Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: Зона арктических пустынь.

Цель урока:

Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с климатическими условиями арктической зоны, получат представление об особенностях животного и растительного мира Арктики, научатся заполнять инструкционные карты, строить своё поведение в природе и оценивать последствия деятельности людей, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Оборудование:

Карта природных зон России, презентация

Словарная работа: ледокол, северное сияние, всполохи, карликовая, полярники, исследователи.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о её необъятных просторах, о её особенностях и неповторимости.

2.Самоопределение к деятельности

(слайд 1)

-Послушайте отрывок из стихотворения И.Никитина «Русь»

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Гляну к северу-

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь море синее,

И горами лёд

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную

Ребята, о какой части нашей страны говорится в этих строках?

(о северной)

Мы отправляемся с вами в путешествие на север. Это удивительный край.

3. Работа по теме урока.

— Издавна эту область Земли называют Арктикой от греческого слова агкбкоз- северный. Так древние греки называли созвездие Большой медведицы. Посмотрите, пожалуйста, на карту, здесь расположена арктическая зона. Она занимает территорию Северного Ледовитого океана, острова и северные моря. А теперь в своём учебнике на с….. найдите арктическую зону.

-Каким цветом она обозначена?

-В каком поясе Земли она находится? ( в полярном поясе)

Перед вами лежит инструкционная карта, которую вам предстоит заполнить на уроке. (Работа в паре)

Арктика-царство льда и снега.

Географическое

положение.

океан

моря, острова

Освещённость.

день,

ночь,

Растительный

мир.

Лишайники, ,

берёза

мак,

Животный мир.

Рыбы, , гагарки,…

белый медведь,

морж, ,

Деятельность

человека.

Научные

рыбный промысел,

….,Северный морской ,

Заполните графу географическое положение.

-Давайте понаблюдаем, как солнышко освещает и нагревает арктическую зону? (слайд 2)

( Зона Арктики расположена далеко от экватора, поэтому солнечные лучи скользят по поверхности Земли, давая ей мало тепла.)

-Посмотрите на схему: (слайд 3)

Солнечное тепло

Климатические условия(погода)

Растения Животные Деятельность людей

-Если солнечного тепла мало, то какой будет климат в этой зоне?
(холодный, суровый)

-Да, ребята, Арктика- это мир ледников, морозов, метелей, гуляющих по безмолвным снежным просторам. Поэтому её называют пустынью.
Почему?

-Зимой температура понижается до — 60, а коротким летом повышается всего лишь до 0 градусов.

— Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается- темнота! Светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния, когда небо освещается всполохами. (слайд 4.)

-Заполните графу освещённость.

4.Физкультминутка. (звучит музыка )

-Ребята, представьте себе, что вы попали в метель. Вам холодно. Покажите, как будете спасаться от холода, (тереть ладони, прыгать, разминать пальцы ног)

5. Продолжение работы по теме урока.

— Мы с вами выяснили, что здесь короткое лето, мало солнечных дней, почва почти не образуется, а есть ли здесь жизнь, существуют ли здесь растения? А как они будут выглядеть? (низкорослые, с тоненькими стебельками)

(слайд 5-6.)

-Да, ребята, растительность здесь скудная. Это, в основном, мхи, лишайники, Летом можно встретить карликовую берёзу, полярную иву, полярные маки.

А ещё в белой пустыни можно увидеть чудо- зелёную льдину . Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить в снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. О каких же растениях вы узнали?

Запишите их в карту.

-Вернёмся к схеме. От климатических условий зависят и особенности животного мира. (слайд 7-8.)

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки, тупики. Их шумные скопления называются птичьим базаром. Здесь, прямо на скалах птицы выводят птенцов. Почему именно эти птицы здесь обитают? (приспособились к выведению птенцов на скалах, питаются рыбой, рачками)

— Каких ещё животных вы увидели на страницах учебника? (моржи, белые медведи, песец, нерпа)

А ещё в Арктике есть тюлени. (слайд 9-10)

Как эти животные приспособились к суровым условиям обитания? (у них под кожей находится толстый слой жира, у тюленя обтекаемая форма тела, ласты; у белого медведя длинная густая шерсть, белый цвет меха, моржи имеют острые клыки )

Запишите в карту названия животных.

-Составьте в рабочей тетради цепь питания, (самостоятельная работа.)

Водоросли —► рачки —► рыбы —► птицы

Рыбы—►тюлени—►белые медведи

Водоросли—► рачки—►рыбы—►тюлени

Водоросли —►рачки—►рыбы—►белые медведи

(Фронтальная проверка)

Чем же в таких суровых условиях занимаются люди в Арктике, вы расскажите сами. Делимся на 2 группы.

О деятельности человека подготовит рассказ 1 группа,(учебник на с….)

Об экологических проблемах, возникших из-за освоения Арктики человеком расскажет 2 группа, (с….)

(Слайд 11.)

  1. я группа- Людей привлекает рыбный промысел, охота. Проложен северный морской путь. Созданы научные станции. Здесь трудятся полярники.

(слайд 12)

-Именно здесь, в Северном Ледовитом океане, прокладывают морские пути мощные ледоколы. Только этим кораблям подвластен суровый океан. За ледоколом следует караван судов, везущих грузы для населения прибрежных зон.

(слайд 13-14)

— Издавна многих людей интересовала Арктика. В северный путь отправлялись экспедиции, во время которых осваивали новую землю, изучали побережье, суровый климат, составляли карты, прокладывали морской путь. Это были люди сильные духом, люди, которые думали о будущем своей страны. Вот лишь некоторые имена русских исследователей:

Семён Иванович Дежнёв, его именем назван мыс и остров (показ по карте)

Харитон и Дмитрий Лаптевы, их именем названо море-море Лаптевых.

Семён Иванович Челюскин, его именем назван мыс

Александр Васильевич Колчак, главнокомандующий адмирал России.

Фердинант Петрович Врангель……………

С этими людьми вы познакомитесь поближе в старших классах. До сих пор в Арктику отправляются экспедиции.

(слайд 15)

2-я группа- неумеренная охота на животных привела к тому, что белый медведь и морж занесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Море загрязняется мусором и вредными веществами.

-Для того, чтобы сохранить животный и растительный мир был создан заповедник «Остров Врангеля». (слайд 16)

Этот заповедник расположен на острове Врангеля. Он был организован в 1976 году. На остров прилетает огромное количество птиц для гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу- розовую чайку. Белые медведи выводят здесь потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики- овцебык. . Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Его завезли из Америки. Остров Врангеля- единственное место, где гнездятся белые гуси.

— Льды Арктики потихоньку тают, площадь вечной мерзлоты сокращается. Животным приходится приспосабливаться к новым условиям обитания, многие гибнут. (Слайд 17)

Что должны делать люди, чтобы избежать ? (запретить охоту, ограничить рыбную ловлю, создавать заповедники, пускать суда-губки, собирающие нефть.)

Мы не должны быть в стороне, нужно бить тревогу, чтобы сохранить удивительную Арктику для своих потомков.

6. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Что нового вы для себя узнали? Тот, кто хочет расширить свой кругозор, можете найти сведения в книге, представленной на выставке, или на карточках.

7. Итог урока

-Ребята, давайте вернёмся к нашей схеме. Какой вывод можно сделать? ( от того как солнце нагревает и освещает землю, зависят климатические условия, от которых, в свою очередь, зависят особенности растительного и животного мира)

— Эта схема нам поможет в работе и на следующих уроках.

А сейчас, используя свои инструкционные карты, расскажите, где расположена Арктика?

  • Какая освещённость в Арктике?

  • Какой растительный и животный мир?

  • Чем занимаются люди в таких суровых условиях?

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об Арктике по таблице.

Подготовить доклад об одном из животных или растений Арктики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here