ГОБОУ детский дом-школа №1

Специальная коррекционная школа- интернат VIII вида

Новгородская область

Конспект урока по живому миру
в 4 классе

«Разнообразие животного мира»

подготовила

учитель начальных классов

Орешкина Наталья Геннадьевна

г. Боровичи

2013-12-03

Тема: Разнообразие животного мира.

Цель:

1.Показать разнообразие животного мира. Познакомить учащихся с новой клас-сификацией животных и их признаками.

2.Развивать логическое мышление, умение обобщать, делать выводы и классифицировать.

3.Воспитывать любовь к животным и природе. Расширять кругозор учащихся, развивать умение работать в группах.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

2.Психологический настрой.

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать,

Признаки предметов любых выделять,

Их общие и различные свойства отмечать.

3. -Как вы думаете, какие слова вам помогут сегодня на уроке?

  • Вспомнить

  • Узнать

  • Установить

  • Распределить

  • Найти

  • Доказать

  • Сгруппировать

  • Выяснить

  • Объяснить

  • Уточнить

  • Исследовать

4. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно, мы будем говорить о животных.

-Животный мир нашей планеты очень разнообразен.

Каких животных вы знаете?

-Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп. Сегодня на уроке мы будем находить, и доказывать главные признаки каждой группы.

-Какие отличительные признаки насекомых вы знаете?

-Паук – это не насекомое (доказать).

-Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите , что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше , чем весит сама.

-Насекомые, самая большая группа животных. Признаки насекомых – наличие пары усиков, трех пар ног и трех отделов тела: головы, груди и брюшка.

А почему мы их так называем? Если рассмотреть бабочку, то мы можем увидеть, что у неё есть на брюшке – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название « насекомые»- от слова « насекать». На голове у бабочки глаза, усики и ротовые органы. К груди прикрепляются крылья, две пары или одна. Некоторые насекомые крыльев не имеют. А теперь самое главное у насекомых только шесть ног.

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза , возьмите линейку и отмерьте 75см. Таким у стрекозы был размах крыльев.

-Посмотрите, какие бывают необычные насекомые.

(Стебельчатоглазая муха)

(Богомол-скрипка)

(Краевик (клоп))

(Долгоносик)

(Двуцветный кузнечик)

(Медведка)

(Жук-черепашка)

(Долгоносик-жира )

-Следующая группа – это рыбы.

Что вы знаете о рыбах? Какие отличительные признаки есть у этой группы?

— Каких рыб вы знаете?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб яркая расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того , у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Все тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает словно броня, чешуя!

-В солёной воде живут морские рыбы.

-В пресной воде живут речные и озёрные рыбы.

-Декоративные рыбки живут в аквариумах.

-Рыбы бывают необычной формы и расцветки. За своё сходство их так и называют.

(Рыба-тигр)

(Рыба-игла)

(Рыба-лягушка)

(Саблезуб)

(Рыба-камень)

(Рыба-луна)

(Летучая рыба)

-Следующая группа животных — это земноводные.

-Попробуйте объяснить, почему эту группу так назвали?

Кожа земноводных мягкая и слизистая, поэтому нуждается в частом увлажнении. Из-за чего земноводные большую часть времени проводят в воде, дышат легкими и частично могут поглощать кислород, растворенный в воде. Земноводные мечут икру и из неё появляются детёныши, имеющие сходство с рыбами.

-Назовите представителей этой группы.

(Лягушка)

(Жаба)

(Тритон)

(Саламандра)

-Следующая группа животных – это пресмыкающиеся или рептилии.

-Назовите отличительные признаки этой группы.

Пресмыкающиеся ползают на брюхе или передвигаются на коротких лапах. Они размножаются на суше яйцами. Кожа рептилий покрыта роговыми чешуйками или щитками.

-Назовите представителей этой группы.

(Черепаха)

(Крокодил)

(Змея)

(Варан)

(Ящерица)

-Следующая группа животных – это птицы.

-Назовите отличительные признаки птиц.

-Тело птиц покрыто перьями. У них есть крылья, клюв. Птицы откладывают яйца. Некоторые птицы не летают.

-Что знаете о птицах? (перелётные , зимующие, оседлые, водоплавающие, насекомоядные)

-Птиц на земле довольно много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные. как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облако , а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу другие – только в степи, третьи на берегу моря, за четвертыми ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других птиц , а есть такие, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

— А кто из вас знает , какая птица самая большая в мире?( Страус)- это птица не летающая.

-Посмотрите на разновидности птиц.

-Следующая группа животных – млекопитающие.

-Млекопитающие это животные , которые вскармливают потомство молоком , заботятся о нём, обитают повсюду.

— Назовите млекопитающих животных?

-Наука о животных называется – Зоология.

5. Закрепление материала.

Заполнить таблицу.

Группы животных

Признаки животных

1.

Звери

2.

Птицы

3.

Насекомые

4.

Рыбы

5.

Земноводные

6.

Пресмыкающиеся

7.

Млекопитающие

Сказка. « Как избежать зла»

В давние времена жил в лесу человек. Звери и птицы не боялись его и разговаривали с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитающие в лесу, и повели между собой разговор. Отчего на свете бывает зло?- спрашивали они друг друга.

Ворона сказала:

-Зло бывает от голода. Когда проголодаешься, совершаешь зло, не читаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла.

Голубь сказал:

-Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит её куда – нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать, её рискуешь погибнуть. Всё зло от любви.

Прошипела змея:

— А по- моему, зло бывает от раздражительности. Если мы жили дружно, всё было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься так и хочется кого- нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.

— Нет, — сказал олень, — зло на свете – от страха. Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.

Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.

— Вы все по- своему правы, — сказал человек. Но дело не в голоде, любви, раздражительности и трусости. Все живущие на планете. Должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.

Итог урока . Рефлексия.

1.Какую важную работу мы выполняли на уроке?

2.Узнали ли вы сегодня что- то новое, что вас удивило?

-Спасибо Вам за урок.

Физминутка . (проводится на усмотрение учителя по мере состояния учащихся)

1.Нахмуртись как зимняя тучка.

2.Улыбнитесь друг другу.

3.Пройдитесь грациозно, как котёнок.

4.Засияйте, как солнышко.

5.Потопайте ножками, как медвежонок.

6.Потянитесь, как тигрёнок.

7.Покажите, как летают бабочки.

8.Покажите, как колышется стебелёк цветка на ветру.

Список литературы.

1. Журнал «Древо познания» №92 2004г.;№94 2004г.

2.А.А.Плешаков Экология для младших школьников. Москва: «Просвещение», 1995г.

 3.Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.

4.И.В. Цветкова Экология для начальной школы. Ярославль: «Академия развития», 1997г.

5.Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». Москва: «Вако»,2003г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http:www.ecology.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here