх по стеблю.

Слайд

— А вот для того, чтобы листочки были зелёными, необходим свет. Слайд

В природе существует процесс, протекающий в клетках зелёного листа.

В старших классах вы более подробно познакомитесь с этим сложным процессом.

Слайд

Слайд

— Подводя итог 3-его лота составим синквейн – 5 строчек — всё самое главное, что вы услышали сегодня о дыхании растений.

  • -Первая строка — Назовите существительное, которое звучало в этом лоте чаще всего, то о чём мы сейчас говорили? (дыхание)

  • А теперь вторая строка – два прилагательных – описание признаков и свойства дыхания. Каким оно должно быть? (Необходимое, постоянное)

  • Третья строка – з глагола – действия – то, что вы узнали о дыхании (Происходит, обеспечивает, влияет)

  • 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к дыханию (Дыхание – свойство живых организмов)

  • 5 строка — Только одно слово – резюме, характеризующее суть нашего разговора.

— Чего бы не было, если живые организмы не смогли бы дышать (Жизнь)

— Итак, что же знаете о дыхании? Рассмотрите таблицу!

Слайд

Слайд

Вывод: Дыхание – это одно из основных свойств живого организма. В результате дыхания образуется энергия, необходимая для жизни.

Физминутка

— Наш аукцион подходит к концу, но мы не можем его закончить, не упомянув о самом главном.

— Объявляю следующий лот.

(Удар молоточка)

На “продажу” выставляется четвёртый лот “Охрана растений»

— Вы видите, как в природе всё закономерно. А человек – это тоже часть природы, который зависит от неё. Поэтому человек должен и обязан охранять её.

— У нас гость.

Слайд

— Это кто? (Марсианин)

— Как вы думаете, что у него в конверте?

Слайд

— Да, это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу нужно охранять. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Слайд

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», для охраны редких и находящейся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, организации научных исследований и слежения за их состоянием, разработки и осуществления особых мер по сохранению и восстановлению этих видов учреждена Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации

Слайд

Ещё древним человеком были истреблены многие крупные виды травоядных и хищников.
Распашка плодородных земель, вырубка зрелых лесов, выпасы домашних животных, одомашнивание животных: лошадей, коров, кошек, собак, а также охота, рыбалка привели к значительному снижению численности местных животных на всей земле, в том числе и в Оренбургской области.

Слайд

Особенно чувствительный урон был нанесён степной фауне. Около 40 видов растений занесены в Красную книгу Оренбургской области.

— Вы – будущее поколение нашей планеты. От того, насколько вы будете образованными, как хорошо будете знать нашу природу и защищать её, зависит будущее нашей планеты.

— Запомните, ребята, растения могут помочь человеку в пополнении жизненных сил, но только

тогда, когда каждый из нас научится бережно обращаться с растениями и друг с другом. Великий врач, учёный Гиппократ сказал «Врач лечит – природа исцеляет».

Осталось вспомнить правила друзей природы.

Объясните смысл каждого рисунка.

Слайд Находясь в природе, нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Слайд Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

Слайд Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.

Слайд В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Слайд Будем стеречь скворечники!
Нельзя разорять гнёзда!

— Подведём итог.

Слайд Этот кластер поможет подвести итог. В чём же заключается охрана растений.

Слайд

Экокалендарь — это не страшный зверь, как может показаться. Это обычный календарь, только вместо 8 марта и Нового года мы предлагаются Вашему вниманию экологические даты. Здесь можно узнать о времени проведения акций, праздниках и памятных датах, связанных с охраной окружающей среды, защитой наших экологических и социальных прав.

Подведение итогов.

— Весь товар продан. Звучит гонг. Я благодарю всех участников аукциона за отличные знания, за чёткую и быструю работу. Ребята, которые заработали жетоны, получают за урок оценку «отлично».

Слайд В завершении хочу прочитать слова П. Гвездослава, которые, уверена, навсегда останутся в вашей памяти.

Я сорвал цветок – 
и он увял.
Я поймал мотылька – 
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.

— Берегите природу! Охраняя её, мы охраняем Родину.

Рефлексия.

— Узнал много нового, интересного, если вам понравился урок – поднимите зелёный листочек.

— Ничего не узнал нового. Зря потратил время, и не понравилось на уроке – жёлтый листочек.

Спасибо за урок!

Слайд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here