Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: В пустыне вовсе не пусто.
Цели: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
Метапредметные:
Регулятивные: организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Познавательные: показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.
Коммуникативные: организовать работу в группах.
Предметные: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков, карта «Природные зоны России», презентация «Пустыня», задания для работы в группах, датчик температуры, емкости с песком, интерактивный тест «Степь», дидактич. материал
ЦЕЛЬ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Оргмомент Актуализация знаний обучающихся |
Вспомнить ранее изученный материал о зоне степи | «Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы»
-Какой раздел в мире природы мы изучаем? — Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.
|
— Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа России».
Выполнение интерактивного теста о степи
Показ на карте |
Создать проблемную ситуацию,определить тему урока, поставить цель,наметить план учебных действий.
Определить зависимость климатических условий от тепла и влаги.
Узнать особенности растительного и животного мира
Выяснить особенности труда и быта людей.
| В какой природной зоне побываем сегодня? Вот желтая страница -пустынная страна. Песок по ней кружится, несется как волна. Неведомо откуда, неведомо куда. Бредут по ней верблюды, степные поезда. Идут они в кочевье под музыку звонков. Лежачие деревья растут среди песков. Безлиственные сучья к сухой земле пригнул Живучий и колючий кустарник саксаул. А ветер носит тучи горячего песка. Идет песок летучий на приступ как войска.
По каким признакам определили природную зону? Вспомните, в какой последовательности знакомимся с каждой природной зоной. Составьте план. Может быть, еще какие – то вопросы добавите о пустыне? Определите для себя учебную цель: Что хочу узнать, чему научиться… Пустыня – как думаете, от какого слова произошло название этой природной зоны? (пусто) Обратимся к словарю – определение Так ли пусто в пустыне? Следуем нашему плану… Показ на карте
Слайд 1 Слайд2 Виды пустынь – песчаные, глинистые, каменистые Барханы – валы из песка Такыр – растрескавшийся глинистый участок Слайд3 Рассказ о погодных условиях Бурнус – плащ с капюшоном Слайд 4 Мираж – игра световых лучей, обманчивый призрак, видение Слайд5 Оазис- островок растительности в пустыне около естеств водоема Новые слова: барханы, такыр, оазис, мираж, бурнус – на доску Человек, побывавший в пустыне начинает особенно ценить воду. Пункт плана Растительный мир Гербарий Слайд6 Верблюжья колючка с корнями до 20м. Что вас удивляет? Зачем такие корни? О чем говорит название? Следующие растения: колосняк, джузгун, саксаул. Как приспособились? Слайд7 Ребята, я предлагаю нам побыть немного в роли ученых – исследователей. Представьте себе палящее солнце пустыни… Где сильнее нагревается поверхность: где голый песок или где он покрыт растениями? Ваши предположения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся датчиком температуры, емкостями с песком, которые будем искусственно нагревать лампой вместо солнца, включаем ее так, чтобы одинаково нагревалась поверхность в обоих горшочках. Мы продолжаем урок, но через некоторое время проведем измерения. Ну, что, ребятки, жарко в пустыне? Предлагаю перенестись в другую пустыню, чтобы охладиться — в снежную Арктическую и повторять за пингвинами веселые движения Обратимся к плану урока. У нас остались важные вопросы. Предлагаю работу в группах: одна группа исследует материал о животных пустыни и заполняет предложенную таблицу, а другая группа исследует материал о занятиях человека в пустыне и тоже заполняет соответствующую таблицу. Как работаете? Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего, который представляет рассказ по таблице. Нужна помощь – сигналите!!! Рассказ о животных Слайд8 Как приспособились животные к данной зоне? Слайд9 Выберите и расселите животных пустыни на карте. Составьте цепи питания (на доске) Расскажите о занятиях человека и о возникших в связи с этим экологических проблемах Слайд 10-11 Создан заповедник «Черные земли» Обратимся к нашему эксперименту. Подключаем датчик температуры к компьютеру, открываем программу измерения температуры, рассматриваем график. Вместе с помощником берем емкость с песком, защищенную растительностью, вставляем датчик, следим за измерениями температуры. Останавливаем, сохраняем. Берем емкость с голым песком. Что наблюдаем? ПОЧЕМУ так происходит?
Если не можете ответить сейчас, предлагаю отыскать ответ дома в информационных источниках до следующего урока Итак, вопросы плана закончены, подводим итог. Достигли ли вы поставленной цели? Что узнали, чему научились? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? На партах есть помогалочки – начало вывода 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… Кто хотел бы получить индивидуальное задание вместе с животным пустыни – магнитиком на память?(рассказы о скарабее, мираже, оазисах, верблюде, заповеднике «Черные земли» Стр122-130, раб. тетрадь
|
Пустыня
Составляют план на доске по порядку
Формулируют цель
Пусто
Длинные корни. Чтобы достать воду. Верблюжья – пища верблюдов, колючка – вместо листьев колючки
Варианты ответов
Помогают в подготовке к исследованию
Выполняют физминутку.
Работа в группах
Работа
Сначала группа знакомится с материалом учебника – читаем, потом совместно заполняем таблицу: один пишет – все помогают, готовим выступающего
Представление таблиц от групп. Рассказ о животных
Расселяют животных пустыни
Рассказ о занятиях людей и экологических проблемах.
Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры
Помогают при измерении, наблюдают за показаниями температуры Голый песок нагрелся сильнее Варианты ответов
Подводят итог
Выбор задания | |
|
.
|
|
. |
. |
|
|
|
| . |
|
|