Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру

ТЕМА: «Вода — растворитель»

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель первой квалификационной категории:

Козлова Галина Владимировна

2012 – 2013 уч. г.

ЦЕЛЬ:

формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных и т. д.) через реализацию учебного проекта по теме: «Вода — растворитель»

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ МОНОПРОЕКТА:

1.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Регулятивные УУД:

*формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

*определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

*находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

*вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;

*развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.

КоммуникативныеУУД:

*сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;

*доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;

*признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;

*договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Познавательные УУД:

*умение вести поиск, выделять , анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;

*создавать устные и письменные высказывания.

2.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

*формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;

*проявлять навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

*развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;

*осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

*положить начало формированию знаний о важнейшей роли воды в жизни человека и всего окружающего;

*воспитывать бережное отношение к воде;

*расширить представление детей о свойствах воды.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебник по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова,2 ч.);

  • Таблички со словами: роса, дождь, облака, иней, туман;

  • Инструкционные карты;

  • Вещества для проведения опытов: поваренная соль, сахарный песок, речной песок, мел, глина, мед

  • Карточки для блицопроса;

  • Орфографические, толковые словари русского языка;

  • Бейджики с названиями ролей участников проекта;

  • Условные знаки для подведения итогов в личностном плане.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Читает стихотворение:

-Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа).

-О чем сегодня будем говорить?

Слушают и отвечают на вопрос.(о природе)

Выполняют задания блицопроса.

2

Подготовительный этап

Актуализация знаний и фиксация затруднений с постановкой цели урока

Постановка проблемы

Деление класса на группы

Планирование деятельности

Показывает карточки со словами: роса, дождь, облака, иней, туман.

-почему их объединили в одну группу?

-О чем же мы сегодня будем говорить?

-Прочитайте напоминание Кости Погодина о свойстве воды.

-Что такое «растворитель» и «растворяться»?

Предлагает выбрать одно из предложенных слов (роса, дождь, облака, туман, иней)

и вспомнить основные правила работы в группах:

*уважай мнение других;

*помогай друг другу;

*не перебивай, будь открытым для взаимодействия

-Давайте обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата, т. е. коллективного продукта

-Каждая группа проведет предлагаемые опыты, результаты запишет в таблицу, сформулирует выводы и подготовит рассказ о воде (как растворителе!)

Отвечают: это предметы неживой природы и все они состоят из воды.

-О воде.

Читают сообщение в учебнике с.85 и формулируют цель урока.

В словарях находят значения слов и фиксируют проблему.

Выбирают и таким образом делятся на 5 групп.

Называют правила работы в группе

Обсуждают и принимают

Распределяют роли в группе, планируют действия своей работы, выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

3

Осуществление деятельности по решению проблемы.

Самостоятельная работа учащихся в группах. Оформление полученных результатов.

В качестве фасилитатора и эксперта наблюдает за работой детей. Советует по необходимости, следит за соблюдением временных рамок.

Консультирует по вопросам подготовки презентации.

Самостоятельно выполняют запланированные действия. ( По мере необходимости консультируясь с учителем-экспертом)

Оформляют проект, анализируют его коллективно, выясняют причины успехов и неудач.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

4

Презентация проектов

Организует презентацию полученных результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умения общаться , слушать и слышать, обосновывать свое мнение, умение работать в группе на получение общего результата и т. д.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

5

Подведение итогов проекта

Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроения»

Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью прикрепления листочков на «Дерево настроения»

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 1

Исследуемые

вещества

Предположение:

Растворится ли в воде?

Наблюдения при исследовании

Результаты опыта

Изменилась прозрачность?

Изменился ли

цвет?

Изменился ли

вкус?

1

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

2

ИЗВЕСТНЯК

2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..

3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.

__________________________________________________________________________________________

4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.

___________________________________________________________________________________________________________

Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 2

Исследуемые

вещества

Предположение:

Растворится ли в воде?

Наблюдения при исследовании

Результаты опыта

Изменилась прозрачность?

Изменился ли

цвет?

Изменился ли

вкус?

1

САХАРНЫЙ ПЕСОК

2

РЕЧНОЙ ПЕСОК

2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..

3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.

_______________________________________________________________________________________________________

4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.

___________________________________________________________________________________________________________

Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 3

Исследуемые

вещества

Предположение:

Растворится ли в воде?

Наблюдения при исследовании

Результаты опыта

Изменилась прозрачность?

Изменился ли

цвет?

Изменился ли

вкус?

1

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

2

ГЛИНА

2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..

3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.

__________________________________________________________________________________________________________

4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.

Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 4

Исследуемые

вещества

Предположение:

Растворится ли в воде?

Наблюдения при исследовании

Результаты опыта

Изменилась прозрачность?

Изменился ли

цвет?

Изменился ли

вкус?

1

САХАРНЫЙ ПЕСОК

2

МАНКА

2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..

3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.

_________________________________________________________________________________________________________

4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.

Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 5

Исследуемые

вещества

Предположение:

Растворится ли в воде?

Наблюдения при исследовании

Результаты опыта

Изменилась прозрачность?

Изменился ли

цвет?

Изменился ли

вкус?

1

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

2

РЕЧНОЙ ПЕСОК

2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..

3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.

___________________________________________________________________________________________________________

4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.

Лист сомооценки участников проекта

Группа _______

Формируемые умения в учебном проекте

Мои результаты

1

Я умею принимать и сохранять учебную задачу

2

Я умею планировать, контролировать свою деятельность

3

Я умею оценивать свою деятельность

4

Я умею работать с информацией

(источники информации: ____________

__________________________________

5

Я умею слушать и слышать товарищей

6

Я умею четко излагать свои мысли

7

Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения

8

Я умею работать в паре и группе

9

Я умею заполнять инструкционный лист

10

Материал, изучаемый на уроке:

*Я уже знал

*Узнал сегодня

*Это очень интересно для меня

Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале черточкой в зависимости от уровня усвоения формируемых умений, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.

Условные знаки для подведения итогов в эмоциональном плане

  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here