Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру
ТЕМА: «Вода — растворитель»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель первой квалификационной категории:
Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
ЦЕЛЬ:
— формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных и т. д.) через реализацию учебного проекта по теме: «Вода — растворитель»
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ МОНОПРОЕКТА:
1.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
*формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
*определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
*находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
*вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
*развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
КоммуникативныеУУД:
*сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
*доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
*признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
*договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
*умение вести поиск, выделять , анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
*создавать устные и письменные высказывания.
2.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
*формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
*проявлять навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
*развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
*осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*положить начало формированию знаний о важнейшей роли воды в жизни человека и всего окружающего;
*воспитывать бережное отношение к воде;
*расширить представление детей о свойствах воды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Учебник по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова,2 ч.);
-
Таблички со словами: роса, дождь, облака, иней, туман;
-
Инструкционные карты;
-
Вещества для проведения опытов: поваренная соль, сахарный песок, речной песок, мел, глина, мед
-
Карточки для блицопроса;
-
Орфографические, толковые словари русского языка;
-
Бейджики с названиями ролей участников проекта;
-
Условные знаки для подведения итогов в личностном плане.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ
-
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Мотивация к учебной деятельности
Читает стихотворение:
-Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг…(природа).
-О чем сегодня будем говорить?
Слушают и отвечают на вопрос.(о природе)
Выполняют задания блицопроса.
2
Подготовительный этап
Актуализация знаний и фиксация затруднений с постановкой цели урока
Постановка проблемы
Деление класса на группы
Планирование деятельности
Показывает карточки со словами: роса, дождь, облака, иней, туман.
-почему их объединили в одну группу?
-О чем же мы сегодня будем говорить?
-Прочитайте напоминание Кости Погодина о свойстве воды.
-Что такое «растворитель» и «растворяться»?
Предлагает выбрать одно из предложенных слов (роса, дождь, облака, туман, иней)
и вспомнить основные правила работы в группах:
*уважай мнение других;
*помогай друг другу;
*не перебивай, будь открытым для взаимодействия
-Давайте обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата, т. е. коллективного продукта
-Каждая группа проведет предлагаемые опыты, результаты запишет в таблицу, сформулирует выводы и подготовит рассказ о воде (как растворителе!)
Отвечают: это предметы неживой природы и все они состоят из воды.
-О воде.
Читают сообщение в учебнике с.85 и формулируют цель урока.
В словарях находят значения слов и фиксируют проблему.
Выбирают и таким образом делятся на 5 групп.
Называют правила работы в группе
Обсуждают и принимают
Распределяют роли в группе, планируют действия своей работы, выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
3
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Самостоятельная работа учащихся в группах. Оформление полученных результатов.
В качестве фасилитатора и эксперта наблюдает за работой детей. Советует по необходимости, следит за соблюдением временных рамок.
Консультирует по вопросам подготовки презентации.
Самостоятельно выполняют запланированные действия. ( По мере необходимости консультируясь с учителем-экспертом)
Оформляют проект, анализируют его коллективно, выясняют причины успехов и неудач.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
4
Презентация проектов
Организует презентацию полученных результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умения общаться , слушать и слышать, обосновывать свое мнение, умение работать в группе на получение общего результата и т. д.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
5
Подведение итогов проекта
Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроения»
Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью прикрепления листочков на «Дерево настроения»
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 1
Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании |
Результаты опыта | |||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ |
|
|
|
|
|
2 | ИЗВЕСТНЯК
|
|
|
|
|
|
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
__________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 2
Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании |
Результаты опыта | |||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | САХАРНЫЙ ПЕСОК |
|
|
|
|
|
2 | РЕЧНОЙ ПЕСОК
|
|
|
|
|
|
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
_______________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 3
Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании |
Результаты опыта | |||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ |
|
|
|
|
|
2 | ГЛИНА
|
|
|
|
|
|
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
__________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 4
Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании |
Результаты опыта | |||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | САХАРНЫЙ ПЕСОК |
|
|
|
|
|
2 | МАНКА
|
|
|
|
|
|
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
_________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 5
Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании |
Результаты опыта | |||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ |
|
|
|
|
|
2 | РЕЧНОЙ ПЕСОК
|
|
|
|
|
|
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Лист сомооценки участников проекта
Группа _______
Формируемые умения в учебном проекте | Мои результаты | |
1 | Я умею принимать и сохранять учебную задачу |
|
2 | Я умею планировать, контролировать свою деятельность |
|
3 | Я умею оценивать свою деятельность |
|
4 | Я умею работать с информацией (источники информации: ____________ __________________________________ |
|
5 | Я умею слушать и слышать товарищей |
|
6 | Я умею четко излагать свои мысли |
|
7 | Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения |
|
8 | Я умею работать в паре и группе |
|
9 | Я умею заполнять инструкционный лист |
|
10 | Материал, изучаемый на уроке: | *Я уже знал *Узнал сегодня *Это очень интересно для меня |
Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале черточкой в зависимости от уровня усвоения формируемых умений, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.
Условные знаки для подведения итогов в эмоциональном плане