Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоарбатскаясредняя общеобразовательная школа»
Таштыпского района Республики хакасия
Конспект урока русскому языку
в 3 классе
Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных? (С использованием регионального компонента).
подготовила
учитель начальных классов
Шпак Валентина Георгиевна
П.Малые Арбаты 2011
Тема: Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных? (С использованием регионального компонента).
Цели: Обобщение и углубление знаний учащихся об именах существительных.
Задачи:
— совершенствовать умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи,
— расширить представления учащихся об эмоционально-выразительной роли существительных в речь,
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— совершенствовать развивать связной речь учащихся, навыки правописания;
— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение;
— формировать интерес к изучению русского языка, умение работать в группе, навыки самоконтроля;
— воспитывать чувство гордости, любви, уважения к своей Родине, государству;
— воспитывать любовь и уважительное отношение к природе, и ее обитателям, в данном случае, к птицам.
Оборудование: карточки со словами, опорная схема,
Ход урока:
-
Орг. момент.
Веселый прозвенел звонок,
Начинается урок!
II.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Вот снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!». Я тоже рада встрече с вами.
Сегодня 19 декабря. По народному календарю 19 декабря — Никола Чудотворец.
День Николы Чудотворца в народе называют Микола зимний, холодный.
С Николина дня начинались первые серьезные морозы — Никольские. Если Николин день холодный — к урожаю. Хакасы называют этот месяц «кiчi гай» — месяц коротких дней. Декабрь – первый зимний месяц.
А у нас в классе по – прежнему идет снег, и снежинки рассыпались по нашей доске. На каждой снежинке для нас задание, которое мы будем выполнять на уроке.
III.Проверка домашнего задания.
Дописать предложение ( у каждого карточка с заданием):
-
Имя существительное….речи
-
Имена существительные обозначают…..
-
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос…
Это …..
-
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос… Это….
Проверка.
IV.Чистописание. Слайд 10.
Посмотрите, какую букву мы будем повторять?
Вспомните, как пишется эта буква.
Запишите. Молодцы!
Прочитайте слова: Отец, отцовский, отчество, Отечество.
Что обозначают эти слова?
Отец – папа.
Отцовский – вещь, принадлежащая отцу.
Отчество – имя от отца.
Отечество – родная страна, страна, где родился человек.
Какой частью речи являются все записанные слова? (и. сущ.) Запишите их.
VI. Определение темы урока. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об имени существительном. А помогут нам в этом знания о нашей республике Хакасия.
В конце урока учителя, присутствующие на уроке определят лучшего знатока русского языка нашего класса.
VII. Повторение ранее изученного.
Повторяем прошедшую тему.
Дифференцированная работа по карточкам (по — одному от группы у доски):
1 группа: вставить пропущенные буквы, написать проверочное слово:
д…ма —
с…ды —
г…ра —
к…за –
2 группа: вставить пропущенные буквы, написать проверочное слово, разобрать по составу:
д…ма —
с…ды —
г…ра —
к…за –
3 группа: вставить пропущенные буквы, написать проверочное слово, разобрать по составу, подписать над словами вопрос.
д…ма —
с…ды —
г…ра —
к…за –
Проверка.
VIII.Словарная работа.
Разгадывание кроссворда:
1. Вниз головой по осине
бежит короткохвостая птица.
Клювом как дятел долбит,
а по окраске синица! … (Поползень)
2. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
4. Известно с давних нам времен,
Что эта птица — почтальон. (Голубь)
5. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
IX. Физминутка.
X. Работы со словами кроссворда.
Слова какой части речи записаны в кроссворде? (Имена существительные).
На какой вопрос отвечают данные имена сущ.? (Кто?) Почему?
Эти птицы живут в нашей местности? О чем просят нас птицы? Какая им требуется помощь?
Пришла зима — спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, сороки, поползни, снегири, свиристели, синицы, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
XI. Рифмованная пятиминутка.
Работа с деформированным текстом.
Учитель: Опять подул ветер и перепутал строчки стихотворения, вам надо составить стихотворение так, чтобы оно звучало складно. (Групповая работа).
Тук-тук-тук.
И пойдет веселый стук –
Кликнет он свою подружку,
Ты приладь ему кормушку,
Заслужил их воробей.
Хлебных крошек не жалей,
Проверка:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук.
Молодцы, ребята! Мы с вами птиц уже подкармливаем, значит, весной обязательно они споют нам свои замечательные песенки.
В этом стихотворении есть имена сущ.? Назовите.
XI. Работа по учебнику. с. Упр.№226. Выполняется согласно задания.
XII. Работа с отрывком стихотворения А.Кыштымова.
Зима — прекрасное время года, очень красивое, загадочное волшебное. Как красива наша хакасская зима! Многие люди искусства поэты, художники, фотографы восхищались красотой природы в это время года, и под этим впечатлением сочиняли стихи, писали картины.
Вот как о нашей зиме написал хакасский поэт Анатолий Кыштымов в своем стихотворении “Красота какая!”.
Мы прочитаем только отрывок:
Красота какая! Тополя,
Все заснеженные, вверх уходят.
Снегом говорит с тобой земля,
Белые снежинки хороводят.
Всего несколько строк, а описана вся зима!
В чем заключается красота?
Чем говорит с нами зима? А как?
Как понять выражение «снежинки хороводят»?
Можно сказать, что описана наша хакасская зима?
Прочитайте все имена существительные, которые встретились вам в этом отрывке.
На какой вопрос отвечают?
Какую роль играют здесь имена существительные? (Художественную, поэтическую, передают состояние души. С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, без них нельзя составлять тексты).
XIII. Обобщение знаний.
Имена сущ. обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? или что?, бывают одушевленные и неодушевленные.
Существительные дают названия всем предметам.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, без них нельзя составлять тексты. Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску.
XIV. Итог урока.
Вывод: Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет свое имя и все эти имена – существительные».
Ребята, скажите, всё ли мы знаем об имени существительном?
Об остальном мы будем говорить на следующих уроках.
XV. Выставление оценок. Выбор знатока русского языка.
XVI. Рефлексия.
Сегодня на уроке: узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Литература
-
М.В.Соловейчик. Я иду на урок в начальную школу. М.- «Первое сентября», 2000.
-
Волина 1994 – Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей
и милых детей / Авт.-сост. В. В. Волина. 2-е изд., испр. М., 1994.
3. З.И.Романовская Живое слово.Издательство «Феникс», 1997.
4. Кыштымов А.П. Я не прощаюсь… Сборник стихов. – Абакан: Хакасское
кн. изд-во. 1993.