Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: Система кровообращения
подготовила учитель начальных классов
Чумакова Наталья Евгеньевна
Рузаевка, 2014
УМК «Школа 2100»
Учебный предмет: окружающий мир
Класс 4 «з»
Тема урока: Система кровообращения
Тип урока: урок – исследование.
Целевые установки на достижение результатов:
-Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Предметных:
По 1-й линии развития :
-
формировать у обучающихся новые понятия о строении и функциях кровеносной системы, о функциях сердца и сосудов, и их роли в организме;
-
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
По второй линии развития:
-
оценивать, что полезно для здоровья, а что – вредно;
-
воспитывать положительное отношение к ЗОЖ;
-
воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.
— Метапредметных:
-
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
-
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).
-
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: учебник « Человек и природа» 4 класс А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, рабочая тетрадь, ПК, проектор, звук.колонки, интерактивная доска, презентация
«Система кровообращения», тонометр, карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока
-
Организационный момент
«Эмоциональная минутка»
«Пожелание удачи»
Ребята развернувшись лицом к своему соседу по парте проговаривают вместе с учителем четверостишие и высказывают свои пожелания на урок друг другу и учителю.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы искать,
Новые знания добывать.
Пожелаем всем удачи
В решении поставленной задачи.
Чтобы вы хотели пожелать сегодня на урок своему соседу по парте.
(Высказывают пожелания)
II. Актуализация знаний и проблемная ситуация.
-Как вы понимаете пословицу: «Здоровье не купишь — его разум дарит»
(ответы детей)
-Чтобы быть здоровыми нужно хорошо знати свой организм.
-Вспомним, из чего состоит организм человека? (из системы органов).
Кроссворд
По горизонтали:
1.Что служит опорой телу человека.
2.Где вырабатывается желчь.
3.Как называется дыхательное горло.
4. Какой орган пищеварительной системы выделяет желудочный сок.
5.Что в организме человека способно сокращаться и приводить тело в движение.
6.Как называется мускульная трубка, через которую пища поступает в желудок.
к | е | л | е | т |
| ||||||||
2.п | е | ч | е | н
| ь |
| |||||||
3. г | о | р | т | а | н | ь |
| ||||||
4ж | е | л | у | д | о | к | |||||||
5м | ы | ш | ц | ы |
| ||||||||
6п | и | щ | е | в | о | д
|
— К каким системам организма относятся эти органы? ( Ответы детей)
— К какой системе мы отнесём ключевое слово «сердце»? (Не знаем, ещё не изучали)
III. Постановка проблемного вопроса
—Что же нам с вами предстоит выяснить сегодня на уроке?
— Что такое сердце, к какой системе нашего организма оно относится, и какую функцию оно выполняет.
IV. Повторение изученного.
— Давайте вспомним, какие вещества кровь несет в клетки тела, а какие – выносит из клеток?
Углекислый газ Кислород
Питательные вещ.
Вредные отходы
( Кровь несет в клетки кислород и питательные вещества, а выносит — углекислый газ и вредные отходы)
—А что приводит кровь в движение? ( Это сердце.)
— По каким сосудам движется кровь?
-Чтобы ответить на эти вопросы, и вопросы поставленные в начала урока ,давайте поработаем в группах.
V. Знакомство с новым материалом
Задание для 1 группы:
Что такое сердце. Строение сердца. Как оно работает?
Сердце – это центральный насос нашего организма. Каждую минуту сердце перекачивает примерно 5 литров крови. Сердце разделено перегородкой на левую и правую половины. В правой половинке находятся правое предсердие и правый желудочек, в левой — левое предсердие, левый желудочек. Кровь, богатая кислородом не смешивается с кровью, несущую углекислые газ. При сокращении стенок кровь выталкивается только в одном направлении.
Задание для 2 группы:
Что такое артерия. Какую роль артерии играют в организме. Каким цветом на рисунке изображают артерии?
Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом.
Задание для 3 группы:
Что такое вены? Какую роль вены играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают вены?
Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.
Задание для 4 группы:
Что такое капилляры. Какую роль они выполняют?
Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Диаметр капилляров измеряется несколькими микронами, что сравнимо с диаметром клеток крови человека. Стенки капилляров чрезвычайно тонкие. Через стенки капилляров происходит обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями нашего тела т.е. в капиллярах происходит обмен кислорода на углекислый газ. Скорость течения крови по капиллярам минимальна.
-Кровь, сердце, сосуды, как можно объединить эти понятия? (это одна система — кровеносная)
-Молодцы! Итак, мы с вами узнали, что кровь, сердце, сосуды относятся к кровеносной системе. Кровь в нашем организме движется по артериям, венам и капиллярам. Чтобы кровь достигала самых отдалённых органов и просочилась через тонкие стенки капилляров, сердечные сокращения оказывают на кровь давление. Артериальное давление — это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления:
Верхнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Нижнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца.
VI. Практическая работа
1.Измерение давления
Прибор, который измеряет давление называется тонометр. Они бывают автоматические, полуавтоматы и механические. Мы измерим давление автоматическим тонометром. Сядьте. Положите руку на ровную поверхность. Оденьте прибор. Расслабьтесь. Нажмите кнопку запуска. Прибор сам произведет нагнетание воздуха до нужного уровня и произведет замер. Результаты высветятся на табло. Измерив давление , мы можем сказать как работает наше сердце.
Верхнее артериальное давление мм рт. ст. | Нижнее артериальное давление мм рт. ст. | |
| ||
Оптимальное | 110 | 70 |
Нормальное | Менее 125 | Менее 80 |
Повышенное | 130 | 85 |
Как работает наше сердце мы можем узнать, измерив пульс. ЧАСТОТА ПУЛЬСА соответствует частоте сердечных сокращений. Измерить пульс несложно таким методом. Сядьте. Положите себе одну руку на другую так, как показано на рисунке. Нащупайте пульс. Засеките время на секундной стрелке. Считайте удары. Когда стрелка пройдет полный круг
(1 минута) закончите счет. Получившийся результат будет вашим пульсом. Нормальный пульс у взрослого человека в состоянии покоя 60-70 ударов за минуту. У ребенка 80-90. После физических нагрузок частота пульса у ребенка составляет 90-100, у взрослого- 80-90.
-
Измерение пульса в состоянии покоя (тетрадь с. 13, №4)
-
Измерение пульса после физкультминутки
VII.Физкультминутка (движения под музыку)
«Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой — встанькой словно стали
Десять раз присесть и встать
Чтобы расхотелось спать
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Не робей, не зевай,
Выше плечи поднимай!
Вправо- влево наклонись
И соседу улыбнись.
Измеряем пульс. Частота пульса увеличилась.
Вывод: После физической нагрузки сердце бьётся в ускоренном темпе.
Рассказ учителя
1.Рекомендации по ЗОЖ
-Чтобы сердце и наш организм работали исправно, нужно следить за своим здоровьем. Сердце нужно укреплять путем тренировки. Тренировка сердца — укрепляет сердечные мышцы, улучшает адаптацию сердца к нагрузкам. Тренированное сердце – залог крепкого здоровья и долголетия. Остерегайтесь перегрузки сердца! Контролируйте пульс! Нагрузка должна постепенно нарастать от тренировки к тренировке и всегда соответствовать возможностям сердца, которые просто определить, измеряя пульс в ходе тренировки. Гуляйте в парке или в лес. Ежедневные получасовые прогулки на свежем воздухе укрепляют ваше здоровье.
2.Как движется кровь по организму
-Как мы с вами выяснили, кровь непрерывно движется в теле человека. Такой процесс называется кровообращением. Капля крови, проходя по сосудам нашего организма, описывает « восьмерку». При этом она два раза проходит через сердце, находящее в центре « восьмёрки». Сначала кровь уходит к лёгким, где обменивает углекислый газ на кислород, потом снова возвращается в сердце. Это часть пути называется малым кругом кровообращения. Во второй раз кровь проходит по сосудам большого круга кровообращения к органам, чтобы раздать клеткам кислород и собрать в них углекислый газ. Потом кровь возвращается в сердце, чтобы начать свой путь сначала.
VIII. Закрепление нового материала
-Ребята, посмотрите, как называется тема урока в учебнике? (волшебная восьмерка)
— Вы поняли, почему тема названа именно так? (Круги, по которым движется кровь, образуют воображаемую восьмёрку.)
Работа в тетради — с. 13, №1 (рабата в парах, взаимопроверка)
IX .Итог урока
— С какой системой органов мы познакомились?
— Из каких органов состоит кровеносная система?
— По каким сосудам течет кровь богатая кислородом?
— По каким сосудам течет кровь с углекислым газом?
— Какова главная функция органов кровообращения?
— У вас на столах лежат сердечки. Оцените свои знания, полученные на уроке, и выберите сердечко нужного цвета. Если вам все понятно, и вы можете объяснить этот материал другим- поднимите красное сердечко, если вам что-то осталось непонятно — синее сердечко.
Выставление оценок обучающимся.
X. Домашнее задание.
Материал урока 7- прочитать; ответить на вопросы на с. 37; в тетради с.13, № 3
Список используемой литературы
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Окружающий мир» . 4 класс. Учебник в 2-х частях. Баласс 2013
А.А. Вахрушев. Методические рекомендации для учителя к учебнику .
Баласс 2013
А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс.
Баласс 2013