Урок окружающий мир 2 класс

Тема: Зимние праздники

Учитель: Пухова Марина Сергеевна.

Цель: познакомить с зимними праздниками в России и других странах- Рождество, Новый год. Познакомить со связанными с ними традициями.

Задачи:

различать общее и особенное в зимних праздниках у людей разных религиозных конфессий.

Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям

Познакомить с играми и обрядами разных народов

Технологии:

Культурно – воспитывающие

Здоровьезберегающие

Игровые

Работа в сотрудничестве ( малой группе)

Информационные.

Оборудование: Проигрыватель ,новогодняя елка, подносы с угощениями, карточки – пазлы, проектор, компьютер.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Дети входят в класс и рассаживаются по группам, согласно цвету карточки – пазла.

Чтобы назвать ключевые слова урока мы должны составить слова из пазлов. ( получили: рождество, здоровье, новый год) игровые технологии

2 Актуализация знаний.

Как вы думаете почему мы объединили эти понятия на одном уроке ( ответы детей)Мы вернемся к этому вопросу в конце, а пока нас ждет очень необычный урок, как и должно быть в эти декабрьские дни.

Слайд 2 — 3 информационные технологии

Слово учителя: Новый год праздновался не всегда в ночь на 1 января. До 15 века на Руси новый год наступал 1 марта, с 15 века – 1марта и лишь с 1700 года по указу Петра 1 Новый год празднуется 1 января.

Слайд 4

Вечер накануне первого января назывался Васильевым вечером или вечером Ввасилия Шедрого – по имени архиепископа Кесарийского. Имел этот праздник название Щедрухи.Как вы думаете почему его так называли и как нужно было его отмечать?

В Васильев вечер совершались обрядовые действия, которые должны были способствовать щедрому урожаю, богатому приплоду скота. Хозяева обсевали избу хмелем или овсом – символами изобилия. Также в деревне обходили дома с песнями – величанием хозяев.

За хорошее величание( шутки, прибаутки, частушки) хозяйки одаривали гостей пряниками, булочками, кренделями. Причем они были сделаны в виде фигурок животных. Плохо одарить – значило беду на дом навлечь.

Мы с вами представим себе, что оказались в ночь на 1 января в старинной русской деревней.

Слайд 5 игровые и культурно – воспитывающие технологии

Одна группа у нас будет гости, а остальные хозяева. Гости заходят в дом и пропевают такие слова:

Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю.

На новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С новым годом!

С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

«Гости» водят хоровод, а «хозяева « вручают им блюда с угощением.

Следом за Новым годом к нам приходит рождество.

Слайд 6

Это праздник у людей разного вероисповедания празднуется разное время. Сегодня будут отмечать католики и лютеране.

Слайд 7

Эти религии распространены в Европе. Вечером по всей Европе пройдут торжественные богослужения, а в домах соберутся вокруг рождественской ели семьи и будут петь Рожественские гимны, дарить подарки. В этот вечер и большие и маленькие очень ждут чудес.

Мы сейчас закроем глаза и подождем, может и к нам зайдет праздник. ( зажигаем гирлянду на елке, исполняется популярная рождественская песенка) На доске появляется рождественский чулок со сладостями. Культурно – воспитывающие технологии

Мусульмане отмечают рождество в апреле. Для мусульман этот праздник не является таким важным как для христиан. У мусульман более важным считаются Ураза байрам,Навруз ( новый год.)

Какую бы религию не исповедовали люди новый год и рождество это домашние праздники. Их принято встречать вместе со своими близкими, дарить им подарки петь песни, играть в игры.

Слайд 8

Мы с вами поиграем в старинную Азербайджанскую игру «От барабана или от дудки» игровые технологии

Описание. Играющие делятся на две группы. В каждой из них выбирается вожак. Группы становятся шеренгами напротив друг друга.

Вожак первой группы подходит ко второй и начинает какой-либо разговор, заканчивая его вопросом: «От барабана или от дудки?» Если вожак второй группы ответит: «От дудки!» — то первая группа, образовав цепь и подражая звуку дудки «з… у …мм», проходит под вытянутой его рукой, а он может изменять направление руки и, следовательно, направление их движения. Если же вожак второй группы ответит: «От барабана!» — то первая группа проходит под его рукой, подражая звуку барабана. Пройдя под рукой, все находящиеся в строю несколько раз приседают.

Затем вторая группа задает вопрос первой группе, и в зависимости от ответа вторая группа подражает звуку либо дудки, либо барабана, проходя под рукой вожака первой группы.

Правило. Пока под рукой не пройдет вся группа вожака, нельзя менять направление руки.

Чтобы хватило сил на все праздники нам понадобиться крепкое…здоровье.

Что нужно делать для укрепления здоровья? Гуляйте с друзьями и играйте в игры, которые мы разучили. Вот еще одна. Называется « Карлики и великаны» игровые технологии

  1. Дети стоят вокруг ведущего, который рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны.

  2. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» он произносит тоненьким голосом — вот такие они крохотные.
    А когда говорит «Великаны!», голос его грубеет, ведущий встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх — такие они громадные.

  3. Детям эта игра ведущего очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост — «великаны» и садятся на четвереньки — «карлики».

  4. Когда ребята научились правильно выполнять команды, ведущий предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный.

  5. Ведущий: Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, — выбывает из игры.
    Сначала ведущий дает правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» заменяет на похожие.

  6. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

Что же желают друг другу люди в рождество и новый год. Самое главное богатство – здоровье.

В конце урока я хочу рассказать вам причу.

Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: «Кто вы?»
— Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать.
— Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: «Давайте впустим Здоровье». Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство. Пока они спорили, странники исчезли.

Возьмёмся за руки, сделаем большой хоровод, закроем глаза, вспомним что- нибудь хорошее и пожелаем своим друзьям, родным, близким, чтобы в их дом в новом году пришли и остались все три странника.

С наступающим вас Новым годом и Рождеством. Хороших вам каникул. Спасибо,

Слайд 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here