Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру
ТЕМА: «Пресный водоем и его обитатели»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель первой квалификационной категории:
Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
ЦЕЛЬ:
— формирование образовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
1.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Водоем»;
*показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
* формирование норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде;
*помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
*формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
*определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
*находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
*вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
*развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
*сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
*доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
*признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
*договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
*умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
*создавать устные и письменные высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
*формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
*совершенствовать навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
*развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
*осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Учебник по окружающему миру2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
-
Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №2 ( О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
-
Словари, энциклопедии, хрестоматии;
-
Лист А-4, фломастеры, карандаши, краски;
-
Плакаты с изображением обитателей водоема;
-
Листы самооценки, инструкционные карты;
-
Карточки с буквами, составляющие слово «ВОДА»;
-
Смайлики для подведения итогов в эмоциональном плане.
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Эмоциональное начало урока | Предлагает начать урок энергезирующей разминкой со словами: Звонкий прозвенел звонок Он урок начать помог. Встанем вместе в дружный круг, Каждый в нем надежный друг! Если трудно — мы поможем, Все узнать на свете сможем! | Все берутся за руки, встают в круг и произносят дружно слова. |
|
Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися | Загадывает загадки: 1)Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой Хватает клешней. (Рак) 2) Вильнет хвостом туда-сюда И нет ее, и нет следа. (Рыба) 3)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) — Где живут названные животные? -Где они живут? — Да, эти животные могли бы сказать: В воде мы живем, Без воды пропадем. -Назовите тему урока, и какие задачи мы поставим перед собой на данный урок? | Отгадывают загадки
— В воде или около воды. — В реке ( в воде)
-Рассмотреть подробно природное сообщество «Водоем», разнообразие животных и растений, их взаимосвязь.
| Регулятивные УУД Познавательные УУД
Регулятивные УУД
|
Работа в статичных группах. Постановка проблемы
Планирование деятельности
Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. | Что вас заинтересовало, говоря о пресном водоеме?
Учитель предлагает выбрать любую букву слова «В О Д А» и записать ее у себя на листе.
-Каждая группа будет готовить сообщение об обитателях водоема, и рисовать их представителей.
-Перед началом работы, давайте вспомним правила дружной работы.
-Для выполнения творческого задания не забывайте пользоваться инструкционной картой.
-Теперь обсудим и примем единые критерии оценивания.
Учитель – фасилитатор наблюдает, советует, следит за временем.
Консультирует по вопросам подготовки презентации проекта (по просьбе учащихся) | Кого мы можем встретить на водоеме? Как животные взаимодействуют друг с другом? Чем интересен мир водоема? Как осуществляется взаимосвязь живого и неживого в этом сообществе?… Учащиеся, записавшие одинаковую букву, собираются вместе. Так формируются четыре группы для дальнейшей работы.
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму презентации предполагаемого коллективного продукта.
Называют установленные правила: “ Будем вежливы. “ Помогаем друг другу. “ Не перебиваем, позволяем высказаться до конца. “ Уважаем мнение каждого.
Учащиеся предлагают критерии: -объем сообщения; -использование дополнительных источников; -оформление; -способ изложения представленной информации.
Учащиеся самостоятельно проводят запланированную работу по решению поставленной проблемы. По необходимости консультируются с учителем.
Оформляют проект. Анализируют его (выясняют причины неудач и успехов) |
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
|
Презентация проектов
| Учитель организует презентации участников проекта каждой группы. В качестве эксперта принимает отчет групп. Оценивает полученные умения слушать, общаться друг с другом, высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать вместе для получения общего результата и т. д.
| Учащиеся представляют полученный результат в виде презентации, демонстрируя полученные умения и знания. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
|
Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом, личностном и эмоциональном планах. | Учащиеся заполняют «Лист самооценки» в каждой группе, показывают настроение с помощью условных знаков (смайликов) | Регулятивные УУД Личностные УУД |
Домашнее задание | В тетради №2 с.20-22 |
|
|
Инструкционная карта для 1 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
Роли в группе | Участник проекта: фамилия | |
1 | ЧТЕЦ |
|
2 | АНАЛИТИК |
|
3 | ИЛЛЮСТРАТОР |
|
4 | ХУДОЖНИК |
|
5 | ИССЛЕДОВАТЕЛЬ |
|
6 | ДОКЛАДЧИК |
|
1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели у берегов пресного водоема» по плану:
— растения;
— животные;
— взаимосвязь обитателей.
4.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
5.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 2 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
Роли в группе | Участник проекта: фамилия | |
1 | ЧТЕЦ |
|
2 | АНАЛИТИК |
|
3 | ИЛЛЮСТРАТОР |
|
4 | ХУДОЖНИК |
|
5 | ИССЛЕДОВАТЕЛЬ |
|
6 | ДОКЛАДЧИК |
|
1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели на поверхности пресного водоема»по плану:
— растения;
— животные;
— взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 3 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
Роли в группе | Участник проекта: фамилия | |
1 | ЧТЕЦ |
|
2 | АНАЛИТИК |
|
3 | ИЛЛЮСТРАТОР |
|
4 | ХУДОЖНИК |
|
5 | ИССЛЕДОВАТЕЛЬ |
|
6 | ДОКЛАДЧИК |
|
1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели в толще воды пресного водоема» по плану:
— растения;
— животные;
— взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Инструкционная карта для 4 группы 1.Распределите роли между участниками проекта в группе и запишите в таблицу:
Роли в группе | Участник проекта: фамилия | |
1 | ЧТЕЦ |
|
2 | АНАЛИТИК |
|
3 | ИЛЛЮСТРАТОР |
|
4 | ХУДОЖНИК |
|
5 | ИССЛЕДОВАТЕЛЬ |
|
6 | ДОКЛАДЧИК |
|
1.Прочитайте текст из учебника с. 59-64. Выберите нужный материал.Используйте дополнительную литературу.
2.Подготовьте сообщение на тему «Обитатели на дне пресного водоема» по плану:
— растения;
— животные;
— взаимосвязь обитателей.
3.Придумайте и оформите цветную иллюстрацию к рассказу.
4.Подготовьте презентацию своей работы.
Лист сомооценки участников проекта
Группа _______
Формируемые умения в учебном проекте | Мои результаты | |
1 | Я умею принимать и сохранять учебную задачу |
|
2 | Я умею планировать, контролировать свою деятельность |
|
3 | Я умею оценивать свою деятельность |
|
4 | Я умею работать с информацией (источники информации: ____________ ___________________________________ |
|
5 | Я умею слушать и слышать товарищей |
|
6 | Я умею четко излагать свои мысли |
|
7 | Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения |
|
8 | Я умею работать в паре и группе |
|
9 | Я умею заполнять инструкционный лист |
|
10 | Материал, изучаемый на уроке: | *Я уже знал *Узнал сегодня *Это очень интересно для меня
|
Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале черточкой в зависимости от уровня усвоения формируемых умений, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.
Смайлики для подведения итогов в эмоциональном плане
(Каждый ученик прикрепляет смайлик, показывающий свое настроение, на доску)